Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:51, дипломная работа
Теоретическая и методологическая основа. Теоретическую, методологическую и инфор¬мационную основу настоящей работы составляют труды Кустовой М.В., Ногиной А.О., Брызгалина А.В. и многих других авторов.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Налоговое правонарушение и его юридическое значение………….6
1.1. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения……………………………………………………………...6
1.2. Разграничение налоговых и административных
правонарушений, направленных против налоговой системы…………...16
Глава 2. Общая характеристика налоговой ответственности……………….28
2.1. Правовая природа налоговой ответственности……………………....28
2.2. Субъекты налоговой ответственности………………………………..42
2.3. Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок
взыскания……………………………………………………………………46
2.4. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность……....51
Глава 3. Теоретические и практические аспекты применения
налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения………….54
3.1. Ответственность за правонарушения против системы
гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика………………..54
3.2. Ответственность за правонарушения против порядка
ведения бухгалтерского учета……………………………………………...64
3.3. Ответственность за правонарушения против обязанности
по уплате налогов…………………………………………………………...68
3.4. Ответственность за правонарушения против исполнения
доходной части бюджета……………………………………………………69
3.5. Ответственность против прав и свобод налогоплательщиков……....71
3.6. Уголовная ответственность за налоговые преступления………….....74
Заключение……………………………………………………………………....84
Список использованных источников…………………………………………..87
4.
Административное
В соответствии с п. 3 ст. 108 НК РФ, предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Кроме того, если за совершение формально противоправных деяний меры ответственности не установлено, то привлечение лица к ответственности исключено14.
В большинстве случаев отсутствие меры ответственности (налоговой санкции) объясняется просчетами законодателя, низким уровнем законодательной техники. Так, например, Закон РФ от 27 декабря 1991 года "О налоге на прибыль предприятий и организаций" возлагал на российские предприятия, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам, обязанность в определенных случаях рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов иностранных лиц15.
Однако ни этот Закон, ни Закон РФ "Об основах налоговой системы РФ" не устанавливали мер ответственности за невыполнение этой обязанности (вообще, в полной мере ответственность для налоговых агентов была установлена только с введением в действие первой части НК РФ, в ст. 123 которого были предусмотрены санкции за не удержание у налогоплательщика и не перечисление в бюджет соответствующей суммы налога). Попытки налоговых органов самостоятельно исправить ситуацию и установить взыскание признавались судами как незаконные.
В
этой связи необходимо отметить, что
среди всех видов налоговых
Вместе
с тем представляется, что налоговое
правонарушение как самостоятельная
разновидность юридико-
Кроме
того, права и обязанности лиц,
подлежащих ответственности за совершение
налоговых правонарушений, так или
иначе, установлены НК РФ, поэтому
нет ничего удивительного в том,
что и составы налоговых
Как
было указано выше, понятие, виды, состав
и меры ответственности за совершение
некриминальных налоговых правонарушений,
фактически имеющих характер проступков,
установлены двумя
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что в сфере правового
регулирования налоговых
Так
же необходимо отметить, что и судебная
практика, как Конституционного Суда
РФ, так и арбитражных судов, последовательно
отрицает существование налоговой
ответственности, рассматривая ее как
разновидность
Так,
вопрос о правовой природе штрафных
санкций, налагаемых налоговыми органами
за нарушение норм налогового законодательства,
а также о конституционно-
В
соответствии с правовыми позициями,
выраженными Конституционным
Таким
образом, однородность сферы правового
регулирования, а также однородность
мер государственно-правового
В
данной ситуации можно согласится с
высказыванием Пепеляева С.Г., который
утверждает что, взыскания, установленные
НК РФ - это меры административной ответственности,
которые применяются к
Глава
2. Общая характеристика
налоговой ответственности
2.1.
Правовая природа
налоговой ответственности
Согласно ст. ст. 23, 24 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) и налоговый агент несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации19. Вместе с тем система ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является одной из наиболее сложных, поскольку, наряду с традиционными мерами административной и уголовной ответственности, включает в себя также собственно налоговую ответственность как разновидность финансовой ответственности.
В основу разграничения ответственности налогообязанных лиц положен соответствующий вид нарушения законодательства о налогах и сборах, за который эта ответственность предусматривается. Суть данного подхода заключается в том, что все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три основных вида:
собственно
налоговые правонарушения (как разновидность
финансовых правонарушений); нарушения
законодательства о налогах и
сборах, содержащие признаки административного
правонарушения (налоговые проступки);
нарушения законодательства о налогах
и сборах, содержащие признаки преступления
(налоговые преступления). Исходя из
этого позволительно говорить о
трех видах юридической
Налоговую
ответственность следует
С
теоретической точки зрения наибольшую
сложность представляет установление
соотношения финансовой (налоговой)
и административной ответственности
в системе юридической
На сегодняшний день в юридической науке обозначились два принципиально отличающихся друг от друга подхода к рассматриваемой проблеме.
Первый
подход является популярным среди представителей
административно-правовой науки. Фактически
он сводится к признанию наличия
известной монополии или
Иными словами, финансовой (налоговой) ответственности отказывают в видовой самостоятельности, рассматривая ее как разновидность административной ответственности. Отдельные ученые предлагают вообще отказаться от употребления термина "финансовая ответственность".
В этой связи следует указать, что согласно положениям теории права юридическая ответственность обладает собственной нормативной конструкцией, представляющей комплекс "норм материального и процессуального права, определяющих санкцию и другие меры принуждения (меры пресечения и обеспечения), подлежащие применению в случае правонарушения, порядок (процесс) и последовательность реализации этих мер"20.
Принимая во внимание нормативную конструкцию административной ответственности, можно вывести ряд ее признаков, которые совпадают с признаками налоговой ответственности.
Во-первых, налоговое правонарушение сходно с административным правонарушением, поскольку оно:
-
посягает на установленный
-
не имеет общественной
-
обусловливает привлечение
-
налоговая ответственность в
отношении физических лиц
Во-вторых, субъектами налоговых правонарушений, так же как и субъектами административных правонарушений, являются, наряду с физическими лицами, также организации (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ; п. 1 ст. 107 НК РФ).
В-третьих, налоговые санкции применяются за деяния, совершение которых не обусловлено наличием служебных (трудовых) правоотношений между налоговым органом и правонарушителем (ст. 106 НК РФ), и по своей сути они являются административными взысканиями - штрафами (п. 2 ст. 114 НК РФ).
Наконец, в-четвертых, привлечение лица к налоговой ответственности не влечет состояния судимости (п. 3 ст. 112 НК РФ).
Точки зрения об административно-правовой природе налоговой ответственности в целом придерживаются также высшие суды и руководство страны21.