Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:31, курсовая работа
Цель исследования - предложить комплекс мероприятий по совершенствованию порядка разрешения налоговых споров.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) изучить понятие налоговых споров и их классификацию
2) рассмотреть основные категории налоговых споров на примере ИФНС Калининского района
3) исследовать практику разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
4)предложить основные пути совершенствования порядка разрешения налоговых споров в практике ИФНС Калининского района.
Введение
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РФ.
1.1 Понятие налоговых споров и их классификация.
1.2 Административный порядок разрешения налогового спора
1.3 Судебный порядок разрешения налогового спора
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2.1 Основные причины возникновения налоговых споров и практика их разрешения на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
2.2 Порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС
3.1 Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.1 Основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
Заключение
В качестве одного из механизмов досудебного урегулирования налоговых споров может быть наделение налогового органа специальными полномочиями, касающимися сумм, подлежащих взысканию с налогоплательщика. Речь идет об институте, называемом в уголовном процессуальном праве "сделка с правосудием". В настоящее время налоговый орган лишен каких-либо полномочий, используя которые налоговый орган мог бы "простить" налогоплательщику определенные нарушения и (или) суммы, подлежащие взысканию.
Безусловно, введение подобного механизма требует детальной проработки, поскольку предоставляет налоговому органу возможности для широкого усмотрения, злоупотребления правом, а также создает благодатную почву для коррупции.
В качестве
инструмента, позволяющего пресечь
злоупотребления при
1. Применение
"сделки" между налогоплательщиком
и налоговым органом возможно
только в спорных ситуациях.
Спорность ситуации
------------------------------
2. Определение
случаев спорности ситуации
Речь идет о специальном субъекте, которому, на наш взгляд, должны быть переданы функции досудебного разрешения налоговых споров. То есть вопрос о "спорности ситуации" должно разрешать независимое лицо - лицо, не являющееся стороной налогового спора.
Еще одним дополнительным механизмом, применяемым на стадии досудебного урегулирования налогового спора, может выступать изменение срока уплаты налога и сбора, а также пеней, предусмотренное гл. 9 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - изменение срока уплаты налога). В настоящее время применение указанного механизма при досудебном рассмотрении налогового спора невозможно в силу прямого указания в законе. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение, проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Однако
использование механизма
Однако
следует отметить, что для действительной
эффективности этого механизма
необходимо, чтобы налогоплательщик
не имел возможности злоупотреблять
им. Для этого необходимо ввести
ограничение на обращение налогоплательщика
в суд при использовании "сделки".
Речь не идет об ограничении права
налогоплательщика на судебную защиту.
Налогоплательщик ставится перед выбором:
либо налогоплательщик идет на "сделку"
с налоговым органом и
2. Создание специального субъекта, рассматривающего споры
в досудебном порядке
Вопрос о необходимости создания специального субъекта, полномочного рассматривать налоговые споры в досудебном порядке, обсуждается в научной литературе. В разное время различными авторами обращалось внимание на необходимость разделения арбитральных и обвинительных функций при производстве и вынесении окончательного решения в отношении налогоплательщика
------------------------------
Следует
признать, что существующий порядок,
когда итоговое решение принимается
тем же органом, которым были выявлены
нарушения (пусть и вышестоящим),
нельзя рассматривать как
В связи
с этим, на наш взгляд, является целесообразным
передать полномочия по рассмотрению
и принятию итогового решения
по результатам мероприятий
Следует отметить, что в настоящее время принимаются попытки создания независимого субъекта, рассматривающего налоговые споры в досудебном порядке.
Так, в структуре территориальных налоговых органов были созданы подразделения налогового аудита. Они призваны осуществлять следующие функции.
В управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации:
- рассмотрение
жалоб физических и
- подготовка
по запросу ФНС России
- рассмотрение
возражений (разногласий)
В межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам:
- подготовка
по запросу ФНС России
- рассмотрение
возражений (разногласий)
В инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциях ФНС России межрайонного уровня:
- подготовка
по запросу управления ФНС
России по субъекту Российской
Федерации заключений по
- рассмотрение
возражений (разногласий)
------------------------------
<Более того, Распоряжением Федеральной налоговой службы от 1 сентября 2006 г. N 130 была принята Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации <7>. В указанном документе говорится, что целью создания подразделений налогового аудита в системе налоговых органов является совершенствование административных процедур по рассмотрению налоговых споров, утверждение начал законности в правоприменительной деятельности налоговых органов.
------------------------------
Устанавливаются и показатели оценки эффективности функционирования подразделений налогового аудита. К таковым, в частности, относятся:
1. Количество
обращений в арбитражный суд
после отрицательного
2. Количество
обращений в арбитражный суд
по обжалованию актов
3. Количество
устраненных нарушений
Анализ приведенных функций службы внутреннего аудита позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ведется работа по повышению объективности при вынесении решения по результатам рассмотрения жалоб (разногласий) налогоплательщика.
Однако предпринятые меры нельзя расценивать как направленные на создание специального (независимого) субъекта досудебного урегулирования налогового спора в силу следующих причин:
1. Служба
внутреннего аудита не
2. Координация
работы подразделений
3. Деятельность
службы внутреннего аудита (даже
в том виде, в котором она
существует в настоящее время)
не регламентирована на
------------------------------
Вопрос о создании специального субъекта досудебного урегулирования налоговых споров требует кардинального решения, а именно создания самостоятельного (независимого) органа, на который будет возложена функция урегулирования налогового спора в досудебном порядке.
Представляется, что новый субъект досудебного урегулирования налоговых споров должен соответствовать двум основным требованиям.
Во-первых,
специальный орган не должен быть
организационно подчинен налоговым
органам. В этой связи следует
согласиться с мнением А.С. Жильцова,
отмечающего, что действующая управленческая
система по разбирательству налоговых
споров на досудебной стадии должна быть
выведена за рамки налогового органа,
т.е. структуры Федеральной
Это целесообразно с учетом функций и полномочий Министерства финансов РФ, которое осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, в том числе Федеральной налоговой службы
------------------------------
Во-вторых, оценка эффективности деятельности налогового органа должна осуществляться по количеству споров, переданных для последующего рассмотрения в судебные органы, а также по количеству отмененных судом решений, принятых указанным органом.
Критерии, по которым производится оценка эффективности деятельности любого органа, осуществляющего государственные функции, являются важным элементом, влияющим на деятельность этого органа. Поскольку эффективность деятельности налогового органа ставится в зависимость от сумм взысканных налогов и штрафных санкций, то и вся деятельность налогового органа направлена именно на доначисление соответствующих сумм, зачастую нарушая закон.