Налоговая ответственность в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:51, дипломная работа

Описание работы

Теоретическая и методологическая основа. Теоретическую, методологическую и инфор¬мационную основу настоящей работы составляют труды Кустовой М.В., Ногиной А.О., Брызгалина А.В. и многих других авторов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Налоговое правонарушение и его юридическое значение………….6
1.1. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения……………………………………………………………...6
1.2. Разграничение налоговых и административных
правонарушений, направленных против налоговой системы…………...16
Глава 2. Общая характеристика налоговой ответственности……………….28
2.1. Правовая природа налоговой ответственности……………………....28
2.2. Субъекты налоговой ответственности………………………………..42
2.3. Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок
взыскания……………………………………………………………………46
2.4. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность……....51
Глава 3. Теоретические и практические аспекты применения
налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения………….54
3.1. Ответственность за правонарушения против системы
гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика………………..54
3.2. Ответственность за правонарушения против порядка
ведения бухгалтерского учета……………………………………………...64
3.3. Ответственность за правонарушения против обязанности
по уплате налогов…………………………………………………………...68
3.4. Ответственность за правонарушения против исполнения
доходной части бюджета……………………………………………………69
3.5. Ответственность против прав и свобод налогоплательщиков……....71
3.6. Уголовная ответственность за налоговые преступления………….....74
Заключение……………………………………………………………………....84
Список использованных источников…………………………………………..87

Работа содержит 1 файл

Диплом - налоговая ответ-ть в РФ.docx

— 145.31 Кб (Скачать)

    Таким образом, финансовая (налоговая) ответственность, в отличие от административной ответственности, выполняет не только превентивную и  карательно-воспитательную, но и правовосстановительную функцию.

    Помимо  этого, финансовая (налоговая) ответственность  отличается от административной ответственности  еще по ряду объективных признаков, о существовании которых свидетельствуют  как законодательство, так и данные правоприменительной практики.

    Прежде  всего, на различие административной и  финансовой (налоговой) ответственности  указывает положение п. 4 ст. 108 НК РФ, согласно которому привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности. При этом указания о том, что привлечение физических лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их от административной ответственности, в НК РФ нет. В то же время есть указание о том, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ). Однако если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто в принципе не препятствует привлечению физических лиц к ответственности одновременно как в соответствии с налоговым, так и в соответствии с административным законодательством. Следует отметить, что именно по такому пути и шла правоприменительная практика до принятия ч. 1 НК РФ и нового КоАП РФ. Принятие КоАП РФ положило конец данной практике по причине того, что во всех составах административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрен специальный субъект - должностные лица организации.

    В п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности27. Поэтому если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком - физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями НК РФ. При решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков необходимо принимать во внимание, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к налоговой ответственности. Эти лица при наличии оснований могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

    Налоговая ответственность возникает в  результате совершения налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о  налогах и сборах) действия или  бездействия налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Административная ответственность возникает в результате совершения административного правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного действия или бездействия физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Следует отметить, что административная ответственность возникает в результате совершения административных правонарушений, которые могут иметь место и в области налогов и сборов.

    Существенное  различие наблюдается и в субъектном составе налоговых и административных правонарушений. В соответствии с НК РФ к налоговой ответственности привлекаются, как правило, налогоплательщики, плательщики сборов или налоговые агенты, т.е. сами налогообязанные лица. Напротив, в соответствии с административным законодательством к ответственности за нарушения в области налогов и сборов привлекаются должностные лица организации-налогоплательщика. Иными словами, налоговая ответственность воздействует непосредственно на субъекта публичных финансов, обеспечивая его правомерное поведение, в то время как административная ответственность воздействует на его должностных лиц.

    В налоговой и административной ответственности  применяются различные способы  исчисления, а соответственно, и  сроки учета повторности совершения соответствующих правонарушений. Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (т.е. с момента уплаты штрафа). В то же время ст. 112 НК РФ считает лицом, ранее совершившим налоговое правонарушение, то, которое ранее - в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа - привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение. Налицо различие в подходах, использованных в соответствующих юридических конструкциях.

    Законодательно  закреплены и различные сроки  давности привлечения к налоговой  и административной ответственности. В ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ устанавливается общий срок давности - два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о налогах и сборах - один год со дня совершения административного правонарушения. В соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к налоговой ответственности равняется трем годам со дня совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение. При этом течение срока давности привлечения к налоговой ответственности может быть приостановлено, в случае если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации (п. 2 ст. 113 НК РФ)28.

    Важно отметить также и отличие процессуального  механизма привлечения к налоговой  и административной ответственности. Законодатель в ст. 10 НК РФ четко различает производство по делам о налоговых правонарушениях, которое осуществляется в порядке, установленном главами 14 и 15 НК РФ, и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, которое осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях. При этом сопоставление порядков осуществления производств по делам о налоговых правонарушениях и по делам об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о наличии весьма существенных различий как в части органов, наделенных соответствующей компетенцией, так и собственно в процедурах привлечения к ответственности.

    Таким образом, из анализа действующего законодательства Российской Федерации следует вывод  о том, что финансовая (налоговая) и административная ответственность - это два самостоятельных вида ответственности в системе юридической  ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговая  ответственность как разновидность  понятия "финансовая ответственность" обладает специфическими целью и  функциями, характером и порядком реализации санкций и иных мер государственного принуждения, субъектным составом правонарушений, процессуальным механизмом привлечения  к ответственности и другими  элементами, которые обусловливаются  объективными особенностями налоговых  правоотношений. 
 

