Налоговые системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.

Работа содержит 1 файл

Дохрень на всякий случайкумент Microsoft Office Word.docx

— 283.25 Кб (Скачать)

вой стоимости земельного участка за период от приобрете­

ния до продажи другому владельцу;

 

 

· налог на механические автотранспортные средства. Объект — 

 

 

 

 

обладание данным средством. Ставка зависит от типа и

мощности средства;

 

 

 

· налог на предоставление услуг, которые не носят индивидуаль ный характер. Например, на вывоз мусора, строительство зда­

ний общественной значимости. Обложение производится на

основе каталога, который  ежегодно издается министерством;

 

 

· специальные налоги. С  их помощью компенсируется стои

 

 

 

 

мость услуг, носящих индивидуальный характер. Например,

стоимость работ по асфальтированию  тротуара делится на

жителей близлежащих домов;

 

 

 

· сборы и контрибуции. Устанавливаются муниципалитетом 

как компенсация за услуги, в результате которых налогопла­

 тельщик получает дополнительные доходы. Списки этих

сборов и контрибуций  публикуются ежегодно.

 

Испания состоит из семнадцати региональных структур и двух территорий с особым статусом. В определении  налоговых прав они подразделяются на три группы:

 

 

· страны Басков и Наварра  обладают самыми широкими правами

в вопросах налогообложения. Они имеют право самостоятельно

устанавливать различные  виды налогов, которые должны посту­

пать не только в региональный, но и в местный бюджет;

 

 

 

 

 

 

 

· группа регионов (в том  числе Каталония), имеющая право 

регулировать ставки налогов;

 

• без каких-либо прав.

 

93

 

Закон, регламентирующий деятельность по налогообложению, принят в 1983 г.

 

В качестве примера рассмотрим поступления в региональный бюджет Каталонии.

 

1. Налог на имущество,  переходящее по наследству и  дарению.

Налог взимается как с  резидентов, так и с нерезидентов, ес­

ли имущество находится  в Испании. Налогом облагаются:

 

• имущество, передаваемое по наследству или путем дарения;

 

 

· страховые суммы, полученные наследником.

 

 

 

 

Налогооблагаемой базой  служит стоимость имущества и 

 

 

страховые суммы, из которых  производятся вычеты, предусмотренные  законом.

 

Если прямой наследник  старше 21 года, из налогооблагаемой базы вычитаются 2470 тыс. песет. Если прямой наследник моложе 21 года, то дополнительно вычитаются по 617 тыс. песет за каждый год, недостающий до 21 года (но общая сумма вычетов не должна превышать 7408 тыс. песет).

 

Наследники 2-й и 3-й степени  имеют право на уменьшение налогооблагаемой суммы на 1235 тыс. песет. Наследникам  более отдаленной степени родства  вычеты не производятся. Если наследник  является инвалидом, то он имеет право  на уменьшение налогооблагаемой суммы  на 7408 тыс. песет.

 

Ставки налога — от 7,65 до 34%.

 

2. Налог на передачу  имущества и имущественных прав.

Плательщиками данного налога являются юридические лица.

 

Объект налогообложения  — аренда и залог недвижимого  имуще-; ства, сделки по купле-продаже имущества, подтвержденные но-1 тариально оформленными документами. Передача движимого! имущества облагается по ставке 4%, недвижимого — 6%.

 

3. Налог на страхование  жизни.

Налогооблагаемая база —  сумма страхования.

 

Налог платится ежегодно по ставке 0,2%. Если налогообла-| гаемая база превышает 17 млн. песет, то ставка составляет 0,5%.

 

4. Налог на имущество  физических лиц.

 

До 1920-х годов это был  чрезвычайный налог. Налогообла-1 гаемой базой служит стоимость имущества, из которой вычита-| ется величина уценки. Не подлежат налогообложению культурные и исторические ценности.

 

Иностранные физические лица также декларируют свое| имущество, если находятся в Испании более 183 дней.

 

Необлагаемый минимум  — 25875 тыс. песет. Свыше это* суммы  ставка налога — 0,2%. Если стоимость  имущества пре-| вышает 1656 тыс. песет, налоговая ставка — 2,5%.

 

94

 

5. Налоги на игорный  бизнес.

 

Налогообложению подлежат следующие  виды игорного бизнеса:

 

• казино;

 

• бинго (типа лото), аттракционы, луна-парк и др.;

 

• игровые автоматы.

 

В налоговой системе Испании  предусмотрены следующие виды деклараций:

 

• декларация для добровольного  декларирования;

 

• информативная декларация (сообщается о долге);

 

• декларация по результатам.

