Понятие инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение отдельных этапов купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Понятие инфраструктуры.docx

— 199.48 Кб (Скачать)

 

- поддержание низкого  уровня инфляции,

 

- обеспечение высокого  уровня занятости населения,

 

- достижение неотрицательного  сальдо внешней торговли,

 

- обеспечение приемлемого  уровня бюджетного дефицита и  дефицита платежного баланса.

 

Реализация главных целей  макроэкономической политики обеспечивается Национальным банком и правительством Республики Казахстан путем проведения соответствующих денежно-кредитной  и налогово-бюджетной политики, регулирования  внешнеэкономической деятельности и валютного курса, политикой  поддержки отечественных товаропроизводителей.

В этом направлении достигнуты определенные успехи: несколько лет  поддерживается макроэкономическая стабильность, республика имеет положительный  торговый баланс; более того, Казахстан  стал чистым нетто-экспортером капитала; началась реализация нескольких программ по конкретной поддержке реального  сектора экономики; в стране сформировалась и достаточно уверенно функционирует  банковская система, отвечающая современным  требованиям.

 

Вместе с тем, угроза макроэкономической стабильности в стране продолжает сохраняться.

 

Во-первых, высокие темпы  роста казахстанской экономики  за последние годы обусловлены не столько оживлением казахстанской  экономики в целом, сколько благоприятной  внешнеэкономической конъюнктурой и высокими ценами на нефть, черные и цветные металлы, которые составляют основу казахстанского экспорта.

 

Во-вторых, отсутствует строго сформулированная и обоснованная государственная  политика регулирования экономики  на этапе выхода и закрепления  страны на траектории устойчивого экономического роста. Это проявляется, прежде всего, в том, что экономическая политика правительства и политика Национального  банка основываются на теоретических  концепциях, которые принципиально  отличаются.

 

Макроэкономическая политика Национального банка последовательно  формируется на неоклассических  концепциях, и он свои задачи решает в соответствии с монетарной теорией. Макроэкономическая политика правительства  же не имеет четко выраженной теоретической  базы, большинство правительственных  программ ориентируется на использовании  неокейнсианских подходов.

 

В этой связи меры, которые  предлагают эти два высших экономических  органа страны, нередко противоречат друг другу, что может привести к  новому экономическому и финансовому  кризису при резком изменении  внешнеэкономической конъюнктуры.

 

Например, правительство  пытается снизить процентные ставки на кредиты реальному сектору, что  крайне важно для Казахстана и  вполне возможно при нынешней ситуации. Национальный же банк для обуздания  инфляции предполагает увеличить ставку рефинансирования, что увеличит стоимость  заемных средств.

 

Несогласованность действий правительства и Национального  банка, различные теоретические  концепции, которые определяют направления  их деятельности, представляют потенциальную  угрозу для наметившегося экономического роста и сохранения макроэкономической стабильности.

 

 Высокий уровень инфляции

 

Высокие темпы инфляции ассоциируются  с кризисным состоянием экономики. Поэтому во главу угла макроэкономической политики Национального банка и  правительства республики ставится задача сдерживания инфляции на уровне не более 5-7% в год. Инфляционная безопасность страны обеспечивается Национальным банком проведением соответствующей политики предложения денег, сдерживания  быстрого роста денежной массы, т.е. монетарными методами.

 

Реализация стандартных  мер антиинфляционной политики, направленных на достижение абстрактных среднемировых  стандартов по уровню инфляции и дефицита государственного бюджета, может привести не только к большим социальным издержкам, но и к длительной стагнации. Поэтому  выбор модели экономической политики должен осуществляться с учетом конкретных особенностей каждой страны, а не подчиняться  требованиям абстрактных моделей  экономического роста, которые разрабатываются  для идеальной экономики.

 

О возможности продолжительного экономического роста при достаточно высоких темпах текущей инфляции свидетельствует опыт развития экономики  ряда стран за достаточно длительный период.

 

Среднегодовые темпы экономического роста и текущей инфляции, в %

  

Среднегодовой темп роста 

Среднегодовой уровень инфляции

 

Годы/

 

Страна 

1972

 

1975 

1976

 

1980 

1981

 

1985 

1986

 

1990 

19911992 

1972

 

1975 

1976

 

1980 

1981

 

1985 

1986

 

1990 

1991

 

1992

 

Япония 

3.2 

4.6 

4.0 

4.5 

3.9 

15.4 

6.6 

3.0 

1.3 

5.1

 

Корея 

0.5 

7.7 

0.8 

0.1 

8.1 

7.2 

7.2 

0.7 

5.4 

6.8

 

Франция 

2.6 

3.2 

2.0 

3.0 

2.4 

0.9 

0.4 

  

3.1 

7.6

 

Германия 

1.3 

3.2 

1.0 

3.3 

2.4 

6.6 

4.1 

4.0 

1.4 

3.7

 

Бразилия 

9.5 

6.7 

1.1 

1.9 

3.8 

2.9 

1.1 

9.2 

2.7 

3.5

 

 

Как видно из таблицы, для  ряда стран, например, той же Бразилии, характерен более или менее устойчивый экономический рост, что связывается  с положительным значением потенциала экономического роста. Это подтверждает отсутствие прямой зависимости между  уровнем текущей инфляции и темпами  экономического роста.

