Назначение и условия работы вертикальной передачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

По предварительным данным, в прошлом году погрузка составила около 1240 миллионов тонн, что выше предыдущего года на 34,5 миллиона тонн, или на 2,9 процента. Грузооборот с учетом возврата порожних вагонов равнялся 2681,9 миллиардов тонн - километров, без учета порожних - 2109,5 миллиардов тонн - километров. Пассажирооборот остался на уровне две тысячи десятого года и составил 139 миллиардов пассажиров - километров.

Содержание

Введение 4
1 Назначение и условия работы вертикальной передачи 8
1.1 Предназначение вертикальной передачи на подвижном составе 8
1.2 Устройство и основные элементы вертикальной передачи 8
1.3 Материал и марка основных элементов конструкции вертикальной передачи (см. рисунок 1) 11
1.4 Условия работы вертикальной передачи 12
2. Основные износы и повреждения вертикальной передачи 13
2.1 Взаимодействие вертикальной передачи с другими узлами тепловоза 13
2.2 Влияние условий на работу вертикальной передачи 13
2.3 Основные износы деталей вертикальной передачи 14
Корпусы верхний и нижний 14
Конические шестерни 15
Муфта 16
Торсионный вал 17
Шлицевая втулка 18
2.4 Основные повреждения деталей вертикальной передачи 18
2.5 Влияние своевременного устранения износов и повреждений на дальнейшую работу вертикальной передачи 18
3 Периодичность и сроки плановых технического обслуживания и ремонта 19
3.1 Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонтов локомотивов 19
3.2 Средние для ОАО «РЖД» нормы периодичности технического обслуживания и ремонта тепловозов магистральных серий, использующихся в грузовом и пассажирском движении 21
3.3 Основные работы, выполняемые по заданному узлу при техническом обслуживании и ремонте 22


4 Способы очистки, осмотра, контроля вертикальной передачи 23
4.1 Способ очистки вертикальной передачи до разборки 23
4.2 Способ очистки деталей вертикальной передачи 23
4.3 Контрольные операции и средства их выполнения перед съёмкой вертикальной передачи с локомотива 24
4.4 Контрольные операции и средства их выполнения после разборки вертикальной передачи 24
5 Технология ремонта вертикальной передачи 25
5.1 Технологический процесс ремонта вертикальной передачи 25
Ремонт корпусов верхнего черт. Д100.08.001-2 и нижнего 26
черт. Д100.08.002-2 26
Ремонт шестерни конической черт. Д100.08.004-1 и шестерни конической Д100.08.003 27
Ремонт вала верхнего и нижнего Д100.08.005-3, Д100.08.057-4 27
Ремонт ступицы Д100.08.006-2 28
Ремонт фланцев нажимных Д100.08.007-1Р, Д100.08.009-3Р 28
Ремонт муфты Д100.08.024Р 29
Ремонт втулки распорной Д100.08.008-4Р 29
Сборка опорно-упорных подшипников 30
Подбор шестерён 31
Сборка верхнего вала 31
Центровка шлицевой муфты 34
Сборка нижнего вала 34
Сборка шлицевой втулки, торсионного вала и нижней части вертикальной передачи 36
Установка вертикальной передачи 37
5.2 Средства и методы устранения дефектов типовых соединений вертикальной передачи 39
6 Предельно-допустимые размеры деталей при эксплуатации, при выпуске из ремонта и при различных технических осмотрах и ремонтах 42
6.1 Предельно-допустимые размеры деталей при эксплуатации, при выпуске из ремонта 42
6.2 Предельно-допустимые зазоры (натяги) в сопряжённых деталях 43
7 Организация рабочих мест 45
7.1 Параметры организации рабочего места с точки зрения охраны труда 45
8 Приспособления и оборудование, применяемые при ремонте 47
9 Техника безопасности и противопожарная безопасность при ремонте вертикальной передачи 48
9.1 Требования техники безопасности при выполнении ремонтных работ в соответствии с правилами и инструкциями по технике безопасности 48
9.2 Требования противопожарной безопасности на участке при ремонте вертикальной передачи 49
Список литературы: 51

Работа содержит 1 файл

Технология ремонта вертикальной передачи локомотива 2ТЭ10М.docx

— 1.75 Мб (Скачать)

На свободном конце  вала передачи с натягом (на шпонке) устанавливается малая коническая шестерня. Большое коническое зубчатое колесо прикреплено двенадцатью  болтами (из них шестью призонными) к фланцу коленчатого вала. Зазор  между зубьями конической пары регулируется стальными прокладками (между фланцем  коленчатого вала и привалочной  плоскостью большого зубчатого колеса и между фланцем корпуса и  платиками блока).


