Назначение и условия работы вертикальной передачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

По предварительным данным, в прошлом году погрузка составила около 1240 миллионов тонн, что выше предыдущего года на 34,5 миллиона тонн, или на 2,9 процента. Грузооборот с учетом возврата порожних вагонов равнялся 2681,9 миллиардов тонн - километров, без учета порожних - 2109,5 миллиардов тонн - километров. Пассажирооборот остался на уровне две тысячи десятого года и составил 139 миллиардов пассажиров - километров.

Содержание

Введение 4
1 Назначение и условия работы вертикальной передачи 8
1.1 Предназначение вертикальной передачи на подвижном составе 8
1.2 Устройство и основные элементы вертикальной передачи 8
1.3 Материал и марка основных элементов конструкции вертикальной передачи (см. рисунок 1) 11
1.4 Условия работы вертикальной передачи 12
2. Основные износы и повреждения вертикальной передачи 13
2.1 Взаимодействие вертикальной передачи с другими узлами тепловоза 13
2.2 Влияние условий на работу вертикальной передачи 13
2.3 Основные износы деталей вертикальной передачи 14
Корпусы верхний и нижний 14
Конические шестерни 15
Муфта 16
Торсионный вал 17
Шлицевая втулка 18
2.4 Основные повреждения деталей вертикальной передачи 18
2.5 Влияние своевременного устранения износов и повреждений на дальнейшую работу вертикальной передачи 18
3 Периодичность и сроки плановых технического обслуживания и ремонта 19
3.1 Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонтов локомотивов 19
3.2 Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического обслуживания и ремонта тепловозов магистральных серий, использующихся в грузовом и пассажирском движении 21
3.3 Основные работы, выполняемые по заданному узлу при техническом обслуживании и ремонте 22


4 Способы очистки, осмотра, контроля вертикальной передачи 23
4.1 Способ очистки вертикальной передачи до разборки 23
4.2 Способ очистки деталей вертикальной передачи 23
4.3 Контрольные операции и средства их выполнения перед съёмкой вертикальной передачи с локомотива 24
4.4 Контрольные операции и средства их выполнения после разборки вертикальной передачи 24
5 Технология ремонта вертикальной передачи 25
5.1 Технологический процесс ремонта вертикальной передачи 25
Ремонт корпусов верхнего черт. Д100.08.001-2 и нижнего 26
черт. Д100.08.002-2 26
Ремонт шестерни конической черт. Д100.08.004-1 и шестерни конической Д100.08.003 27
Ремонт вала верхнего и нижнего Д100.08.005-3, Д100.08.057-4 27
Ремонт ступицы Д100.08.006-2 28
Ремонт фланцев нажимных Д100.08.007-1Р, Д100.08.009-3Р 28
Ремонт муфты Д100.08.024Р 29
Ремонт втулки распорной Д100.08.008-4Р 29
Сборка опорно-упорных подшипников 30
Подбор шестерён 31
Сборка верхнего вала 31
Центровка шлицевой муфты 34
Сборка нижнего вала 34
Сборка шлицевой втулки, торсионного вала и нижней части вертикальной передачи 36
Установка вертикальной передачи 37
5.2 Средства и методы устранения дефектов типовых соединений вертикальной передачи 39
6 Предельно-допустимые размеры деталей при эксплуатации, при выпуске из ремонта и при различных технических осмотрах и ремонтах 42
6.1 Предельно-допустимые размеры деталей при эксплуатации, при выпуске из ремонта 42
6.2 Предельно-допустимые зазоры (натяги) в сопряжённых деталях 43
7 Организация рабочих мест 45
7.1 Параметры организации рабочего места с точки зрения охраны труда 45
8 Приспособления и оборудование, применяемые при ремонте 47
9 Техника безопасности и противопожарная безопасность при ремонте вертикальной передачи 48
9.1 Требования техники безопасности при выполнении ремонтных работ в соответствии с правилами и инструкциями по технике безопасности 48
9.2 Требования противопожарной безопасности на участке при ремонте вертикальной передачи 49
Список литературы: 51

Работа содержит 1 файл

Технология ремонта вертикальной передачи локомотива 2ТЭ10М.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

Резьбовые отверстия рекомендуется  восстанавливать проточкой, расточкой  и нарезанием резьбы под ближайший  стандартный размер (под меньший  размер — у болтов, шпилек, концов валов, под больший размер — у резьбовых отверстий). Проточка болтов, шпилек и др. должна согласовываться с допустимым понижением прочности.

Можно также восстанавливать  резьбовые отверстия наплавкой  с последующей нарезкой под чертежный  размер (кроме случаев, оговоренных  Правилами технического обслуживания и ремонта); постановкой ввертыша в резьбовое отверстие с учетом обеспечения необходимой прочности; нарезкой новых резьбовых отверстий (рядом со старыми) и заделкой старых отверстий резьбовыми пробками или  заваркой с последующей зачисткой.

