Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:12, реферат
Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение отдельных этапов купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса.
В качестве фактора производства инфраструктура рассматривается как прямой вклад в производственный процесс. Практика показывает, что увеличение накопленного инфраструктурного капитала способствует росту ВВП. Конкретным примером может служить энергетическая инфраструктура. Потребление электроэнергии необходимо как в производстве товаров, так и в сфере услуг; ненадежное энергоснабжение делает эти процессы либо слишком затратными, либо полностью невозможными.
Инфраструктура как дополнение к другим факторам производства может проявляться в двух формах. С одной стороны, модернизация инфраструктуры способна снижать издержки производства. Неадекватное состояние инфраструктуры ложится тяжелым бременем на издержки компаний, которые вынуждены закладывать отсутствие инфраструктуры в стоимость своей продукции или даже строить необходимую им инфраструктуру за свой счет. Неадекватная транспортная инфраструктура, например, значительно повышает издержки транспортных компаний, вынужденных искать альтернативные пути доставки товаров. По данным И. Левитина, экономические потери России только от плохих дорог составляют 6% ВВП [3].
С другой стороны, хорошее
состояние инфраструктуры повышает
производительность других факторов производства,
включая капитал, рабочую силу и
совокупную факторную производительность
[4]. Производительность капитала и таких
его элементов, как машины и электронное
оборудование, резко возрастает при
надежном снабжении энергией, а производительность
труда становится гораздо выше, если
инфраструктура здравоохранения и
образования продуцирует
Бывает, что неадекватная инфраструктура делает практически невозможными некоторые производственные процессы. Международная торговля, например, в значительной степени зависит от плотности транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Инфраструктура лежит в основе процесса промышленной агломерации, при котором новые отрасли концентрируются вокруг уже сложившихся индустриальных кластеров [5]. Так, по всей видимости, формирование автомобильного кластера вокруг Санкт-Петербурга было бы невозможно при отсутствии близлежащего порта, достаточно густой дорожной сети и надежного энергоснабжения.
Инфраструктура стимулирует
аккумуляцию других факторов производства.
Например, накопление человеческого
капитала есть функция таких факторов,
как школьные здания, квалификация
персонала, наличие подъездных путей
к школе и т.п. Таким образом,
косвенное воздействие
Инфраструктура может
выступать важным фактором формирования
совокупного спроса. Крупные инфраструктурные
проекты обычно сопровождаются массированными
инвестициями в строительство, а
позже в ремонт и реконструкцию
сооружений, вызывая спрос на продукцию
смежных отраслей (металлургии, производства
строительных материалов и конструкций,
химической и деревообрабатывающей
промышленности, сферы услуг). Государство
часто использует крупные инфраструктурные
проекты в антициклической
Инфраструктурные инвестиции
могут выступать в качестве инструмента
промышленной политики. Инвестируя в
определенные инфраструктурные проекты,
государство побуждает принять
в этом процессе участие и представителей
частного капитала. Так, строительство
дороги в сельской местности может
стимулировать процесс
Со своей стороны, экономический
рост также может воздействовать
на принятие инфраструктурных инвестиционных
решений, генерировать спрос на увеличение
инфраструктурной сети. Совершенствование
инфраструктуры бывает необходимо для
транспортировки произведенной
дополнительной продукции, поддержания
связи с потенциальными потребителями
такой продукции, повышения квалификации
персонала для производства этой
продукции в будущем. Например, неожиданно
высокие урожаи зерна в России
в 2000–2007 гг. побудили государство и
частные компании организовать его
масштабный экспорт, что натолкнулось
на отсутствие адекватных перевалочных
и портовых мощностей на черноморском
побережье и стимулировало
На основании анализа
взаимосвязи между
Инфраструктурные инвестиции
исторически рассматривались
Дискуссии относительно роли
частного сектора в инфраструктуре
достаточно широко представлены в современной
экономической литературе [8]. Мнение
специалистов отчетливо склоняется
к приоритету инвестиций частного сектора
над государственными, за исключением
случаев «национальной
Не существует одной универсальной
эффективной системы
Независимо от того, частный
или государственный сектор осуществляет
инфраструктурные инвестиции, одним
из ключевых факторов становятся источники
их финансирования, которые могут
оказывать решающее (в том числе
негативное) воздействие на макроэкономические
показатели развития. Например, займы
из зарубежных источников под высокие
проценты в иностранной валюте способны
существенно снижать
Группа исследователей сравнительно недавно попыталась выяснить, какие объемы инвестиций нужны для реализации определенных инфраструктурных потребностей [10]. Моделируя взаимосвязь между инфраструктурными инвестициями и ВНП на примере 52 стран мира за период с 1980 по 2002 г., авторы установили, что для поддержания темпов роста ВНП на уровне 3,6% в год требуется вкладывать в системы электроснабжения и телекоммуникационную инфраструктуру 0,2 и 0,7% от ВНП соответственно. А для достижения ежегодных темпов роста экономики в 6% понадобится удвоение этих показателей. Расчеты не учитывали качественного уровня существующей инфраструктуры, поэтому реальные объемы необходимых инвестиций могут оказаться существенно выше.