Рисунок 1.1 - Вертикальная передача с эластичной муфтой:

1 — коническая шестерня; 2 — стойка; 3 — малая коническая  шестерня; 4 — верхний вал; 5 —  стопорное кольцо; 6 — роликоподшипник; 7 — верхний корпус; 8 — регулировочная  прокладка; 9 — распорная втулка; 10 — регулировочное кольцо; 11 —  шарикоподшипник; 12 — проставочное  кольцо; 13, 32 — гайки; 14, 33 — нажимные  фланцы; 15, 22 — щеки; 16 — конический  штифт; 17 — ступица; 18, 27 — фланцы; 19, 21 — втулки; 20 — крестовина; 23 —  проставочная труба; 24 — упорное  кольцо; 25 — пята; 26 — стяжной  болт; 28 — коническая муфта; 29 —  стопорная планка; 30 — конусная  муфта; 31 — нажимное кольцо; 34 —  нижний корпус; 35 — нижний вал.


 

Рисунок  1.2 - Вертикальная передача дизеля 10Д100:

1, 12 — нижний и верхний вертикальные валы; 2, 13 — конические шестерни; 3 — роликоподшипники; 4, 11 — корпуса; 5 — распорные втулки; 6 — шарикоподшипники; 7, 8 — полумуфты; 9 — шлицевая втулка; 10 — торсионный вал

Конусная ступица с  осевым натягом 0,6...0,8 мм, посаженная на шпонке, закрепляется гайкой, застопоренной  планкой, на валу верхней части вертикальной передачи. На вал нижней части с  таким же натягом устанавливается  конусная муфта, состоящая из верхней  и нижней частей. Конусная муфта  обеспечивает возможность регулирования  угла опережения нижнего коленчатого  вала относительно верхнего. Между конусной ступицей и конусной муфтой устанавливается эластичный узел.

В передаче с торсионным валом верхняя головка этого  вала связана шлицевой втулкой со шлицевой муфтой, которая соединена  шестью болтами и четырьмя коническими  штифтами с корпусной ступицей. Шлицевая втулка крепится к торсионному валу восьмигранными болтами и гайками. Наличие разных шагов во внутренних и наружных шлицах втулки обеспечивает легкую ее установку в процессе регулировки  угла опережения нижнего коленчатого  вала относительно верхнего.


Торсионный вал (эластичный узел) предназначен не только для связи  верхнего и нижнего коленчатых валов, но и для предохранения шатунно-поршневой  группы, коленчатых валов, цилиндровых  втулок и блока дизеля от разрушения при возникновении недопустимых режимов работы — гидравлических ударов, разноса дизеля, а также  неравномерного вращения коленчатых валов  при неисправной топливной аппаратуре.

1.3 Материал и марка основных элементов конструкции вертикальной передачи (см. рисунок 1)

Материалы и марки основных элементов конструкции  вертикальной передачи представлены в  таблице 1.1.

