Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:31, курсовая работа
Цель исследования - предложить комплекс мероприятий по совершенствованию порядка разрешения налоговых споров.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) изучить понятие налоговых споров и их классификацию
2) рассмотреть основные категории налоговых споров на примере ИФНС Калининского района
3) исследовать практику разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
4)предложить основные пути совершенствования порядка разрешения налоговых споров в практике ИФНС Калининского района.
Введение
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РФ.
1.1 Понятие налоговых споров и их классификация.
1.2 Административный порядок разрешения налогового спора
1.3 Судебный порядок разрешения налогового спора
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2.1 Основные причины возникновения налоговых споров и практика их разрешения на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
2.2 Порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС
3.1 Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.1 Основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
Заключение
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС ПО КАЛИНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
3.1 Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска
Налоговая
сфера в силу изначальной диаметральной
противоположности и
1. Ограничение
срока на подачу
Подобное регулирование представляется дискриминационным, несправедливым, придающим правосудию формальный характер, ущемляющим право налогоплательщика на судебную защиту в силу следующего. Во-первых, АПК РФ и НК РФ ставят налогоплательщика и налоговый орган изначально в неравное положение. Ибо у налоговых органов срок для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании налогов, пеней, штрафов в два раза больше, чем для налогоплательщика, и составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Плюс НК РФ устанавливает право налоговых органов выносить решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. То есть даже тогда, когда срок для обращения в арбитражный суд уже пропущен. Во-вторых, ограничения в праве на судебную защиту для организаций и индивидуальных предпринимателей дополняются в России внесудебным порядком лишения их права собственности. Весьма симптоматично, что эти налогоплательщики в силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ ограничиваются в праве на последующий судебный контроль за деятельностью налоговых органов, то есть как раз на тот механизм, наличием которого Конституционный Суд РФ в 1996 году обосновывал законность внесудебного порядка взыскания налогов с организаций . Учитывая действующую редакцию НК РФ, только с существованием такого судебного контроля можно связать последующее распространение внесудебного порядка взыскания на штрафы, а также расширение субъектного состава за счет включения в него индивидуальных предпринимателей. В этой связи, думается, что судебный контроль в налоговой сфере современной России должен только усиливаться, а не ослабляться. В-третьих, ч. 1 ст. 2 АПК РФ среди всех задач судопроизводства в арбитражном суде изначально указывает на защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Возникает резонный вопрос, почему же их так ограничивают, да еще и в оспаривании правоприменительных актов государственных органов? Хочется верить, что это не обусловлено необходимостью снижения нагрузки на арбитражные суды или многочисленными нарушениями прав и интересов организаций и индивидуальных предпринимателей в публичной сфере. В-четвертых, налогоплательщик, своевременно не указавший в подаваемом заявлении все нужные основания для признания решения налогового органа недействительным, упускает возможность заявить их в дальнейшем. Фактически он не имеет шанса исправить сложившееся положение даже при очевидной в будущем незаконности правоприменительного акта налогового органа.
Мы
полагаем, что срок, установленный
ч. 4 ст. 198 АПК РФ, несомненно, должен
быть увеличен. Нужно согласиться
с предложением, высказанным в
юридической литературе, об установлении
его равным одному году . Это тот
оптимальный период времени, в течение
которого налогоплательщик может однозначно
определиться как в необходимости
оспаривания
------------------------------
2. Отсутствие
комбинированного способа
Нетрудно заметить, что такой механизм исчисления названных налогов не предусмотрен НК РФ. Напротив, нормы материального налогового права предполагают иное. Поэтому даже при определении налоговой базы в разрезе конкретных сделок налогоплательщика не могут абсолютно не учитываться расходы (вычеты).
При
этом в НК РФ (ст. 221) имеется норма,
регулирующая в целом весьма сходные
отношения. Из нее следует, что законодатель
в ситуации, когда у налогоплательщика
отсутствуют документально
3. Неприостановление
исполнения оспариваемого
Нам
представляется такое регулирование
не вполне справедливым. Где же здесь
безусловная защита права собственности,
а тем более его первичность
по отношению к обязанности
Возникают логичные вопросы: если деятельность по отправлению правосудия направлена на обеспечение исполнения судебных актов, а они в налоговых спорах по общефедеральной статистике в более 70% случаев выносятся в пользу налогоплательщиков, то почему налоги, пени, штрафы должны взыскиваться с последних в бесспорном порядке до суда? В связи с чем потеря бизнесом денежных средств к моменту рассмотрения дела должна оцениваться обществом как адекватная и справедливая? В случае положительного для собственника решения суда по существу налогового спора, когда он может реально получить из бюджета взысканные ранее деньги? Сколько для этого налогоплательщику потребуется времени и средств? Как подобные подходы соотносятся с последними мерами Правительства РФ по снижению фискальной нагрузки на бизнес? Насколько адекватно такое налоговое регулирование для современной России, экономика которой в 2009 году стремительно сокращается, где объемы кредитования упали более чем в 3 раза? Представляется, что вполне очевидные ответы должны быть не в пользу действующих НК РФ и АПК РФ. При этом декларируемая главная задача реформаторских устремлений российского парламента в налоговых отношениях заключается в том, чтобы жизнь бизнеса была легче. Подчеркнем, мы не критикуем установленный в НК РФ внесудебный порядок взыскания налогов, пеней, штрафов с организаций и индивидуальных предпринимателей. Как раз, наоборот, автор всегда оценивал и оценивает его как разумный и целесообразный. Но такой порядок является абсолютно правовым и справедливым только тогда, когда налогоплательщик не оспаривает решение налогового органа. При любом же его обжаловании со стороны хозяйствующего субъекта взыскание не может производиться в бесспорном порядке, поскольку будет являться нарушением ч. 3 ст. 35 Конституции РФ.
Во-вторых,
необходимо остановиться на соотношении
обеспечительных мер
В этой
связи мы приходим к новому пониманию
баланса частных и публичных
интересов при рассмотрении вопроса
о бесспорном взыскании оспариваемых
сумм налогов, пеней, штрафов. Его суть
в формуле: сначала реальное соблюдение
частного интереса налогоплательщика,
не согласного с самим фактом наличия
недоимки, затем, в случае ее судебного
подтверждения, публичного интереса общества,
но не менее реально. Другими словами,
мы говорим о необходимости
Оно
выглядит следующим образом. Действие
решения о привлечении к
Но
взамен важно и нужно получить
не менее реальную реализацию публичных
интересов и исполнение состоявшегося
судебного акта при исходе дела в
пользу налогового органа. Если в современной
России действующие положения ст.
199.2 УК РФ все же не позволяют добиться
нужного обществу результата, то необходимо
признать неэффективность уголовно-
Для оценки наполняемости бюджета за счет выявленных доначислений проведем анализ возражений налогоплательщиков и вынесения решений в пользу налогоплательщиков в табл. 3.
Таблица 3
Анализ возражений налогоплательщиков в 2009 г.
Общая сумма |
Принята |
Отказано | |
Возражения по актам проверок |
564859 |
14945 |
239826 |
жалобы по актам проверок |
656773 |
18113 |
638661 |
Судебные решения |
771408 |
84194 |
5983 |
Количество представленных налогоплательщиками возражений по актам проверок за 2009 г. период – 138. Сумма доначисленных платежей, подлежащая обжалованию – 564859 тыс. руб. В результате рассмотрения по 55 материалам проверок приняты возражения налогоплательщика на сумму – 14945 тыс. руб., по 67 материалам отказано налогоплательщикам в принятии их возражений на сумму - 239826 тыс. руб. Количество представленных налогоплательщиками жалоб по актам проверок за 2009г. период – 42. Сумма доначисленных платежей, подлежащая обжалованию – 656773 тыс. руб. В результате рассмотрения материалов проверок приняты возражения на сумму – 18113 тыс. руб., отказано в принятии возражений на сумму - 638661 тыс. руб. структура принятых и отказаны возражений представлена на рис. 1.