Не все сегменты инфраструктуры одинаково влияют на экономический рост. По мнению большинства экспертов, наибольшее воздействие оказывает дорожная сеть. Однако в одном из исследований, рассматривающем не только производственную, но и социальную инфраструктуру, утверждается, что образовательная инфраструктура оказывает на экономический рост еще более сильное влияние [11].
Тот или иной вид инфраструктуры
может оказаться в определенный
период времени особенно важным. В
этой связи большое значение имеет
оптимальное сочетание
Наконец, принципиальное значение
имеет соотношение между новым
инфраструктурным строительством и
ремонтом существующей сети. К сожалению,
методики оценки качественного состояния
инфраструктуры и технологии «амортизации
качества» практически
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, РОЛЬ И ДИСФУНКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ*
С.И. Яковлева
Популярный международный
термин "инфраструктура" пока не
имеет общепризнанного
Деятельность инфраструктуры
и ее влияние на региональное развитие
мы предложили называть территориальными
функциями [10]. Для краткости сочетание
"содержательных" функций нами
названо социально-
В общественном разделении труда
основными социально-
строительство и ремонт, т.е. воспроизводство основных фондов;
обслуживание хозяйственного
оборота (транспортировка и
распределение и обмен материальных благ в социальной сфере;
оказание потребительских услуг (обслуживание и удовлетворение потребительского спроса населения);
охрана здоровья людей;
охрана и оздоровление окружающей среды;
формирование общественного сознания и научного мировоззрения;
информационно-консультативное обслуживание и обеспечение научной деятельности;
управление и производство деловых услуг;
охрана общественного порядка, объектов, продукции, имущества, обеспечение деятельности вооруженных сил и военных действий (рис.1).
Роль инфраструктуры в
социально-экономическом
Роль инфраструктуры в
пространственном развитии территории
- это роль "организатора" социально-экономического
пространства. Она проявляется в
изменениях отдельных аспектов территориальной
организации регионов и их компонентов
- населения, хозяйства, природопользования
и культуры [8; 9]. Представление об
основных аспектах территориальной
организации разработано А.А. Ткаченко
[7. С.13-14]. Выделенные им аспекты носят
общий характер и позволяют указать
основные направления влияния
меняются условия размещения (локализации) и др.
усиливаются или сглаживаются территориальные различия;
меняются атрибуты пространственных отношений (ЭГП, соседство, периферийность и центральность, транзитность, трансграничность);
устанавливаются или нарушаются пространственные (горизонтальные) связи;
формируются территориальные системы;
формируются территориальные комплексы;
развиваются и/или "свертываются" территориальные структуры;
усиливаются и/или затухают пространственные процессы и др.;
изменяется пространственная морфология (конфигурация) отдельных объектов, систем, комплексов и др.
Л.А. Велихов в своем классическом курсе муниципальной науки [3. С.176] сформулировал закон технико-экономической, в том числе транспортной, обусловленности, согласно которому "большинство наиболее быстро развивающихся городских центров лежит в полосах или на линиях установившихся интернациональных сношений". При этом представляется верным методологическое положение о вторичности территориальной организации социально-экономических процессов. Первична сама по себе глубинная основа экономической, социальной, политической жизни [2], а всеобщие законы размещения общественного производства - закон территориального разделения труда, закон экономии затрат труда на преодоление пространственного разрыва между элементами производства, закон агломерации производства - это "специальные (частные) законы, представляющие собой пространственную форму выражения экономических законов" [1. С.11]. Содержанием указанных объективных законов являются причинно-следственные связи, в том числе в системе "инфраструктура - территориальная организация региона".