Таблица 1.1

Деталь

Номер чертежа

Материал  детали

коническая  шестерня

Д100-08-003

сталь 12ХН3А

стойка

Д100-08-017-1

сталь 40

малая коническая шестерня

Д100-08-004-1

сталь 12ХН3А

верхний вал

Д100-08-005-3

сталь 45Х

стопорное кольцо

Д100-08-032-01

сталь 65Г

верхний корпус

Д100-08-001-2

чугун Сч. 21-40

регулировочная  прокладка

Д100-08-016

белая жесть №25

распорная втулка

Д100-08-008-4

сталь 40

проставочная  шайба

Д100-08-034-1А

сталь

регулировочная

Д100-08-033-1А

сталь

гайки

Д100-08-026-4

сталь 40

нажимной  фланец

Д100-08-007-1

сталь 40

щека

Д100-08-040

сталь 40

конический  штифт

Д100-08-021

сталь 40

ступица

Д100-08-006-1

сталь 40Х

фланец

Д100-08-036

сталь 40Х

крестовина

Д100-08-037

сталь 40Х

втулка

Д100-08-046

бронза БР. АЖМЦ 10-3-1.5

втулка

Д100-08-042

сталь 40


Продолжение таблицы 1.1

щека

Д100-08-039

сталь 40

проставочная  труба

Д100-08-047

труба 33х3-20

упорное кольцо

Д100-08-045

бронза Бр. АЖ 9-4

пята

Д100-08-044

бронза Бр. АЖ 9-4

стяжной болт

Д100-08-042

сталь 40

фланец

Д100-08-045

сталь 40Х

коническая  муфта

Д100-08-025

сталь 45

стопорная планка

Д100-08-030

сталь Ст. 3

конусная  муфта

Д100-08-011-1

сталь 40Х

нажимное  кольцо

Д100-8-010

сталь 40

нажимной  фланец

Д100-08-009-3

сталь 40

нижний  корпус

Д100-08-003-2

чугун Сч. 21-40

регулировочная  прокладка

Д100-08-015

жесть белая №25

кольцо

Д100-08-064

сталь 38ХС

нижний  вал

Д100-08-057-1

сталь 45Х

верхний корпус

Д100-08-001-2

чугун Сч. 21-40

регулировочная  прокладка

Д100-08-016

белая жесть №25



1.4 Условия работы вертикальной передачи

Вертикальная передача передаёт механическую энергию от одних сложных и громоздких узлов дизеля (возвратно-поступательные перемещения поршней, деталей кривошипно-шатунного механизма) к другим не менее большим агрегатам и механизмам (нижний коленчатый вал, главный тяговый генератор). При эксплуатации вертикальная передача всё время воспринимает на себя нагрузку от недостаточной  синхронизации вращения валов дизеля, постоянно находится под воздействием огромных скручивающих усилий и динамических нагрузок, поэтому основными её неисправностями будут механические повреждения: сколы, трещины, износ и др.

 

2. Основные износы и повреждения вертикальной передачи


2.1 Взаимодействие вертикальной передачи с другими узлами тепловоза (величина и характер, воспринимаемых нагрузок, а также температурных изменений)

Вертикальная  передача в процессе работы взаимодействует с верхним и нижним коленчатыми валами, передавая 30% мощности от верхнего коленчатого вала. Нижний коленчатый вал через эластичную муфту соединён с главным генератором. Технические параметры работы вертикальной передачи двигателя 10Д100: передаваемая мощность - 1000л.с., частота вращения 200-950об/мин., рабочая температура колеблется от +20˚С до +100˚С.

 

2.2 Влияние условий (атмосферных, динамических и пр.) на работу вертикальной передачи

Техническое состояние тепловозов и расходы, связанные с их содержанием, во многом зависят от местных условий эксплуатации. К местным условиям эксплуатации, влияющим на техническое состояние  тепловоза, следует отнести путевые, климатические, режимные и другие условия.

Путевые условия определяются типом рельсов, состоянием верхнего строения пути и  профилем железнодорожного полотна (кривизной, уклонами, подъёмами). Эти условия на работу вертикальной передачи не будут оказывать значительного влияния.

Не  досягаема вертикальная передача и  для изменяющихся климатических  условий (пыли, барометрического давления, осадков), однако влажность воздуха  и температура в той или  иной мере воздействуют на работу всех узлов и механизмов локомотива, в  том числе и на работу рассматриваемого узла.

При повышенной температуре окружающей среды смазка трущихся узлов становится более жидкой, что уменьшает эффективность  смазывания и отвода тепла. Вертикальная передача начинает работать в напряжённых  условиях, отсюда излишний износ и  быстрое старение деталей. При слишком  низкой температуре окружающей среды  встаёт вопрос о дополнительном сопротивлении  в трущихся  деталях, а как следствие  – это потеря КПД и мощности.

Повышенная  относительная влажность воздуха  определяется наличием большего количества воды в одном и том же объёме воздуха, а вода, как известно негативно  влияет на металлы, способствуя коррозии (ржавчина и пр.).

 

2.3 Основные износы деталей вертикальной передачи

Корпусы верхний и нижний


 

Рисунок 2.1 – нижний корпус.

Рисунок 2.2 – верхний корус

Таблица 2.1 – Возможные  дефекты корпусов вертикальной передачи

Усл. обозначение

Размеры, мм

Возможные дефекты

Способы исправления

По чертежу

Допускаемый размер

d

d1

240(+0.011-0.035)

    240+0.045

240.011

240.045

Износ, выработки, задиры.

Обработать до допускаемого размера. При большем износе восстановить осталиванием, оцинкованием, плазменным напылением или наплавкой с последующей  обработкой по размерам чертежа.

d2

d3

d4

280(-0.026-0.060)

286(-0.026-0.060)

285(-0.026-0.060)

279.91

285.91

284.91

Износ

Обработать до допускаемого размера. При большем износе восстановить осталиванием, или наплавкой с  последующей обработкой по размерам чертежа

d5

М12

М14

Износ, обрыв, смятие двух и более  ниток резьбы.

Рассверлить и заварить с последующей нарезкой резьбы по размерам чертежа.

Разрешается перерезать отверстия  на следующий размер с изготовлением  сопрягаемых деталей соответствующего размера.

В

В1

204±0,25

50(+0,2-0,1)

203,5

50,5

Износ, выработки, задиры.

Обработать до допускаемого размера. При большем износе восстановить осталиванием, оцинкованием, плазменным напылением или наплавкой с последующей  обработкой по размерам чертежа.


 

Конические  шестерни

Рисунок 2.3 – конические шестерни Д100.08.003 и Д100.08.004-1

 

Таблица 2.2 - Возможные дефекты  конических шестерён вертикальной передачи

Усл. обозначение

Размеры, мм

Возможные дефекты

Способы исправления

По чертежу

Допускаемый размер

d

d1

420(+0.06)

      116(+0.35)

420,06

116,03

Износ, овальность, конусность,  задиры.

Хромирование или осталивание  с последующей обработкой по размерам чертежа.

d2

d3

d4

21

19+0,02

М16х1,5

23

21

М16х1,5

Износ, срыв или  смятие двух и более ниток резьбы.

Рассверлить и заварить с последующей нарезкой резьбы по размерам чертежа.

Разрешается перерезать отверстия  на следующий размер с изготовлением  сопрягаемых деталей соответствующего размера.

В

В1

29±0,3

131-0,53)

30,5

129,5

Износ, задиры.

Обработать до допускаемого размера. При большем износе шестерню заменить.

В2

24(+0,08+0,02)

24,5

Износ, выработка.

Обработать до допускаемого размера. При этом изготовить и установить ступенчатую шпонку, утолщённая часть  которой не должна выступать за кромку шпоночного паза.

В3

В4

11,99(-0,27-0,34)

17,02(-0,19-0,26)

11,6

16,7

Износ зубьев по толщине.

Обработать до допускаемого размера. При большем износе шестерню заменить.


 

Муфта


Усл. обозначение

Размеры, мм

Возможные дефекты

Способы исправления

По чертежу

Допускаемый размер

L

St

42(+0.5+0.4)

      8.64

43.2

8.7

Износ шлицев.

Обработать до допускаемого размера. При большем износе муфту. заменить

d

15

17

Износ.

Отверстие под штифт  конический развернуть в сборе со ступицей. При большем износе обработать до размера, превышающего чертёжный  на 2 мм, с последующей постановкой  сопрягаемых деталей увеличенного размера или заварить с последующей  обработкой по размерам чертежа.

d1

22

22

Износ, выработка

Обработать до размера, превышающего чертёжный на 2 мм, с  последующей постановкой сопрягаемых  деталей увеличенного размера или  заварить с последующей обработкой по размерам чертежа.

Информация о работе Назначение и условия работы вертикальной передачи