 

Декларации подаются ежемесячно, ежеквартально, раз в год (о видах  деятельности). Ежемесячно (до 20 числа) декларации предоставляются крупными налогоплательщиками, а также по акцизным сборам. Большинство налогоплательщиков подают декларации ежеквартально —  до 20 числа месяца, следующего за последним  месяцем квартала. Годовые декларации предоставляют физические лица (до 20 июня). В 1995 г. срок подачи деклараций по подоходному налогу продлен до 30 июня. По желанию налогоплательщика  налог платится по частям — 60% и 40% до конца года.

 

Декларации физических лиц  об имущественном положении, а также  о деятельности компаний подаются до 25 января. Возможна отсрочка на 6 месяцев, а затем еще на 20 дней.

 

Сроки для специальных  деклараций — апрель, октябрь, декабрь (платеж — 20%). Декларации бывают позитивные (дополнительная оплата налога) и негативные (возврат). Возврат налога производится в течение 10 дней.

 

Информативные декларации —  это декларации по доходам свыше 0,5 млн. песет, а также по капитальным  вложениям и выплате зарплаты.

 

Налоговая система и структура  налоговых органов Испании вызывает определенный практический интерес. Прежде всего это касается контроля за налогообложением доходов нерезидентов у источника выплаты. До 1992 г. банк не принимал перевод процентов, дивидендов и других выплат в пользу иностранных юридических лиц без отметки налогового органа. В 1992 г. этот порядок был отменен, но введены штрафные санкции за не-УДержание налога от 50 до 300%. В Российской Федерации подобный механизм полностью отсутствует и нет абсолютно никакой ответственности источника выплаты за удержание налога.

 

Важное значение для налогообложения России имеет пример единого государственного плана документальных проверок, в котором предусмотрена периодичность и даты проверок. Ранее в Испании это решалось только на региональном уровне. Ныне за Регионами осталось право самостоятельно определять до 25%

 

95

 

общего числа проверок, предусмотренных в государственном  плане. В условиях рыночной экономики  и неравномерного развития, когда  одни предприятия и отрасли находятся  в фазе подъема, другие — депрессии, это позволяет оперативно сосредоточивать  всю контрольную работу в первую очередь на тех отраслях, которые  приносят большую массу налогов  и где предвидится большая  отдача от этих проверок.

 

Интересен опыт кадровой работы. Персонал налоговой службы делится  на инспекторов и налоговых агентов. Налоговый агент должен иметь  среднее специальное образование. Он выполняет менее квалифицированную  работу, например, специальные задания  по проверке какого-то факта, сбору  информации, заполняет специальные  бланки для получения сведения у  налогоплательщика. Ведет техническую, курьерскую работу, работу по заданиям инспектора.

 

Специальный налоговый суд  рассматривает все споры по налоговым  вопросам. Нельзя, минуя налоговый  суд, обращаться сразу в гражданский  суд.

 

Налоговым инспекторам предоставлено  право при вынесении решений  по результатам документальной проверки снижать штрафные санкции с налогоплательщика до 50 пунктов за сотрудничество.

 

Расчет налога по "модулю" применим при контроле за многочисленными палатками и киосками. Налог берется заранее по специальной шкале и нет необходимости контролировать объемы.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Какие вы знаете налоговые  реформы в Испании в

1984-1985 годах?

 

2. Что такое налоговое  агентство?

 

3. Из каких уровней  состоит налоговая система Испании?

 

4. Что включается в  налогооблагаемую базу подоходного

налога с граждан?

 

5. Назовите особенности  применения НДС.

 

6. Какова структура региональных  налогов?

 

Глава У

 

ЯПОНИЯ (япон. Ниппон, Нихон)

 

В Японии более 64% всех налоговых  поступлений образуется за счет государственных  налогов, остальные — за счет местных  налогов. Значительная часть налоговых  средств перераспределяется через  государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в  местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный  бюджет. Распределение налогов —  это как бы зеркальное отражение  их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные  нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных  функций.

 

Доходная часть бюджета  страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению  с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете  налоги составляют около 85% и неналоговые  средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналогбвых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

 

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать  каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы  в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах  определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает  местный парламент.

 

97

 

"Ч10ГОВЫС системы зарVбежныx стран

 

В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

 

• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;

 

• прямые налоги на имущество;

 

• потребительские налоги.

 

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное  предпочтение.

 

Самый высокий доход государству  приносит подоходный налог с юридических  и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.

 

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог  по прогрессивной шкале, имеющей  пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого  действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а  также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог  на жителя в 3200 иен в год.

 

Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует  иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который  учитывает и семейное положение  налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются  средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в первой половине 1990-х годов 7100—7500 тыс. иен. В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного  налога более 30% его доходов.

 

Налоги на имущество юридические  и физические лица вносят, в отличие  от России, по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца  к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту  же группу входят: налог на

 

98

 

регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог  на ирригацию и улучшение земель.

 

Среди потребительских налогов  Японии основную роль играет налог  с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют  бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание  в ресторанах, купание в горячих  источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не подлежит обложению его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3%-й налог.

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран