Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:51, дипломная работа
Теоретическая и методологическая основа. Теоретическую, методологическую и инфор¬мационную основу настоящей работы составляют труды Кустовой М.В., Ногиной А.О., Брызгалина А.В. и многих других авторов.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Налоговое правонарушение и его юридическое значение………….6
1.1. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения……………………………………………………………...6
1.2. Разграничение налоговых и административных
правонарушений, направленных против налоговой системы…………...16
Глава 2. Общая характеристика налоговой ответственности……………….28
2.1. Правовая природа налоговой ответственности……………………....28
2.2. Субъекты налоговой ответственности………………………………..42
2.3. Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок
взыскания……………………………………………………………………46
2.4. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность……....51
Глава 3. Теоретические и практические аспекты применения
налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения………….54
3.1. Ответственность за правонарушения против системы
гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика………………..54
3.2. Ответственность за правонарушения против порядка
ведения бухгалтерского учета……………………………………………...64
3.3. Ответственность за правонарушения против обязанности
по уплате налогов…………………………………………………………...68
3.4. Ответственность за правонарушения против исполнения
доходной части бюджета……………………………………………………69
3.5. Ответственность против прав и свобод налогоплательщиков……....71
3.6. Уголовная ответственность за налоговые преступления………….....74
Заключение……………………………………………………………………....84
Список использованных источников…………………………………………..87
Аналогично решается вопрос и в случае непредставления налогоплательщиком, внесшим изменения в учредительные документы, копий указанных документов.
Субъектом налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ помимо налогоплательщиков являются налоговые агенты43.
Субъектами правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 НК РФ могут быть только организации, не являющиеся проверяемыми плательщиками.
Поэтому налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты не могут быть привлечены к ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля по п. 2 ст.126 НК РФ, так как она применяется только к иным лицам, у которых имеются сведения о налогоплательщике. (Постановление ФАС СЗО от 30.07.2003 № А05-2205/03-129/19)
Субъективную сторону деяния, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ образуют формы вины, как в виде умысла, так и неосторожности.
Субъективная сторона состава п. 2 ст. 126 НК РФ может быть представлена также как в форме умысла, так и в форме неосторожности: 1) «отказ организации» подразумевает наличие вины в виде умысла; 2) «а равно иное уклонение» подразумевает наличие вины в виде неосторожности; 3) «представление документов с заведомо недостоверными сведениями» подразумевает наличие вины в форме умысла.
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК налогоплательщик или налоговый агент привлекаются к ответственности в размере 200 руб. за каждый не представленный документ.
Санкция п. 2 ст. 126, в отличие от санкции п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривают взыскание штрафа не за каждый отдельный документ, а одну общую сумму штрафа независимо от того, сколько документов запрашивалось, поскольку в запросе невозможно определить полный перечень всех документов, необходимых налоговому органу для осуществления контроля44.
Сфера применения ст. 126 НК РФ находится в пределах неисполнения установленной обязанности по представлению в налоговый орган документов и (или) сведений в установленный законом срок. Поэтому неправильное заполнение формы не предусмотрено в качестве нарушения данной статьи. (Постановление Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского Округа (далее по тексту – ФАС ЗСО) от 13.03.2004 № Ф04/919-139/А27-2004).
По смыслу ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. В нарушение этой статьи налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку, направил налогоплательщику требование о представлении в налоговый орган документов для проверки. Суд на основании п. 1 ст. 108 НК РФ, отказал в привлечении налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление указанных документов в налоговый орган, так как никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям, предусмотренным НК РФ. (Постановление ФАС СЗО от 27.05.2004 № А56-30435/04)
-
неправомерное несообщение
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 129.1 является установленный порядок, а также сроки сообщения в налоговый орган информации, необходимой для целей налогового контроля.
Объективная сторона налогового правонарушения по ст. 129.1 НК РФ выражается в бездействии обязанного лица, а именно в неправомерном несообщении (несвоевременном сообщении) субъектом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно было сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.
В ст. 129.1 НК РФ предусматривается ответственность за неправомерное деяние для лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, но на которых, тем не менее, НК РФ возложена обязанность по сообщению налоговому органу информации, необходимой для осуществления налогового контроля (ст. 85, ст. 86.2 НК РФ). Например, органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства или актов гражданского состояния (п. 3 ст. 85 НК РФ), органы осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества (п. 4 ст. 85 НК РФ), уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках (п. 4 ст. 86.2 НК РФ) и др45.