 

Прессовые соединения валов с внутренними кольцами подшипников качения. Ослабшую неподвижную посадку детали восстанавливают приданием посадочной поверхности одной из деталей цилиндрической формы (если это необходимо) наращиванием посадочной поверхности другой детали, наращиванием посадочных поверхностей обеих деталей и доведением их размеров до чертежных.

Наращивание посадочных поверхностей рекомедуется производить одним из следующих  способов:

  • при толщине наращиваемого слоя до 0,2мм.: плазменным напылением, хромированием, осталиванием, меднением, электроискровым способом и нанесением клеевых композиций (составов) при толщине не более 0,15мм.;


  • при толщине наращиваемого слоя до 0,3мм.: цинкованием, плазменным напылением (металлизацией), осталиванием, раздачей, осадкой, обжатием, наплавкой;
  • при толщине наращиваемого слоя более 0,3мм.: осталиванием, электродуговой наплавкой, газовой или плазменной наплавкой и постановкой ремонтной втулки (на вал или в отверстие) со стенками толщиной не менее 2мм.

Наплавка валов, шатунов  и других деталей, работающих со знакопеременной  нагрузкой, запрещается, кроме случаев, оговоренных особо. При выборе способа  ремонта должны учитываться особенности  конструкции, прочность деталей  и степень ослабления посадки.

Неподвижное конусное соединение ступицы с валом. Детали таких соединений при выходе их строя имеют смятия, наклепы и зазоры по коническим поверхностям. В зависимости от их конструкции и прочности они подлежат восстановлению разверткой, шлифовкой или проточкой конусных поверхностей, наплавкой с последующей механической обработкой конусных поверхностей до чертежного размера, заменой части деталей — постановкой втулки в отверстие охватывающей детали или заменой конусной части вала, осталиванием поврежденных поверхностей.

Наплавку конусных поверхностей деталей, работающих со знакопеременной  нагрузкой, допускается производить  только автоматической сваркой под  флюсом. При любых способах обработки  конусных поверхностей деталей должно быть обеспечено минимальное радиальное биение поверхности рабочей части  конуса относительно направляющей поверхности  вала или отверстия охватывающей детали, совпадение вершины рабочей  части конуса с осью вала или отверстия  охватывающей детали.


При сборке конусных соединений необходимо следить, чтобы сопрягающие  поверхности были притерты между  собой. Притирку деталей производить  при вертикальном положении вала (охватываемой детали). Прилегание притертых поверхностей деталей контролируют по краске. Отпечаток краски должен быть равномерным и составлять не менее 60% площади. Ступень более 0,02мм., образующаяся в основаниях конусных поверхностей от повторных притирок деталей, удаляют шлифованием; осевой натяг в соединениях устанавливают в пределах, указанных на чертеже. При сборке соединения допускается предварительный нагрев охватывающей детали, охлаждение вала или напрессовка прессом.

Шлицевые  соединения. Перед разборкой шлицевого соединения, чтобы сохранить взаимную ориентировку шлицев в рабочем положении, необходимо при разборке наносить метку на шлицы. В зависимости от прочности отдельные части допускается восстанавливать заменой частей соединения шлицевого конца вала новым, постановкой ремонтной внутрь охватывающей детали (шлицевой муфты), наращиванием изношенной поверхности шлицев электроискровым способом или хромированием. Мелкие забоины на шлицах должны быть зачищены. Новые детали изготовляют из металла той же марки, что и ремонтируемые.

Шлицевые соединения должны собираться при соблюдении следующих  требований: допуски на посадку сопрягаемых  деталей в пределах установленных норм, распаровка годных деталей шлицевой пары не допускается. Детали пары, ранее работавшие вместе, спаривать по меткам, сделанным (нанесенным) перед их разборкой. В случае сборки соединений из годных раскомплектованных деталей, бывших в эксплуатации, боковой зазор между шлицами не должен превышать максимально допустимого зазора для соединения из новых деталей более чем на 30% (зазоры контролировать индикатором).

Радиальное биение или  биение торцовой поверхности фланца охватывающей детали (вилка кардана, муфты и т. п.) после ее установки  на конце вала допускается при  диаметре окружности фланца до 200мм — 0,05мм.; от 200 до 300мм.—0,10мм.; от 300 до 500мм. — 0,15мм. Перед соединением деталей их шлицы следует смазать.

Шпоночные соединения валов с шестернями. Детали, имеющие износ и смятие шпоночных пазов, ослабление посадки шпонки или деформацию шпонки, минимальные перемещения или сдвиги сочленяемых деталей, необходимо восстановить.

