Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:31, курсовая работа
Цель исследования - предложить комплекс мероприятий по совершенствованию порядка разрешения налоговых споров.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) изучить понятие налоговых споров и их классификацию
2) рассмотреть основные категории налоговых споров на примере ИФНС Калининского района
3) исследовать практику разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
4)предложить основные пути совершенствования порядка разрешения налоговых споров в практике ИФНС Калининского района.
Введение
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РФ.
1.1 Понятие налоговых споров и их классификация.
1.2 Административный порядок разрешения налогового спора
1.3 Судебный порядок разрешения налогового спора
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2.1 Основные причины возникновения налоговых споров и практика их разрешения на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
2.2 Порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС
3.1 Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.1 Основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
Заключение
Рис. 1. Структура отказов и принятия на возражения и жалобы налогоплательщика в ИФНС России по Калининскому району за 2009 г.
Как видно из рис. 29, большая часть 88% жалоб и возражений налогоплательщиков получила в 2009 г. отказ при рассмотрении, в том числе и судебными органами.
Проведем также анализ по 2010 г. в табл. 4.
Таблица 4
Анализ возражений налогоплательщиков в 2009 г.
Общая сумма |
Принято |
Отказано | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Возражения по актам проверок |
146736 |
16441 |
85481 |
жалобы по актам проверок |
30968 |
18113 |
29564 |
Количество решений, по которым налогоплательщик обратился в судебные органы – 167 на сумму 771408 тыс. руб. По 76 материалам проверок (отрицательная практика ) приняты возражения на сумму 84194 тыс. руб.; 2 налогоплательщикам отказано в принятии возражений на сумм 238 тыс. руб.; 22 налогоплательщикам частично отказано в принятии их возражений на сумму 5745 тыс. руб.
Количество представленных налогоплательщиками возражений по актам проверок за 2010 период – 139, за 2009 года – 138. Сумма доначисленных платежей, подлежащая обжалованию – 146 736,0 тыс. руб., что на 418 123 тыс. руб. меньше аналогичного периода 2008 года. В результате рассмотрения по 70 материалам проверок приняты возражения налогоплательщика на сумму – 16441,0 тыс. руб., по 47 материалам отказано налогоплательщикам в принятии их возражений на сумму - 85481,0 тыс. руб.
Количество представленных налогоплательщиками жалоб по актам проверок за отчетный период – 33, что на 9 жалоб меньше, чем в аналогичном периоде 2008 года. Сумма доначисленных платежей, подлежащая обжалованию – 30 968,0 тыс. руб., что составляет 4,7 % от доначисленных платежей соответствующего периода 2008 года. Структура принятых и отказанных возражений в 2010 г. представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура принятых и отказанных возражений в 2010 г.
В результате рассмотрения материалов по 11 проверкам приняты возражения на сумму – 1064,3 тыс. руб. (18113 тыс. руб. за 2010 г.), отказано в принятии возражений на сумму - 29564,0 тыс. руб. (638661,0 тыс. руб. за 2010 г.). Далее составим сводный анализ эффективности налогового контроля по двум формам: выездной и камеральной налоговым проверкам в 2008 г. в табл. 5.
Таблица 5
Сводные показатели эффективности налогового контроля ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска за 2008 г.
Вид проверки |
Количество проверок |
Сумма налогов доначисленных |
Сумма налогов взысканных |
Сумма налогов не взысканных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выездные |
78 |
790738 |
29546 |
760216 |
Камеральные |
3040 |
59347 |
22529 |
36818 |
Так в 2008 г. сумма взысканных налогов по отношению к доначисленных составляет 37% по камеральным и 4% по выездным проверкам.
Представим сводные показатели эффективности налогового контроля за 2009 г. в табл. 6.
Таблица 6
Сводные показатели эффективности налогового контроля ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска за 2009 г.
Вид проверки |
Количество проверок |
Смма налогов доначисленных |
Сумма налогов взысканных |
Сумма налогов не взысканных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выездные |
78 |
156272 |
20165 |
133460 |
Камеральные |
5462 |
33580 |
21697 |
11883 |
В 2009 г. сумма взысканных налогов по отношению к доначисленных составляет 64% по камеральным и 13% по выездным проверкам.
Представим сводные показатели эффективности налогового контроля за 2010г. в табл. 7.
Таблица 7
Сводные показатели эффективности налогового контроля ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска за 20010 г.
Вид проверки |
Количество проверок |
Сумма налогов доначисленных |
Сумма налогов взысканных |
Сумма налогов не взысканных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выездные |
37 |
365 712 |
20165 |
133460 |
Камеральные |
6441 |
28 828 |
21697 |
11883 |
В 2010 г. сумма взысканных налогов по отношению к доначисленных составляет 75% по камеральным и 5% по выездным проверкам.
По состоянию на 1 января 2010 года дополнительно начислено 511 518 тыс. руб. Пени, начисленные в КРСБ – 116 978 тыс. руб. или 22,9 % от общих доначислений.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма доначислений по выездным проверкам увеличилась на 209 167 тыс. руб. или на 69,2 %, в т. ч. по организациям увеличилась на 208 329 тыс. руб., по ИП уменьшилась на - 8 358 тыс. руб.