 

Так, во Франции среднегодовые  темпы прироста составили за весь период около 2.4 %, в Германии - 2.4 %, Японии - 3.9 %, Англии - менее 2 %, в США - 2.3 %. Из развитых стран исключением является Южная Корея, где этот показатель за рассматриваемый период составил 8.8 %.

 

Среди развивающихся стран  среднегодовые темпы прироста ВВП  существенно выше. Так, в Бразилии они составили 3.8 %, Индии - 5 %, Малайзии - около 8 %. Экономическая политика, например, в Бразилии была сознательно  направлена на поддержание высоких  темпов инфляции как своеобразной подпитки роста реального сектора экономики.

 

Во многом это связано  с активной бюджетной политикой, четко выраженной целью экономической  политики, направленной на экономический  рост, а не просто на подавление инфляции.

 

Кроме того, инфляция в Казахстане является инфляцией издержек производства: цены производителей растут быстрее, чем  потребительские цены. В этой связи  чисто монетарные методы антиинфляционной политики плохо работают, а снижение уровня инфляции невозможно без серьезного обновления производственного аппарата, структурной перестройки экономики, широкого использования ресурсосберегающих технологий.

 

Поэтому реальную угрозу макроэкономической стабильности в настоящее время  представляет не превышение 7% уровня инфляции, а решение Национального банка  о повышении ставки рефинансирования, которое ухудшит доступ предприятий  реального сектора к заемному капиталу и будет сдерживать модернизацию производственного аппарата в перерабатывающих отраслях экономики и сельском хозяйстве.

 

Бюджетный дефицит

 

Международный опыт показывает, что между размерами бюджетного дефицита, уровнем инфляции и темпами  экономического роста отсутствует  прямая зависимость. На этапе экономического роста принципиальное значение приобретает  сама природа бюджетного дефицита. Усиление роли государства в создании условий для экономического роста  связано с усилением инвестиционной функции государственного бюджета, финансированием общественно значимых проектов с большим мультипликативным  эффектом. Известно, что участие  государства в том или ином инвестиционном проекте служит дополнительным стимулом для привлечения частных  инвестиций, в том числе и иностранных.

 

Для Казахстана в настоящее  время перспективным направлением инвестирования государственных средств  может рассматриваться, например, развитие строительной индустрии. В рамках жилищной политики особое внимание уделяется  вопросам развития ипотечного кредитования, снижения процентных ставок на жилищные кредиты. В этой связи ставка делается на стимулирование платежеспособного  спроса населения на жилье.

 

На наш взгляд, обеспечение  казахстанцев доступным жильем требует  резкого удешевления строительства  жилья. Этого можно достигнуть путем  значительного увеличения предложения  жилья, т.е. развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии  в целом. За счет роста масштабов  произойдет и удешевление жилья  до приемлемого уровня. В этой связи  целесообразным является не только стимулирование спроса на жилье, но и его предложения  по всей технологической цепочке.

 

В соответствии с этим на этапе выхода на траекторию устойчивого  экономического роста целесообразно  отказаться от политики бездефицитного бюджета и пойти на дефицитное финансирование отдельных проектов в рамках жилищной политики, индустриально-инновационной  стратегии и других принятых правительственных  программ.

 

Мультипликатор государственных  расходов в настоящее время приблизительно равен 3, т.е. рост государственных расходов на 1% приводит к 3% росту экономики. Если рост государственных расходов будет  связан с ростом инвестирования реального  сектора экономики, то увеличение бюджетного дефицита компенсируется общим подъемом казахстанской экономики. Тем более  что в настоящее время Казахстан  располагает достаточными внутренними  источниками финансирования бюджетного дефицита.

 

Зависимость доходной части  бюджета от внешнеэкономической  конъюнктуры

 

Более 26% доходов государственного бюджета формируется за счет поступлений  от нефтегазового сектора, что представляет реальную угрозу для исполнения государственных  программ при снижении мировых цен  на нефть. Создание Национального фонда, в котором аккумулируются все  поступления от сырьевого сектора  экономики, в определенной степени  снижает уровень негативных последствий  изменения внешней конъюнктуры  на казахстанскую экономику.