Пазы спариваемых деталей  восстанавливают механической обработкой до ближайшего ремонтного размера. После  обработки паза на одной детали до ремонтного размера поставить ступенчатую  шпонку. При этом допускается увеличить пазы по ширине против чертежного размера: при ширине паза до 10мм.— на 0,5мм.; более 10мм.—на 1,0мм.

Электродуговой наплавкой  пазов с последующей механической обработкой и постановкой шпонки по чертежу можно ремонтировать  все соединения, кроме случаев, особо  оговоренных. Если размер паза нельзя восстановить, прорезают новый паз  у охватывающей детали, ставят ступенчатую  шпонку или шпонку чертежного размера. Наконец, можно заменить часть деталей  или шпоночную часть конца  вала. Материал новых деталей должен быть той же марки, что и у ремонтируемой  детали.


6 Предельно-допустимые размеры деталей при эксплуатации, при выпуске из ремонта и при различных технических осмотрах и ремонтах

6.1 Предельно-допустимые размеры деталей при эксплуатации, при выпуске из ремонта

При эксплуатации подвижного состава механический ресурс деталей узлов локомотива снижается, происходит естественный износ поверхностей.

При ремонте проверяется состояние  деталей, их годность или не годность для дальнейшей эксплуатации. Предельно-допустимые размеры деталей вертикальной передачи дизеля 10Д100 при эксплуатации и при выпуске из ремонта представлены в таблице 6.1.

Таблица 6.1 – Браковочные параметры  деталей вертикальной передачи

п/п

Наименование

детали

Обозначение

Браковочные

признаки

1

2

3

5

1

Шпилька

Д100.08.019-1

Износ резьбы, погнутость, трещины.

2

Штифт конический

Д100.08.021

Износ резьбы, погнутость, излом, срыв резьбы.

3

Гайка

Д100.08.026-5

Смятие граней, смятие, износ или  срыв 2-х и более ниток резьбы.

4

Шайба стопорная

Д100.08.029-1

Трещины, смятие граней.

5

Кольцо стопорное

Д100.08.032-1

Трещины, потеря упругости, излом.

6

Кольцо проставочное

Д100.08.033-1А

Трещины.

7

Кольцо регулировочное

Д100.08.034-1А

Трещины.

8

Болт

Д100.08.054

Износ 2-х и более ниток резьбы, смятие граней.

9

Шайба замковая

Д100.08.066-2

Независимо от состояния.

10

Пробка

Д100.36.116

Износ 2-х и более ниток резьбы.

11

Шайба замковая

Д100.08.066-2

Независимо от состояния.

12

Тройник

2Д100.22.255

Износ 2-х и более ниток резьбы.

13

Трубка

Д100.08.085-1

Трещины, разрывы, погнутость.

14

Прокладка регулировочная

Д100.08.015

Трещины, надрывы, погнутость.

15

Прокладка регулировочная

Д100.08.016

Трещины, надрывы, погнутость.

16

Стойка

Д100.08.017-1

Трещины, срыв граней и более 2-х  ниток резьбы.

17

Наконечник

Д100.08.018

Трещины, срыв граней и более 2-х  ниток резьбы.

18

Планка стопорная

Д100.08.083

Независимо от состояния.

19

Вал верхний

Д100.08.005-3

 

Трещины любого размера  и расположения, плены, сколы, погнутости не поддающиеся исправлению.

20

Вал нижний

Д100.08.057-4

21

Вал торсионный

Д100.08.100Р

22

Втулка шлицевая

Д100.08.076-3

23

Шестерня коническая

Д100.08.003

Трещины любого размера и расположения, плены, изломы, отколы в зубьях или

в теле шестерни, коррозионные язвы на 10% поверхности зубьев, вмятины

на поверхности каждого  зуба глубиной 0,5 мм и площадью более 50 мм2.

24

Шестерня коническая

Д100.08.004-1


 

 

 

6.2 Предельно-допустимые зазоры (натяги) в сопряжённых деталях


В различных механизмах для синхронной и плавной работы необходимо регулировать зазоры между рабочими деталями. Не допустимый зазор может привести к ударам между сопряжёнными элементами (зубчатые шестерни, шлицевые соединения), что приведёт к повышенному износу и повреждению рабочих поверхностей.

При установке деталей с натягом  необходимо убедиться в надёжности крепления, т.к. если провернётся какой-либо элемент, весь механизм потеряет прежнюю  производительность.  Предельно-допустимые зазоры (натяги) в сопряжённых деталях вертикальной передачи представлены в таблице 6.2.