По
итогам камеральных проверок организаций
и индивидуальных предпринимателей
по сравнению с аналогичным
В 2009 г. проведены дополнительные мероприятия налогового контроля:
- проверки
2 филиалов, созданных организациями,
место нахождения которых
находится на территории
- допросы свидетелей произведены в 30-ти организациях, доначисления в результате проведенных опросов составили - 2819, взыскано – 342 т.руб..
- встречные проверки проведены в 37-ми организациях, по результатам которых доначислено – 104732 т.руб., взыскано – 6001 тыс.руб.
- проведена экспертиза по 3-м организациям, по результатам проведенных экспертиз доначислено – 2477 т.руб.;
- осмотры проведены у 9-ти организаций;
- выемка документов произведена в 3-х предприятиях.
В ходе выездных проверок проведены дополнительные мероприятия налогового контроля:
- за
2010г. проверен 1 филиал, созданный
организацией место нахождение
которой находится на территории
другого субъекта РФ ( «Филиал
Ордена Ленина ГРЭС» ОАО «
- допрос свидетелей произведен в 17-ти организациях и у 9-ти предпринимателей, по результатам которых доначислено - 91452 т.руб., взыскано – 538 т.руб.;
- встречные проверки проведены в ходе ВНП 25-ти организаций и 9-ти индивидуальных предпринимателей, по результатам встречных проверок доначислено – 163884 т.руб., взыскано – 540 т.руб.;
- осмотры проведены у 8-ми организаций и 6-ти предпринимателей, доначислено – 34622 т.р., взысканных сумм нет;
- по
результатам проведенных
- выемка произведена в 7-ми организациях.
Количество представленных налогоплательщиками возражений по актам проверок за отчетный период – 86, за 2009 года – 139. Сумма доначисленных платежей, подлежащая обжалованию – 241 358 тыс. руб., что на 94 622 тыс. руб. больше аналогичного периода 2009 года. В результате рассмотрения по 20 материалам проверок приняты возражения налогоплательщика на сумму – 1 680,0 тыс. руб., по 18 материалам отказано налогоплательщикам в принятии их возражений на сумму - 18 293 тыс. руб.
Таким образом, эффективность налогового контроля растет из года в год. Что отражается не только результативностью одной камеральной или выездной налоговой проверки, но и суммами дополнительно взысканных в бюджет налогов.
Причиной снижения количества поступивших возражений, послужил рост законности при осуществлении сотрудниками Инспекции своих должностных обязанностей. Это является следствием тщательного контроля за данным направлением работы со стороны руководства Инспекции, проведение определенного комплекса мероприятий (технические учебы, проверка актов с значительными суммами доначислений, доведение до отраслевых отделов анализов жалоб налогоплательщиков и др.) сотрудниками отдела налогового аудита, а также повышение общего уровня ответственности и законности в работе сотрудников Инспекции.
Заключение
В данной работе была исследована тема организации проведения налоговых проверок, рассмотрены спорные вопросы и даны рекомендации по совершенствованию организации налоговых проверок.
Для достижения целей, были решены поставленные задачи:
1) изучить
теоретические основы
2) рассмотреть виды налоговых проверок и порядок их проведения;
3) исследовать
практику организации
4) проанализировать спорные вопросы камеральных и выездных налоговых проверок
5)предложить
основные направления и пути
совершенствования налогового
Эффективность
налогового контроля характеризуется
уровнем мобилизации в
По
результатам исследования можно
сделать вывод, что важнейшим
фактором решения проблемных вопросов,
связанных с проведением
1)снижение количества
2)создание условий для
3)создание
предпосылок для дальнейшей
4) эффективное
использование федеральной
Давая оценку новой редакции Налогового кодекса, стоит отметить, что многие поправки требуют доработки.
Некоторые
новые нормы вызывают сомнение в
части их соответствии Конституции
РФ, на пример, введение обязательного
досудебного порядка
Без реформирования налогового законодательства невозможно нормальное функционирование российской экономики.
Для того чтобы система налогового контроля РФ заработала в полную силу и с полной отдачей в плане количества налоговых поступлений, необходим четкий и строгий контроль и взаимодействие не только со стороны государства, но и со стороны налогоплательщиков.
За последние 5 лет наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Связано это, прежде всего, с несоблюдением законодательства о налогах и сборах самими же ИФНС.
Налоговый
кодекс РФ устанавливает обязанность
налоговых органов соблюдать
законодательство о налогах и
сборах. В свою очередь налогоплательщики
вправе требовать от должностных
лиц налоговых органов
Каждый налогоплательщик самостоятельно выбирает модель взаимоотношений с налоговыми органами, и часто нежелание граждан и организаций ссориться с должностными лицами налоговых органов приводит к ощущению безнаказанности со стороны последних. В тоже время вне зависимости от способа построения взаимоотношений с налоговой службой, налогоплательщикам, как правило, не удается избежать плановых проверок, и на определенном этапе каждой организации приходится отстаивать свою правоту в вопросах своевременной сдачи налоговой отчетности, правильности начисления и уплаты налогов.