Понятие инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Развитие инфраструктуры идет параллельно с развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Пока число сделок невелико и обороты рынка малы, содержание инфраструктуры обходится дорого, поэтому она остается на примитивном уровне. В частности, процедуры перехода ценных бумаг осложнены, поиск партнера по сделке случаен, гарантии совершения сделки практически отсутствуют. По мере роста оборота выполнение отдельных этапов купли-продажи становится самостоятельным видом бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Понятие инфраструктуры.docx

— 199.48 Кб (Скачать)

 

Социально-экономические  и пространственные функции инфраструктуры взаимосвязаны и образуют целостную  систему, включающую "размещенческие", дифференцирующие, коммуникационные, интегрирующие, процессуальные, морфологические  и управленческие функции (рис.1). Это  значит, что каждый действующий инфраструктурный объект (предприятие, учреждение, дорога, линия коммуникаций), центр или  коридор (сочетание железнодорожных  и автомобильных магистралей, линий  электропередачи высокого напряжения, подземных магистральных газо- и  нефтепроводов, водных путей и др.) одновременно выполняют разнообразные  социально-экономические и пространственные функции, вызывая изменения в  территориальном развитии страны (региона).

 

Рассмотрим формы проявления пространственных функций инфраструктуры в территориальном (региональном) развитии:

"Размещенческая" функция.  Инфраструктура - фактор размещения  новых объектов и/или трансформации  старых (реконструкция, демонтаж  и др.).

Дифференцирующая функция. Функциональные, отраслевые и территориальные  различия инфраструктурного оснащения  территорий являются причиной возникновения, усиления, сглаживания и одновременно способом регулирования дифференциации регионов по различным характеристикам.

Коммуникационная функция. Формирование экономико-географического  положения, в том числе инфраструктурно-географического  положения (относительно инфраструктурных объектов, сетей и "коридоров"), т.е. создание условий для развития объектов во взаимодействии друг с  другом. Инфраструктура - предпосылка ("каналы") установления пространственных связей.

Интегрирующая функция. Формирование территориальных систем и территориальных  комплексов происходит на инфраструктурной "основе". Инфраструктура обеспечивает их внутренние и внешние связи  и вызывает изменения территориальных  структур населения (расселения), хозяйства, природопользования и др.

Процессуальная функция. Инфраструктурное обеспечение территории - предпосылка многих территориально-структурных  процессов в региональном развитии (территориальное перераспределение, "свертывание" опорного каркаса  и др.).

Морфологическая функция. Инфраструктура - фактор формообразования, вызывающий изменение конфигурации территории и её объектов.

Управленческая функция. Управление инфраструктурой - одна из функций территориального управления. Инфраструктурное оснащение территории - важнейший инструмент управленческих воздействий на все аспекты территориальной  организации регионов.

 

Меняются функции инфраструктуры, ее предприятия, учреждения и сети, меняются люди и их потребности, но социально-экономическая и пространственная роль инфраструктуры остается. Ролевые  функции характеризуют инфраструктуру как активный фактор территориального развития.

 

Создание инфраструктуры (строительство, в первую очередь  коммуникационных сетей, и организация  системы обслуживания и др.) есть проявление самого процесса территориального развития.

 

Территориальные функции  инфраструктуры могут быть целенаправленными (программными) или случайными (рис.2). Программные функции инфраструктуры (концептуальные, проектные, плановые) регулируются органами территориального управления [14]. Целенаправленные инфраструктурные мероприятия на конкретной территории могут вызывать непредусмотренные  последствия, например, экологического характера [12], т.е. выполнять случайные (неплановые) функции. Усиление внимания к возможному воздействию инфраструктуры на территориальное развитие страны и ее регионов несет существенные дополнительные выгоды в социальной, экологической и экономической  сферах.

 

 Рис. 1. Система территориальных  функций инфраструктуры

 в социально-экономическом  и пространственном развитии  регионов

 

Классификация территориальных  функций инфраструктуры может быть продолжена по другим признакам [9.С.26-27]:

по приуроченности к разным типам поселений (функции инфраструктуры в развитии городов и сельских поселений);

по историко-генетическим характеристикам (функции первичные, вторичные, или трансформированные, традиционные, формирующиеся, сформировавшиеся);

по временным характеристикам (функции исторические, современные, прогнозные);

по продолжительности  влияния на территориальное развитие (функции длительного, или долговременного, кратковременного и мгновенного  влияния);

по значимости в освоении пространства (функции глобального, международного, национального, регионального, районного и локального значения);

по правовому содержанию (функции законные и незаконные);

по месту в территориальном  развитии (функции основные, или  ведущие, и дополнительные);

по активности (силе) влияния  на территориальное развитие (функции  активные/пассивные) и др.