Таблица 6.2 - Предельно-допустимые зазоры (натяги) в сопряжённых деталях  вертикальной передачи

Агрегаты  и детали

Чертёжный размер, мм

Допускаемый размер при выпуске тепловоза  из текущих  ремонтов ТР-3, ТРс, мм

Браковочный размер при выпуске тепловоза из текущего ремонта и непланового ремонта, мм

Боковой зазор между зубьями конических    шестерен    при выбранном   разбеге  коленчатого вала:

в  сторону  управления

в сторону генератора

 

 

 

0,3—0,65

Не менее 0,2

 

 

 

0,3—0,75

Не менее 0,2

 

 

 

Более 0,8

Менее 0,1

Зазор   в  шлицевом  соединении в плоскости вращения   на делительной окружности в парах:

торсионный  вал — шлицевая втулка

торсионный вал — вал 

нижний 

шлицевая втулка — муфта 

 

 

0,29—0,54

 

0,29—0,54

 

0,25—0,45

 

 

0,29—0,70

 

0,29—0,70

 

0,25—0,7

 

 

Более 0,9

 

»     0,9

 

»     0,9

Монтажный    натяг   посадки радиально-упорных       подшипников    и    роликоподшипников на валу

0,035—0,065

0,035—0,065

0


 

 

Продолжение таблицы 6.2

Осевой натяг   между наружными     обоймами    радиально-упорных подшипников

0,03—0,05

0,03—0,05

0

Монтажный    натяг   посадки малой конической шестерни на валу

0,06—0,09

0,06—0,09

0

Зазор между  корпусом подшипника и наружной обоймой  радиально-упорного подшипника

0,0 –  0,075

0,0 –  0,1

0,1

Зазор или  натяг между наружным кольцом  роликоподшипника и корпусом

Зазор

0,0 – 0,041

Натяг

0,0 – 0,035

Зазор

0,0 – 0,06

Натяг

0,0 – 0,05

Зазор

Более 0,1


 

 


7 Организация рабочих мест

Работы, производимые при ремонте вертикальной передачи, выполняются в локомотивном депо или заводе на участке по ремонту  вертикальной передачи. Расположение оборудования, стендов и станков  на участке показано на рисунке 7.1.

Рисунок 7.1 – Схема участка по ремонту вертикальной передачи:

1 – стенд-дефектоскоп валов  вертикальной передачи; 2 – стол; 3 – ванна для мойки деталей  в керосине, УТ-9280-89; 4 – верстак; 5, 6, 9, 12 – шкаф; 7 – стенд для разборки и сборки вертикальной передачи, УТ-9690-269; 8 – плита разметочная; 10 – верстак; 11 – кран свободностоящий, Q=500кг., L=4м.; 13 – пресс для вертикальной передачи,

УТ-9240-191; 14 – стенд для ремонта  валов вертикальной передачи.

7.1 Параметры организации рабочего места с точки зрения охраны труда

Дизель – агрегатное отделение организуют в тепловозном  депо, производящем площади ТР–3 на площади 630м2, или ТР-2 и ТР-1 на площади 200-250 м ². По технологическим особенностям ремонта отделение имеет специализированные участки: по ремонту шатунно-поршневой  группы, очистку поршней от нагара, ремонт гильз цилиндра, глушителей, вертикальной передачи, турбокомпрессоров, компрессоров и вентиляторов, выхлопных  коллекторов, водяных и масляных насосов, крышек цилиндров, редукторов, а также участок испытаний.

Ремонт агрегатов  и узлов дизеля и вспомогательного оборудования тепловозов состоит из очистки, разборки, ревизии состояния  их деталей, ремонта изношенных или замены неисправных деталей, комплектации деталей и узлов, сборки, испытаний и регулировки на стендах.

Для очистки используется моечная машина ММД-12БМ, специализированный инструмент (пневматические шаберы, щетки) с устройствами для отсоса пыли, нагара.


При ремонте агрегатов  и узлов производятся обязательные обмеры деталей с заполнением  технических паспортов дизеля и  тепловоза.

Кроме испытаний и  регулировок, в дизель-агрегатном отделении  агрегаты и узлы проходят окончательную  проверку и регулировку при реостатных испытаниях и его пробной обкатке  после ремонта. Агрегаты и узлы, подлежащие ремонту на участке и снятые с  дизеля, загружаются в тары-контейнеры и, с помощью мостового крана( пролёта участка ТР-3 ), передаточной тележки и мостового крана( пролёта  дизель-агрегатного отделения ), передаются на складочное место дизель-агрегатного  отделения после обмывки и  очистки в машине ММД-12БМ.

Передача ремонтируемых  агрегатов, узлов и деталей с  одной позиции на другую производится с помощью передвижных приемных столиков, конвейеров, монорельсов  или консольных кранов.

Информация о работе Назначение и условия работы вертикальной передачи