 

Внешнеэкономическая зависимость  казахстанской экономики от колебания  мировых цен на ограниченную группу сырьевых товаров является следствием структурных деформаций, преобладанием  добывающих отраслей, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке. Устранение этой, наиболее серьезной  угрозы, возможно только при диверсификации экономики, ускоренном развитии перерабатывающих отраслей промышленности и выходе на мировые и региональные рынки  с готовой продукцией с более  высокой добавленной стоимостью, что требует проведения радикальной  промышленной политики.

 

Важным направлением снижения зависимости доходной части государственного бюджета от колебания цен на сырьевые товары является изменение принципов  налогообложения, переход от налогообложения  прибыли и доходов от предпринимательской  деятельности к рентному налогообложению.

 

К настоящему времени из четырех  факторов производства: труд, капитал, земля и природные ресурсы - налогом  облагаются только первые три фактора. Доля рентных платежей и платежей за право пользования природными ресурсами, которые принадлежат  всему казахстанскому народу, составляет в общей массе государственных  доходов менее полпроцента ВВП.

По нашей оценке, масса  природной ренты, которая фактически приватизирована добывающими компаниями в нефтегазовом секторе, составляет более 1 млрд. долларов. А в целом  по минерально-сырьевому комплексу  – 6-8% ВВП, что превышает плановые поступления в бюджет от нефтегазового  сектора. В этой связи совершенствование  налогообложения позволит избавиться от зависимости бюджетных доходов  от колебания мировых цен на нефть, т.к. размеры природной ренты не зависят от цен реализации полезных ископаемых.

 

Непрозрачность бюджетного процесса

 

Серьезной угрозой для  социально-экономического развития страны является непрозрачность бюджетного процесса, отсутствие достоверных сведений об источниках бюджетных поступлений. Практически ежегодно меняются «правила»  игры, что не позволяет разрабатывать  долгосрочные программы развития отдельных  секторов экономики и регионов страны.

 

Принятые Бюджетный и  Налоговый кодексы уже в настоящее  время изменяются при разработке проекта бюджета на текущий год. Например, изменен порядок формирования и использования средств Национального  фонда, что предоставляет для  правительства широкое поле для  маневра средствами фонда. Последние  изменения в Бюджетном кодексе  относительно Национального фонда  делают полностью непрозрачными  денежные потоки добывающего сектора  экономики Казахстана.

 

Несмотря на принятие программы  разграничения полномочий между  различными уровнями органов управления, не решен вопрос о формировании самостоятельных  бюджетов нижнего уровня управления – сельских бюджетов, что ставит их в полную зависимость от вышестоящего уровня управления.

 

Отсутствует более или  менее достоверная информация о  финансовых взаимоотношениях между  крупными добывающими компаниями и  правительством, в связи с чем  создается возможность для коррупции  и нецелевого использования средств. Так, в бюджете на 2005 г. из списка плательщиков в Национальный фонд исключены  ряд добывающих компаний, «Тенгизшевройл»  освобожден от уплаты роялти.

 

Кроме того, отсутствие Банка  качества казахстанской нефти позволяет  искусственно занижать объемы добычи нефти при ее пересчете из метрических  тонн в баррели, что создает для  Правительства определенный резерв сверхплановых поступлений в  бюджет страны – до 16% поступлений  от нефтегазового сектора или  около 4% всех доходов государственного бюджета.

 

Потеря управляемости  экономикой и усиление влияния зарубежных стран на социально-экономическую  политику

 

В Республике Казахстан одной  из первых на постсоветском пространстве была введена практика привлечения  иностранного капитала путем передачи крупных предприятий базовых  отраслей промышленности в трастовое  управление с последующей приватизацией  и созданием новых производств  со стопроцентным участием иностранных  инвесторов. В результате в добывающем секторе доминируют дочерние фирмы  крупных ТНК, которые фактически диктуют политику этого ключевого  сектора экономики.

 

Определяя лицо казахстанской  экономики, ТНК лоббируют свои интересы как официальным, так и неофициальным  путем через ключевые фигуры в  соответствующих структурах. Например, известный конфликт с «Тенгизшевройл»  по поводу строительства газоперерабатывающего  завода был разрешен при прямом лоббировании интересов компании Совета иностранных  инвесторов. Вместе с тем, «Тенгизшевройл»  работает по Соглашению о разделе  продукции, и к нему не должны относиться налоговые льготы, предоставляемые  в рамках общего налогового законодательства. Кроме того, по нашему мнению, пункт о строительстве завода был предусмотрен соответствующим Соглашением, следовательно, компания фактически не выполнила своих обязательств.

Информация о работе Понятие инфраструктуры