 

 Рис.2. Классификация территориальных  функций инфраструктуры

 по характеру проявления  в региональном развитии и  управлении 

 

Носителями (субъектами) территориальных  функций являются отдельные инфраструктурные объекты, коридоры, центры; объектами - территории их расположения; пользователями - население (территориальные общности).

 

Ведущей тенденцией развития современной цивилизации становится глобализация жизни человечества. Этот процесс "пространственного развития" осуществляется при активном участии  инфраструктуры, прежде всего транспортных, энергетических, телекоммуникационных и других сетей. Их коммуникационная и интегрирующая роль подчеркивается в современных концептуальных моделях  устойчивого развития мира и европейского континента [5], Российской Федерации [1]. Роль инфраструктуры как организатора экономического и социального пространства определена и установками нынешней экономической программы правительства  России [4].

 

Главное методологическое требование к изучению инфраструктурной тематики может быть сформулировано следующим  образом: исследования территориальной  организации инфраструктуры должны проводиться с учетом ее ролевых  территориальных функций. Тема оценки влияния инфраструктуры на территориальное  развитие перспективна для дальнейшего  развития в плане как предмета (это могут быть отдельные территориальные  функции инфраструктуры или их сочетания), так и объекта (разные типы районов, отдельные регионы) исследования. В  настоящей публикации показаны (и  уточнены) территориальные функции  инфраструктуры, а методическая задача определения меры ее влияния на региональное развитие требует дальнейшего решения. Постоянная диверсификация территориальных  функций инфраструктуры предопределяет актуальность научно-прикладных исследований по данной тематике.

 

Использование понятия "территориальные  функции", вероятно, не ограничивается инфраструктурной тематикой, а имеет  общий характер и может использоваться при изучении территориальной организации  жизнедеятельности населения, хозяйства, природопользования, культуры, а также  компонентов природы.

Транспортная инфраструктура

Развитие транспортной инфраструктуры: Правительственный час в Мажилисе

А.Кусаинов: На основе нового Закона о гражданской авиации  введен мораторий на открытие новых  авиакомпаний, сокращено количество авиакомпаний с 69 до 53 и прекращена эксплуатация 208 ВС, не отвечающих требованиям  безопасности полетов 

21.12.2010 / политика и общество

 

 

Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 20 декабря

 

"Развитие транспортной  инфраструктуры". Правительственный  час эту тему состоялся сегодня  в Мажилисе под председательством  вице-спикера Жаныбека Карибжанова.  С докладом перед депутатами  выступил и ответил на их  вопросы министр транспорта и  коммуникаций РК Абельгази Кусаинов (тезисы):

"За 11 месяцев 2010 года  в министерстве транспорта и  коммуникаций РК рассмотрено  138 запросов и обращений депутатов  Парламента Республики Казахстан,  в том числе 24 обращения от  физических и юридических лиц,  поступивших к депутатам.

Больше всего запросов и обращений приходится на автодорожную отрасль. Это касается состояния  автомобильных дорог, а также  перевозки пассажиров и уровня сервиса  на железнодорожном транспорте. В  числе других поднимаемых вопросов и перспективы развития гражданской  авиации, автомобильного транспорта, безопасность на дорогах. Характер запросов свидетельствует  о системных проблемах, связанных  с износом основных фондов во всех отраслях транспортно-коммуникационного  комплекса.

По автодорожной отрасли  в результате обращений депутатов  в 2010 году в общей сложности дополнительно  выделено 4,7 млрд. тенге. Из них 2,2 млрд. тенге – на строительство, реконструкцию  и капитальный ремонт 26 км местной  сети автодорог в Мангистауской, Костанайской и Атырауской областях (Кызылсай – Шопан-Ата, Аркалык –  Торгай, Индер – Миялы – Сагиз).

По многочисленным обращениям депутатов Восточно-Казахстанской, Алматинской, Акмолинской и Карагандинской областей в целях надлежащего  содержания и своевременной очистки  дорог от снега при уточнении  республиканского бюджета на 2010 год  дополнительно выделено 1 млрд. 750 млн. тенге. Эти средства предназначены  для закупа снегоуборочной техники, которая должна быть поставлена в  январе-феврале 2011 года. Кроме того, в бюджете следующего года предусмотрено 2 млрд. тенге на приобретение дорожно-эксплуатационной техники.

