Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.
Существуют также целевые сборы. Например, школьный налоговый сбор, сбор за использование государственных земельных участков и др.
Способы взимания налогов на доход в Италии можно классифицировать следующим образом:
• прямое перечисление налогов в бюджет;
• удержание налогов при выплате сумм;
· взимание налогов посредством податного списка — налого
вого реестра.
Первые два метода широко практикуются повсеместно. Остановимся на третьем.
82
Использование налогового реестра
при взимании налогов в Италии
имеет место в тех случаях,
когда налогоплательщик не уплатил
налог путем прямого его
Кроме этого, итальянским
законодательством введены
• незаполнения декларации при доходах свыше 50 млн. лир;
• отсутствия порядка ведения бухгалтерских записей;
• выписки и использования счетов на фиктивные операции;
• сознательного занижения дохода.
Подобные факты являются основанием для передачи дела в суд.
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите историю
развития налогообложения в
2. Охарактеризуйте подоходный налог с граждан как ос
новной источник дохода бюджета.
3. Назовите особенности
использования косвенных
4. Дайте оценку роли муниципальных налогов.
Глава
8
ИСПАНИЯ (Езрапа)
Современная налоговая система сложилась в результате проведения налоговых реформ 1977 и 1984—1985 годов. Преобразования имели цель:
• облегчить для
· улучшить учет налогоплательщиков путем введения иденти
фикационных номеров для юридических и физических лиц;
· установить более тесное сотрудничество с банковскими
структурами для усиления контроля за уплатой налогов;
• создать специализированные налоговые управления.
Были введены налоговые этикетки, в которых содержатся основные данные о налогоплательщике, его идентификационный номер, виды налогов, которые он обязан платить. Юридическим лицам налоговые этикетки вручаются в момент регистрации, физическим лицам — рассылаются по адресам проживания. Налоговые декларации предоставляются налогоплательщикам с этими налоговыми этикетками. Их введение позволило исключить дублирование и резко снизить количество ошибок.
Каждому налогоплательщику вручается налоговый вектор — памятка о налогах, которые он должен уплатить в текущем году.
В 1992 г. на базе существовавшего в составе Министерства экономики и финансов налогового управления создано Налоговое агентство (см. схему).
Основная функция Налогового
агентства — планировать
84
но-техническое обеспечение региональных, провинциальных и муниципальных налоговых управлений.
Ежегодно Налоговое агентство принимает годовой план, который обязателен для всей налоговой службы. Региональные управления могут вносить в него до 25% своих мероприятий.
Схема. Структура налогового агентства
ПРЕЗИДЕНТ-
СОВЕТ-----------
ДИРЕКТОРОВ
ц |1
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
-ГЕНЕРАЛЬНЫЙ-ДИРЕКТОР
|_| ЮРИДИЧЕСКИЙ П ОТДЕЛ
внутренний
АУДИТ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
(региональные)
ОТДЕЛЕНИЯ (провинциальные)
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
(муниципальные)
Ч
ДЕПАРТАМЕНТ
ТАМОЖЕННЫХ
СБОРОВ
И СПЕЦИАЛЬНЫХ
НАЛОГОВ
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВЫХ СБОРОВ
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ФИНАНСОВОМУ И НАЛОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ПРИЕМУ НАЛОГОВ
ДЕПАРТАМЕНТ -ПО РАБОТЕ С НАСЕЛЕНИЕМ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ
В 1993 г. смета расходов агентства за год составила 108696 млн. песет; численность — 26253 человек: 61% инспекторов, 39% налоговых агентов; территориальное деление: 17 специализированных (региональных) подразделений, 56 отделений (провинциальных), 92 таможенных пункта, 206 административных
85
"I
(муниципальных) подразделений.
Основная задача налогового агентства — активно-расширять систему государственных налогов и таможенных платежей и обеспечивать их сбор в соответствии с законами и договорами, заключенными с другими подразделениями, общественными субъектами и государствами — членами Европейского Союза. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы налогоплательщики добровольно выполняли все налоговые обязательства. В связи с этим возникают два основных направления деятельности: во-первых, облегчать налогоплательщикам уплату их налогов; во-вторых, усиливать борьбу с налоговыми преступлениями
Среди прочих целей агентства можно выделить приоритетные (см. также табл. 8.1):
· сокращение косвенного налогового давления — расширение объема информации и помощи налогоплательщику. С помо
щью метода информатики составлялись отдельные виды на
логовых деклараций по просьбам налогоплательщиков, была
введена в действие новая форма информационного обслужи
вания и налоговой помощи по телефону, создана программа
помощи — ШРОКМА, база данных которой насчитывает бо
лее шести тысяч вопросов и ответов, сокращены сроки при
нятия решений по обращениям и ходатайствам, наполовину
уменьшен период продвижения по инстанциям ходатайств
по отсрочкам и рассрочкам;
· укрепление режима объективной оценки модулями. Этот ре жим предназначен для работы с мелкими предпринимателя
ми, которые выполняют серию процедур, сокращая свои
формальные обязательства
и улучшая эффективность
обложения. Низкий уровень поступающих отказов подтвер
ждает популярность данной формы моделирования налогов;
· проверка и контроль за выполнением налоговых обязательств
и усиление борьбы с налоговыми преступлениями. Развива
лось два направления: сплошной контроль на базе системы
информации и деятельность инспекторов. В сплошном кон
троле на базе системы информации необходимо выделить та
кие виды, как проверка годовых деклараций по подоходному
налогу, оценочные расчеты НДС и проверка периодичных
деклараций предпринимателей. По результатам докумен
тальных проверок инспекторами выявлена скрытая задол
женность по налогам на сумму 403663 млн. песет;
86
эффективность взыскания налогов в исполнительном П ке. Налоговое агентство взыскивает задолженности, к не были выполнены добровольно, и принимает меры, не допускать их;
сфера таможни и специальных налогов. Исчезнование говых границ между странами — членами ЕС и образован
общего внутреннего рынка привело к замене одних сферы таможни и специальных налогов и появлению Аруги*Ц Это повлекло необходимость укрепить внешнюю границу усилить борьбу с мошенничеством.
Таблица 8.1. Основные результаты деятельности Налогового агентства в 1993 г., млн. песет
41
^0
Направление деятельности
/992 г.
1993 г.
9
1
2
3
<
Помощь плательщикам
количество деклараций по подоход-
1428228
1968901
3
ному налогу, составленных програм-
мой РАОКЕ;
телефонная информация: количество
—
976695
-•».
звонков по телефону 902;
программа ШРОКМА: количество
—
6652
-«.
консультаций на основе базы данных
Укрепление режима объективной оцен-
ки модулями 4.
программа РАОКЕ- МосМоз: выпол-
18329
131572
6
ненные декларации по рассроченным
платежам и НДС;
отказы плательщиков секторов,
7%
9%
включенных в модули
Контроль за выполнением налоговых
обязательств
сплошной контроль*
—
—
параллельная выверка подоходного
налога:
количество
337333
472663
<
сумма
11863
22812
<
проверки предпринимателей:
количество
392701
350630
-^.
сумма
27965
13957
•-»
87
Продолжение
1
2
3
4
Документальные проверки**
поступления по сокрытым задолжен-
ностям по налогам
356550
403663
13
Эффективность исполнительных сборов
общие поступления:
99602
задолженность Налогового агентства
82229
задолженность прочих субъектов
17373
Сфера таможни и специальных налогов