Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:31, курсовая работа
Цель исследования - предложить комплекс мероприятий по совершенствованию порядка разрешения налоговых споров.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) изучить понятие налоговых споров и их классификацию
2) рассмотреть основные категории налоговых споров на примере ИФНС Калининского района
3) исследовать практику разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
4)предложить основные пути совершенствования порядка разрешения налоговых споров в практике ИФНС Калининского района.
Введение
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РФ.
1.1 Понятие налоговых споров и их классификация.
1.2 Административный порядок разрешения налогового спора
1.3 Судебный порядок разрешения налогового спора
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2.1 Основные причины возникновения налоговых споров и практика их разрешения на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
2.2 Порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС
3.1 Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.1 Основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
Заключение
Подготовку материалов для осуществления процедуры банкротства организаций, в отношении которых применен весь комплекс мер по принудительному взысканию.
Списание задолженности, невозможной к взысканию.
Контроль за уплатой административных штрафов, налагаемых налоговыми органами.
Подготовку документов на возврат госпошлины по заявлениям налогоплательщиков.
Организацию контроля за исполнением банками решений налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Работу с платежами в бюджет, задержанными неплатежеспособными банками.
Контроль своевременности исполнения банками, состоящими на учете в налоговом органе, поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов.
На Отдел камеральных проверок возложены следующие функции:
Мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов основных налогоплательщиков инспекции, с учетом анализа косвенной информации из внутренних и внешних источников. Проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, детективов, охранников и других лиц, в т.ч. сдающих имущество в аренду.
Проведение камеральной налоговой проверки правомерности возмещения входного НДС. Проведение камеральной проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС. Осуществление мероприятий налогового контроля в рамках проведения проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС, анализ и систематизация полученных результатов. Формирование информации о проведенных мероприятиях налогового контроля по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.
Проведение камерального анализа налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.
Оформление
результатов камеральной
Налоговый контроль за расходами физического лица и учет сведений об операциях на сумму, превышающую установленную законодательными и нормативными актами.
Контроль за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей при пользовании природными ресурсами.
Контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Передача отделу урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций.
Принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок. Приостановление операций по счетам налогоплательщиков - организаций и налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей в случае непредставления или отказа в представлении налоговых деклараций.
Передача
в юридический отдел материалов
камеральных налоговых проверок
для обеспечения производства по
делам о налоговых
Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).
Подготовка
налоговых уведомлений
Исчисление
имущественных налогов с
Проведение работы по проставлению отметок на счетах-фактурах, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами.
Подготовка справок налогоплательщикам - экспортерам для представления в таможенный орган для таможенных целей.
Анализ схем ухода от налогообложения, в т.ч. крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.
Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и анализ эффективности данного отбора налогоплательщиков по результатам проведенных выездных налоговых проверок.
Информирование
отдела регистрации и учета
Взаимодействие
с правоохранительными органами
и иными контролирующими
Работа с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля.
Допускается создание нескольких отделов камеральных проверок. К наименованию отдела добавляется порядковый номер 1, 2, 3 и т.д. При этом один из отделов камеральных проверок осуществляет контроль крупнейших и основных налогоплательщиков инспекции.
Отдел выездных проверок реализует следующие функции:
Планирование и предпроверочная подготовка выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговых агентов.
Оформление результатов выездных налоговых проверок.
Рассмотрение представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок.
Взаимодействие
с правоохранительными органами
и иными контролирующими
Передача в юридический отдел материалов выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для производства дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).
Передача отделу урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, состоящих на учете в данном налоговом органе, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций.
Проведение встречных проверок по запросам налоговых органов.
Анализ схем уклонения от налогообложения, в т.ч. крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.
Анализ
эффективности проведенных
Информирование
отдела регистрации и учета
Обеспечение
контроля за исполнением законодательства
о применении ККТ при осуществлении
денежных расчетов с населением. Проверка
полноты учета выручки с
Работа по учету и оценке имущества, перешедшего в собственность государства в порядке наследования.
Осуществление проверки правильности уплаты и исчисления государственной пошлины.
Допускается создание нескольких отделов выездных проверок. К наименованию отдела добавляется порядковый номер 1, 2, 3 и т.д. При этом один из отделов выездных проверок осуществляет контроль крупнейших и основных налогоплательщиков инспекции.
При создании нескольких отделов выездных проверок функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККТ осуществляют все отделы. Закрепление данных функций за одним из отделов не допускается.
Налоговые органы взаимодействуют с таможенными органами, органами внутренних дел.
Налоговые
споры между налогоплательщиком
и налоговым органом
Основной
квалифицирующий признак
— из отношений по установлению, введению
и взиманию налогов и сборов на территории
РФ;
— из отношений, возникающих в процессе
осуществления налогового контроля, включая
обжалование связанных с данным контролем
актов налоговых органов, действий (бездействия)
их должностных лиц;
— из отношений по привлечению налогоплательщиков
к ответственности за совершение налоговых
правонарушений.
Таким образом, не всякий спор, возникший
между налоговым органом и налогоплательщиком
(юридическим или физическим лицом), является
налоговым, а только тот, который действительно
вытекает из вышеназванных налоговых
правоотношений.
Во всех иных случаях возникающие между
налоговыми органами и налогоплательщиками
споры (связанные, например, с нарушением
порядка работы с денежной наличностью;
с нарушением порядка ведения кассовых
операций; с нарушением правил реализации
алкогольной и спиртсодержащей продукции;
с нарушением правил применения контрольно-кассовых
машин; с нарушением законодательства
о государственной регистрации юридических
лиц и др.) налоговыми не являются.
Однако и сами по себе налоговые споры
крайне неоднородны.
Они имеют серьезные различия по своей
правовой природе, содержательному характеру,
а также по процессуальным особенностям
их разрешения. Данное обстоятельство
предопределяет необходимость четкого
разграничения (классификации) налоговых
споров между собой в целях выработки
практических рекомендаций по надлежащей
организации процессуальной работы представителями
налогоплательщиков и налоговых органов
в судах.
Анализ практики разрешения налоговых
споров позволяет разграничить их на три
основные категории:
1) споры по вопросам права — это такие
споры, в которых возникшие между налогоплательщиком
и налоговым органом разногласия связаны
с различным толкованием и (или) применением
отдельных норм материального права (налогового,
гражданского и иного законодательства);
2) споры по вопросам факта — это такие
споры, в которых возникшие между налогоплательщиком
и налоговым органом разногласия связаны
с различной оценкой фактических обстоятельств
дела, имеющих прямое или косвенное отношение
к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика
(например, касающихся содержания, сущности
и параметров совершенных налогоплательщиком
хозяйственных операций, влияющих на исчисление
налоговой базы различных объектов налогообложения;
касающихся достоверности представленных
налогоплательщиком документов в обоснование
своего права на применение налоговых
льгот и т.д.);
3) процедурные споры — это споры, в которых
налогоплательщик ссылается на допущенные
налоговым органом нарушения законодательно
установленной процедуры проведения мероприятий
налогового контроля и (или) производства
по делам о налоговых правонарушениях.
Кроме того, в последнее время появилась
новая разновидность споров между налогоплательщиками
и налоговыми органами, которые хотя, строго
говоря, и не относятся к налоговым, однако очень
сильно схожи с ними по своему предметному
содержанию.
Это споры по делам об административных
правонарушениях в области налогов (ст.
ст. 15.3 — 15.9 КоАП РФ). Следует отметить,
что на практике дела по налоговым спорам
обычно имеют комплексный характер (т.е.
содержат разногласия как по вопросам
права, так и по вопросам факта и (или) по
процедурным вопросам).
Данное обстоятельство серьезно затрудняет
процессуальную деятельность представителей
спорящих сторон, так как в подобных ситуациях
им необходимо правильно разграничить
налоговое дело на соответствующие категории
входящих в его содержание налоговых споров,
с тем чтобы детально разобраться с нормативной
базой и выстроить верную линию процессуального
поведения по защите интересов налогоплательщика или
государства в суде.
Основными причинами налоговых споров между ИФНС и налогоплательщиками являются необоснованные действия налоговых органов или их бездействие, а именно:
-
необоснованный отказ в
- привлечение
к налоговой ответственности
по результатам налоговой
-
необоснованная блокировка
-
выставленное требование об
-
необоснованное списание
-
уклонение от ответов на
Привлечение
к налоговой ответственности
осуществляется в соответствии со строго
установленной процедурой. Даже формальное
несоблюдение представителями налоговой
инспекции четких правил налогового
контроля, при котором и происходит
выявление налоговых
Несоблюдение
налоговыми органами требований производства
по выявленным налоговым правонарушениям
является основанием для отмены налоговой
ответственности. Налогоплательщик не
может быть привлечен к налоговой
ответственности пока налоговое
правонарушение не будет доказано в
суде. При этом доказать факт налогового
правонарушения обязаны представители
налогового органа. При отсутствии
вины налогоплательщика, истечения
срока давности налогового правонарушения
или отсутствия события налогового
право нарушения
Налоговые органы согласно действующему законодательству вправе осуществлять налоговый контроль, а также привлекать юридических и лиц и индивидуальных предпринимателей к административной, в том числе налоговой, ответственности. Конституция РФ закрепляет, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суде, а также то, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде по установленным правилам подсудности.
Судебное
обжалование актов налоговых
органов, действий или бездействия
их должностных лиц в арбитражном
суде может быть произведено, как
правило, организациями, являющимися
юридическими лицами и гражданами,
осуществляющими