Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:51, дипломная работа
Теоретическая и методологическая основа. Теоретическую, методологическую и инфор¬мационную основу настоящей работы составляют труды Кустовой М.В., Ногиной А.О., Брызгалина А.В. и многих других авторов.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Налоговое правонарушение и его юридическое значение………….6
1.1. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения……………………………………………………………...6
1.2. Разграничение налоговых и административных
правонарушений, направленных против налоговой системы…………...16
Глава 2. Общая характеристика налоговой ответственности……………….28
2.1. Правовая природа налоговой ответственности……………………....28
2.2. Субъекты налоговой ответственности………………………………..42
2.3. Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок
взыскания……………………………………………………………………46
2.4. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность……....51
Глава 3. Теоретические и практические аспекты применения
налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения………….54
3.1. Ответственность за правонарушения против системы
гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика………………..54
3.2. Ответственность за правонарушения против порядка
ведения бухгалтерского учета……………………………………………...64
3.3. Ответственность за правонарушения против обязанности
по уплате налогов…………………………………………………………...68
3.4. Ответственность за правонарушения против исполнения
доходной части бюджета……………………………………………………69
3.5. Ответственность против прав и свобод налогоплательщиков……....71
3.6. Уголовная ответственность за налоговые преступления………….....74
Заключение……………………………………………………………………....84
Список использованных источников…………………………………………..87
Однако,
не смотря на свои высказывания, представляется,
что для рассмотрения основных положений
применения ответственности, за совершение
налоговых правонарушений, выше представленные
виды и основания полностью
1.2.
Разграничение налоговых
и административных
правонарушений, направленных
против налоговой системы
В
сфере налоговых
Среди
оснований привлечения к
Термин "налоговое правонарушение" может использоваться и пониматься в двух смыслах - в "широком" и "узком".
Налоговое правонарушение в "широком" смысле представляет собой любое виновное наказуемое противоправное деяние, совершенное в сфере налогообложения, выражающееся в нарушении норм законодательства о налогах и сборах и налогового законодательства в целом, вне зависимости от того, нормами какой отрасли законодательства установлена конкретная ответственность за совершение такого противоправного деяния.
В сфере налогообложения можно выделить три вида налоговых правонарушений: 1) налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена НК РФ; 2) административные правонарушения в сфере налогообложения (налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена КоАП РФ); 3) уголовные правонарушения (преступления) в сфере налогообложения (налоговые преступления, ответственность за совершение которых установлена УК РФ).
Таким образом, основным критерием разграничения налогового, административного и уголовного правонарушений, выступает то, каким нормативно-правовым актом установлена ответственность за совершение такого правонарушения - налоговым, административным либо уголовным законом.
Одним из основных показателей степени и характера общественной опасности налоговых преступлений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы10.
В российском уголовном законодательстве предусмотрено три вида налоговых преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и сборов: а) уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физических лиц (ст. 194 УК РФ); б) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц (ст. 198 УК РФ); в) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ)
Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования. Таким образом, налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а иными актами отраслей права. Кроме того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания.
Имеются
существенные отличия и по порядку
привлечения к ответственности
за совершение налоговых преступлений
и иных налоговых правонарушений,
поскольку производство по делам
о нарушениях законодательства о
налогах и сборах, содержащих признаки
преступления, ведется в порядке,
установленном уголовно-
Так же нельзя не учитывать, что и нормы гражданского законодательства, при нарушении законодательства о налогах и сборах, так же предусматривают санкции, призванные обеспечить соблюдение правопорядке в сфере гражданского оборота. Так, из положений п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ)11 следует, что неисполнение налогоплательщиком - юридическим лицом своих обязанностей по уплате налогов, по ведению бухгалтерского учета, по составлению отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и предоставлению, налоговым органам, необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений, может выступить основанием для его ликвидации по иску налогового органа (постановления Президиума ВАС РФ от 21.12.1995 N 6558/95, от 18.02.1997 N 4813/96 и др.).
Таким образом, думается, что правонарушения, совершаемые в сфере налоговых правоотношений, по степени общественной опасности и иным критериям, можно разделить на налоговые правонарушения, имеющие уголовно-правовую природу и налоговые правонарушения, которые таковой не имеют, т.е. налоговые преступления и иные налоговые правонарушения.
В процессе установления
Так, ответственность за совершение налоговых правонарушений, регулируемая нормами НК РФ установлена в гл. 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" и гл. 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".
Ответственность
за совершение административных правонарушений
в сфере налогообложения
В этой связи следует отметить, что вопрос о соотношении правовой природе, а также стройной и последовательной классификации этих некриминальных налоговых правонарушений, до сих пор в научной литературе не определен.
В содержание непосредственно налоговой ответственности включается: 1) ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений, ответственность за которые установлена соответствующими статьями гл. 16 НК РФ; 2) ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу; 3) ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Налоговое
правонарушение в "узком" смысле
представляет собой виновно совершенное
в сфере налогообложения
При
этом вышеуказанные налоговые
Анализируя сущность ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, можно сказать, что "неоднородность правовой природы ответственности по НК РФ" привела к выделению самим законодателем двух видов ответственности по налоговому законодательству: 1) ответственность за налоговые правонарушения; 2) ответственность за иные предусмотренные налоговым законодательством нарушения.
Под налоговыми правонарушениями понимаются нарушения, посягающие на имущественные интересы государства, связанные с неуплатой (неперечислением) налоговых платежей. Все остальные налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, характеризуются как чисто административные.
К
налоговым правонарушениям
Некриминальные
налоговые правонарушения в области
налогов и сборов, совершенные
должностными лицами регулируется нормами
КоАП РФ (ст.15.3,15.4,15.5,15.6,15.7,
Некриминальные налоговые правонарушения, совершаемые организациями, предпринимателями и физическими лицами, выступающими в налоговых отношениях в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц, регулируются нормами НК РФ и, в соответствии со ст. 106 НК РФ, носят наименование - налоговые правонарушения.
Если произвести сравнительный анализ, то можно прийти к выводу что:
1. Административное правонарушение - это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ.
Сущностью
административного
Также и налоговое правонарушение представляет собой акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда налоговый закон предписывает их совершение).
НК
РФ не определяет налоговое правонарушение
как общественно опасное
Налоговое правонарушение считается совершенным в нарушение законодательства о налогах и сборах, если оно выразилось: а) в неисполнении обязанностей, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами; б) в нарушении установленных запретов или предписаний (например, в несоблюдении порядка владения, пользования и (или) распоряжению имуществом, на которое был наложен арест).
2.
Административное
В
сфере налоговых
3.
Административное
НК
РФ также в ст. 106 рассматривает
налоговое правонарушение в качестве
виновного деяния. Это означает,
что противоправное деяние не только
объективно носило противоправный характер,
но и осознавалось (либо должно было
осознаваться) совершившим его лицом
как противоправное. Кроме того,
свойства и особенности виновности
подробно рассматриваются в п. 6 ст.
108, п.п. 2 ст. 109, ст. 110, ст. 111, ст. 122 НК РФ.
Так, согласно ст. 110 НК РФ, виновным в
совершении налогового правонарушения
признается лицо, совершившее противоправное
деяние умышленно или по неосторожности.
Необходимо также отметить, что и
КоАП РФ и НК РФ предусматривают
возможность привлечения к