2.2. Субъекты налоговой  ответственности 

     С  принятием  нового  Налогового  Кодекса  РФ  существенно  расширился круг субъектов, которые могут быть  привлечены  к  ответственности  за  налоговые правонарушения. Более того, Федеральным законом от 9 июля 1999 года  №154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть  первую  Налогового  Кодекса  РФ» внесены изменения и дополнения в положения об ответственности  за  налоговые правонарушения.

     Если  до  принятия  данного  закона  субъектами  налоговой   ответственности являлись налогоплательщики,  налоговые  агенты  и  их  представители,  то  в соответствии с новой редакцией статьи  106  Налогового  Кодекса  РФ,  помимо перечисленных могут привлекаться и «иные лица».

     Итак, субъектом  налоговой  ответственности  (лицом,  совершившим  налоговое правонарушение,  на  которое  по  закону  может  быть  возложена   налоговая ответственность) в соответствии со ст. 107 Налогового  Кодекса РФ  выступают как организации, так и физические лица.

     Налоговая ответственность распространяется на  все  субъекты  независимо  от форм    собственности,    организационно-правовых    норм,     ведомственной принадлежности и т.д.  Например,  субъектами  налоговой  ответственности  по п. 3 ст. 119 Налогового Кодекса РФ могут быть регистрирующие и другие  органы, которые  указаны  в  ст. 85,  обязанные представлять  в   налоговые   органы сведения, имеющие отношение к учету налогоплательщиков.

     Проанализировав  положения  Налогового  Кодекса,  можно  выделить  следующие субъекты налоговой ответственности: а) налогоплательщик, плательщик сборов (физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) (ст. 119 - 127,  ст. 116 - 118НК РФ); б) налоговый агент (ст.123, чт.125 НК РФ); в) законный представитель (ст.119, ст. 124 НК РФ); г) иное обязанное лицо (п. 3 ст. 119, ст. 127 НК РФ); д) свидетель ( ст. 128 НК РФ); е) эксперт (ст. 129 НК РФ); ж) переводчик (ст. 129 НК РФ); з) специалист (ст. 129 НК РФ); и) банк ( ст. 132 – 135 НК РФ).

     Фраза  «иные  лица»  закрепляет  открытый   перечень   субъектов   налоговой ответственности.  Другими словами, под  иными  лицам  следует подразумевать любых  лиц,  нарушивших  налоговое законодательство29.

     В  частности,  рассмотрим  пример.   Статья  124   Налогового   Кодекса   РФ (устанавливающая ответственность за  незаконное  воспрепятствование  доступу должностного лица на территорию или в помещение налогоплательщика)  в  новой редакции  не  указывает   на   то,   что   воспрепятствование   производится непосредственно налогоплательщиком. По сути можно сделать вывод о  том,  что любое другое лицо, которое препятствовало доступу должностных лиц  налоговых органов  в  помещение  налогоплательщика,  будет  нести  ответственность  за нарушение  налогового  законодательства  в  соответствии  со   статьей 124 Налогового Кодекса.

     В соответствии с частью первой Кодекса  с  1  января  1999  года  филиалы  и представительства российских юридических лиц не рассматриваются  в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют  статуса  налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

     В связи  с  этим  необходимо  иметь  в  виду,  что  с  1  января  1999  года ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате  налогов,  сборов, пеней  и  штрафов  несет  юридическое  лицо,  в   состав   которого   входит соответствующий филиал (представительство).

     Статьей 83 Налогового Кодекса РФ на организацию,  в  состав  которой  входят филиалы  и  представительства,  расположенные   на   территории   Российской Федерации,  а   также   в   собственности   которой   находится   подлежащее налогообложению недвижимое имущество, возложена обязанность встать  на  учет в качестве налогоплательщика не только по месту своего нахождения, но  и  по месту нахождения каждого филиала  и  представительства  и  месту  нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств30.

     В связи с этим при  рассмотрении  споров  о  применении  ответственности  за нарушение срока либо уклонение от постановки на учет в налоговом органе необходимо  исходить  из  того,  что  к  организации  может  быть  применена ответственность по каждому  такому  нарушению,  совершенному  как  по  месту нахождения самой организации, так  и  по  месту  нахождения  ее  филиалов  и представительств, а также соответствующего имущества.

     При  этом  осуществленная   до   1   января   1999   года   регистрация   на соответствующих  территориях  филиалов   и   представительств   в   качестве самостоятельных налогоплательщиков с указанной даты  должна рассматриваться как регистрация в этом качестве самого юридического лица.

     Если  говорить о физических лицах-налогоплательщиках, то Налоговый Кодекс  РФ устанавливает возраст, с  которого  физическое  лицо  может  быть  субъектом налоговой ответственности.  Часть 2  статьи  107  предусматривает  налоговую ответственность с шестнадцатилетнего возраста.  Это  правило  означает,  что если физическое лицо совершило налоговое  правонарушение  до  достижения  им возраста шестнадцати лет, то оно в любом случае не может быть  привлечено  к налоговой ответственности.  При  этом  необходимо  ответить,  что  Налоговый Кодекс  РФ  не  решает  в  полной  мере  вопрос  так  называемой   налоговой правоспособности  и  дееспособности.  Представляется,  что иметь налоговые права и нести налоговые обязанности возникает  у  физических  лиц  в  момент рождения и прекращается со  смертью.  А  вот  способность  физического  лица создавать  для  себя  налоговые  обязанности  и  исполнять   их   (налоговая дееспособность) ограничена  гражданской  дееспособностью.  А  следовательно, ограничена  гражданской  дееспособностью  и   налоговая   деликтоспособность (способность нести ответственность за налоговые правонарушения).

Информация о работе Налоговая ответственность в РФ