В
этой связи необходимо отметить, что,
в частности, земельное управление
не является органом, регистрирующим права
на недвижимое имущество и сделки
с ним, поэтому к ответственности
по ст. 129.1 НК РФ оно привлекаться не может.
(Постановление ФАС ВСО от 27.04.2003 № А33-12864/00-С3а-Ф02-869/03-
3.2.
Ответственность за
правонарушения против
порядка ведения бухгалтерского
учета, составления
и представление бухгалтерской
и налоговой отчетности
- непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)
Общественная опасность предусмотренного ст. 119 НК РФ налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений, чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения.
Ст. 80 НК РФ, устанавливая обязанность налогоплательщика представлять налоговые декларации по месту учета налогоплательщика, не указывает, в какой именно налоговый орган из тех, в которых налогоплательщик состоит на учете по разным основаниям, он должен представить налоговую декларацию. (Постановление ФАС УО от 17.06.2004 № Ф09-1250/04-АК, Постановление ФАС СЗО от 10.09.2004 № А44-972/04-С9).
Объектом налогового правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, в частности установленных сроков представления налоговой декларации.
Субъектом является налогоплательщик46.
Ни налоговые агенты, ни иные лица, в том числе и обособленные подразделения налогоплательщика-организации, не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ.
Субъективная сторона
В соответствии с п. 2 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий.
В целях единообразного толкования и применения судами положений ст. 119 НК РФ Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 20.08.2004 № 2209/04 указал, что "применение ответственности за нарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ, не поставлено в зависимость от уплаты или неуплаты налога". Ответственность по ст. 119 НК РФ должна наступать за неисполнение обязанности, а обязанностью налогоплательщика является представление соответствующей налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. (Информационное письмо ВАС РФ от 17.03.2005 № 71).
Например,
если субъектом малого предпринимательства,
перешедшим на упрощенную систему налогообложения,
выписываются счета-фактуры, в которых
выделен НДС "к уплате", то привлечение
налогоплательщика к
С
другой стороны, при полном неосуществлении
предпринимательской
Непредставление копии налоговой декларации не влечет ответственность, предусмотренную ст. 119 НК РФ. (Постановление ФАС СЗО от 25.09.2003 № А42-1703/03-5).
Не может образовывать состав налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ и непредставление отдельных листов налоговой декларации. (письмо МНС РФ от 12.02.2001 № ВГ-6-03/130@).
-
грубое нарушение правил учета
доходов и расходов и
Объектом правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, иначе - установленный порядок учета доходов и расходов.
Объективная сторона выражается в грубом нарушении организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок такого учета предусмотрен законодательством о налогах и сборах.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается: а) отсутствие первичных документов; б) отсутствие счетов фактур; в) отсутствие регистров бухгалтерского учета; г) систематическое (два или более раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Исходя из положений ст. 120 НК РФ, понятие "грубое нарушение" объемлет: 1) «нарушение порядка организации бухгалтерского учета» (т.е. отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учета осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций в соответствии с общими методологическими принципами бухгалтерского учета); 2) нарушение порядка ведения учета (т.е. нарушение правил отражения хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах); 3) нарушение порядка обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета (т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по документированию хозяйственных операций и хранению бухгалтерских документов); 4) нарушение порядка составления отчетности47.
В соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ
при наличии хотя бы одного смягчающего
ответственность обстоятельства размер
штрафа подлежит уменьшению не меньше
чем в два раза по сравнению с размером,
установленным соответствующей статьей
главы 16 настоящего Кодекса за совершение
налогового правонарушения.
3.3.
Ответственность за
правонарушения против
обязанности по уплате
налогов
- неуплата или неполная уплата налога (ст.122 НК РФ)
Объектом налогового правонарушения являются отношения, связанные с исполнением обязанности по уплате налога. При этом виновный нарушает целый ряд норм НК РФ и, в частности, положения ст. 3, 23, 24, 44, 45 НК РФ.
Объективная сторона выражается в неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате законно установленных налогов путем неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (или других неправомерных действий - только п. 1 ст. 122 НК РФ).
Общественная
опасность рассматриваемого деяния
состоит в том, что оно подрывает
источники финансового