На ликвидацию паводковых разрушений выделено 800 млн. тенге, за счет которых восстановлены 3 моста в  Алматинской и Восточно-Казахстанской  областях. Дополнительно выделено 34 млн. тенге на разработку проекта  реконструкции лавиноопасного участка  – Осиновского перевала на автодороге "Усть-Каменогорск – Зыряновск – Рахмановские ключи". Разработка проектно-сметной документации (ПСД) и реализация проекта планируется в 2011 году.

С августа этого года начата разработка ПСД на строительство  участка "Северный обход г. Актобе", реализация которого намечена со следующего года.

В ходе рассмотрения проекта  республиканского бюджета на 2011-2013 годы по предложению депутатов Парламента увеличены трансферты на автодороги областного и районного значения в 10-ти областях на общую сумму 5,7 млрд. тенге, что позволит дополнительно  охватить ремонтом 121 км помимо 1 527 км, предусмотренных на 2011 год.

Сегодня железнодорожным  транспортом перевозится порядка 18 млн. пассажиров в год, и эта  цифра ежегодно растет. Для поддержания  требуемого уровня мобильности населения  при дефиците пассажирских вагонов  и эффективного использования вагонного  парка, в целях обеспечения, в  первую очередь, внутренних перевозок  принимается ряд конкретных мер.

Принято решение по отмене прицепных вагонов международных  поездов, имеющих низкую заполняемость. Соответственно, увеличено количество беспересадочных вагонов "Атырау – Астана", восстановлено курсирование беспересадочного вагона "Костанай – Киев" и "Лениногорск –  Москва". В данном случае отмененные прицепные вагоны включены в поезда межобластных сообщений. Прорабатывается  вопрос открытия в следующем году нового пассажирского поезда сообщением "Атырау – Астана", а также  продления маршрута Сарыагаш – Астана до Павлодара.

В настоящее время сохранены  все социально-значимые железнодорожные  пассажирские маршруты.

Касательно увеличения составов курсирующих пассажирских поездов  министерством рассмотрена возможность  увеличения количества вагонов в  летний период в поездах "Кокшетау – Кызылорда" и "Астана – Кызылорда", а также пассажирских поездов  сообщением "Алматы – Актобе" и "Алматы – Атырау". Ввиду отсутствия в бюджете запланированных средств, ввод дополнительного пассажирского  поезда по маршруту Алматы – Шымкент  не представляется возможным.

В целях повышения качества сервисных услуг и культуры обслуживания на железнодорожном вокзале ст. Астана внедрена система электронной очереди. Ведется работа по внедрению терминалов самообслуживания для продажи билетов, на сегодня приобретено 9 таких терминалов, соответствующие изменения в  нормативно-правовые акты внесены.

Для удобства населения в 19-ти городах Казахстана внедрен  единый справочный телефонный номер "105". В целях повышения уровня качества предоставления услуг, для пассажиров ведется работа по внедрению Call-центра.

Однако, по-прежнему имеет  место недостаточный уровень  комфорта, связанный, в первую очередь, с изношенным парком вагонов. Сегодня  дефицит пассажирских вагонов составляет порядка 500 единиц, и, если не решить проблему обновления парка, эта цифра с  каждым годом будет увеличиваться. В этой связи, в этом году в Астане совместно с компанией "Тальго" начато строительство завода по выпуску  комфортабельных вагонов.

Благодаря поддержке депутатов, в текущем году с баланса частных  предприятий возвращены 164 железнодорожных  вокзалов, которые в последние  годы не ремонтировались. Сейчас все  эти вокзалы обследованы, в следующем году будут выполнены ремонтные работы. Такая же работа запланирована по вокзалам, находящимся на балансе местных исполнительных органов (94 вокзалов).

Неоднократно депутатами Южно-Казахстанской области поднимался вопрос по функционированию железнодорожного пункта пропуска Мактарал. В целях  обеспечения бесперебойного движения поездов достигнута договоренность с пограничной службой Республики Узбекистан об открытии пункта пропуска Мактарал по временной схеме до 31 марта 2011 года. В настоящее время  проводится работа по подготовке к  подписанию соответствующего Соглашения с Республикой Узбекистан.

Касательно обращения  депутатов Мажилиса о поддержке  деятельности Атбасарского электровозоремонтного  завода, в текущем году начата реализация мероприятий, включающих в себя организацию  производства новых современных  электровозов в городе Астана, ранее  планировавшегося на базе Атбасарского завода. В свою очередь загруженность  последнего будет обеспечена в услугах  капитального ремонта и технического обслуживания магистральных электровозов до 2020 года. В дальнейшем запланирована  модернизация грузовых электровозов. Также заводу предложено рассмотреть  вопрос расширения ассортимента выпускаемой  продукции за счет локализации производства комплектующих и запасных частей для новых электровозов и тепловозов.

Информация о работе Понятие инфраструктуры