Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 08:23, контрольная работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. В основедиспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта.
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка
1.1. Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка
1.2. Основные типы личности
1.3. Измерение черт личности
Глава II. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка
1. Организация, процедура и методика исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
ТЕХНИКА РАБОТЫ С МЕТОДИКОЙ АЙЗЕНКА
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка
1.1. Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка
1.2. Основные типы личности
1.3. Измерение черт личности
Глава II. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка
1. Организация,
процедура и методика
2.2. Анализ
и интерпретация результатов
исследования
Актуальность темы
исследования определяется тем, что личность
есть особое качество, которое природный
индивид приобретает в системе общественных
отношений. В основедиспозиционального
направления в изучении личности лежат
две общие идеи. Первая заключается в том,
что люди обладают широким набором предрасположенностей
Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей в точности похожих друг на друга. Понятие личности раскрывается отчасти путем подчеркивания характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга. Действительно, каждое теоретическое направление в персонологии, чтобы оставаться жизнеспособным на рынке психологической науки, в той или иной мере должно рассматривать проблему различий между индивидуумами.
Персонологи приняли участие в решении проблемы построения исчерпывающих схем идентификации и измерения основных черт, формирующих ядро личности. Наиболее наглядно это проявилось в концептуальных и эмпирических подходах Г. Айзенка и Р. Кеттела (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997). Используя сложную психометрическую технику, известную как факторный анализ, эти теоретики пытались показать, как базисная структура черт личности влияет на наблюдаемые поведенческие реакции индивидуума. Для Айзенка в личности чрезмерно важны два основных параметра: интроверсия-экстраверсия и стабильность-нейротизм. Третий параметр, называемый психотизм - сила суперэго, Айзенк также рассматривает в качестве основного параметра в структуре личности. Кеттел, в отличие от Айзенка, утверждает, что структуру личности определяют по крайней мере 16 основных черт.
Айзенек соглашается с Кеттелом, что целью психологии являются предсказания поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует факторный анализ несколько иначе, чем Кеттел. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по некоей интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно.
Айзенк был убежден, что доля объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех субчерт (которые он называет типами). Айзенк гораздо большее значение придает генетическим факторам в развитии индивидуума. Это вовсе не говорит о том, что Айзенк отрицает ситуационные воздействия или влияние окружающей среды на человека, но он убежден в том, что черты личности и типы определяются, прежде всего, наследственностью (Кречмер Э., 1995). Несмотря на тот факт, что до сих пор еще не выяснено точное воздействие генетики на поведение, все большее число психологов согласны со взглядами Айзенка на этот вопрос.
Проблема исследования:
Проблема диагностики темперамента в профессии «Рекламный агент» очень важна. Прежде всего, это отражается на эффективности групповой деятельности, состоянии психологического климата коллектива, а также на профессиональной деятельности рекламного агента.
Глава I. Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка
1.1.Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе-ние. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из несколь-ких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверх-ностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, при-сущие этому типу (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997). И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных. реакций, которые, в свою очередь, формируются из множества специфических ре-акций,. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонст-рирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встре-чает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реак-цией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями, такими как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общительности. На уровне черт об-щительность коррелирует с предрасположенностью реагировать в ключе активно-го, живого и уверенного поведения (Морозов А.В., 2000). В совокупности эти черты составляют супер-черту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.
Рассматривая иерархическую модель личности по Айзенку, следует отметить, что здесь слово «тип» предполагает нормальное распределение значений парамет-ров на континууме. Поэтому, например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхним и нижним пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью данного качества. Таким образом, экстраверсия это не дискретный количественный показатель, а некий континуум. Поэтому Ай-зенк использует в данном случае термин «тип».
1.2.Основные типы личности
Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблю-дение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физио-логические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личнос-ти. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997), которые он назвал интроверсия -- экстраверсия и нейротизм -- стабиль-ность (иногда этот фактор называют нестабильность -- стабильность). Эти два измерения личности ортогональны, то есть они статистически не зависят друг от друга. Соответственно, людей можно разделить на четыре группы, каждая из кото-рых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазо-не одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. С каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности. При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке -- в обоих диапазонах типов -- и по-этому получают не столь экстремальные характеристики. Люди, которые являются одновременно интровертированными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботли-выми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма пред-полагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, покладистость и общительность. И на-конец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессив-ными, импульсивными и возбудимыми (Шевандрин Н.И., 1998). Следует отметить, что Айзенк особое зна-чение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакая из комбина-ций этих типов личности не может быть более предпочтительной, чем другая. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и нега-тивные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведе-ния. Они просто разные.
Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм -- сила суперэго (Ильин Е.П., 2001). Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они частобывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм -- это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать пси-хотической либо психопатической личностью (Кречмер Э., 1995). Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.
Наиболее увлекательным ас-пектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия -- экстра-версия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электро-энцефалографическими исследованиями. Айзенк (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997) использует тер-мин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величи-ну от нижнего экстремума (например, сон) до верхнего экстремума (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следо-вательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции -- по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них (Кречмер Э., 1995). И наобо-рот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступаю-щей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.
Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по стабильности -- нейро-тизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы (Данилова Н.Н., Крылова А.Л., 1997). В осо-бенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспо-койство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.
Что касается исследований, посвященных выявлению основы психотизма, то они находятся в стадии поиска (Крупнов А.И., 1989). Однако в порядке рабочей гипотезы Айзенк увя-зывает этот аспект с системой, продуцирующей андрогены (химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые при попадании в кровь регулируют развитие и сохранение мужских половых признаков). Однако прове-дено слишком мало эмпирических исследований в этой области, чтобы подтвердить гипотезу Айзенка о связи между половыми гормонами и психотизмом.
Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предло-женная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комби-нированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. На-пример, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивные расстройства, а также фобии (Крупнов А.И., 1989). И наоборот, человек с высоким уровнем экстраверсии и нейротизма подвержен риску психопатических (антисоциаль-ных) расстройств. Однако Айзенк спешит добавить, что психические расстрой-ства не являются автоматически результатом генетической предрасположенно-сти. «Генетически наследуемой является предрасположенность человека по-ступать и вести себя определенным образом при попадании в определенные ситуации» (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997). Таким образом, вера Айзенка в генетический фундамент различного рода психических расстройств сочетается с равной по силе убежденностью в том, что факторы окружающей среды могут до некоторой степени изменить развитие такого рода нарушений.
1.3.Измерение черт личности
Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем су-перчертам личности. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ) (Ильин Е.П., 2001). Об-разцы отдельных пунктов EPQ представлены в табл. 6-5. Следует отметить, что опросник содержит пункты, релевантные данным трем факторам, образующим структуру личности. Кроме того, EPQ включает шкалу лжи для выявления склонности личности к фальсификации ответов с целью показать себя в более привлекательном свете. Была составлена и анкета «Подростковый личностный опросник» (Junior EPQ) для тестирования детей в возрасте 7-15 лет (Психологическая диагностика, 1997).
Тот факт, что Айзенк и Кеттел используют разные личностные опросники для дальнейшей факторизации данных, отчасти объясняет различие между ними по количеству черт, которое они считают необходимым для объяснения личности.
Причина здесь в том, что результаты факторного анализа в значительной мере зависят от источника или типа получаемых данных. В любом случае, Айзенк убежден, что его два основных типовых критерия интроверсия -- экстраверсия и стабильность -- нейротизм были эмпирически подтверждены в работах несколь-ких исследователей, применявших многие другие личностные тесты (Данилова Н.Н., Крылова А.Л., 1997). Большая часть доказательств в поддержку этой точки зрения получена из исследований поведенческих различий между экстравертами и интровертами.