Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:51, дипломная работа
Теоретическая и методологическая основа. Теоретическую, методологическую и инфор¬мационную основу настоящей работы составляют труды Кустовой М.В., Ногиной А.О., Брызгалина А.В. и многих других авторов.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Налоговое правонарушение и его юридическое значение………….6
1.1. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения……………………………………………………………...6
1.2. Разграничение налоговых и административных
правонарушений, направленных против налоговой системы…………...16
Глава 2. Общая характеристика налоговой ответственности……………….28
2.1. Правовая природа налоговой ответственности……………………....28
2.2. Субъекты налоговой ответственности………………………………..42
2.3. Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок
взыскания……………………………………………………………………46
2.4. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность……....51
Глава 3. Теоретические и практические аспекты применения
налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения………….54
3.1. Ответственность за правонарушения против системы
гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика………………..54
3.2. Ответственность за правонарушения против порядка
ведения бухгалтерского учета……………………………………………...64
3.3. Ответственность за правонарушения против обязанности
по уплате налогов…………………………………………………………...68
3.4. Ответственность за правонарушения против исполнения
доходной части бюджета……………………………………………………69
3.5. Ответственность против прав и свобод налогоплательщиков……....71
3.6. Уголовная ответственность за налоговые преступления………….....74
Заключение……………………………………………………………………....84
Список использованных источников…………………………………………..87
Глава
16 НК РФ устанавливает меры ответственности
только в отношении обязанных
участников налоговых отношений, то
есть в отношении тех, которые
так или иначе, но в конечном итоге
несут обязанности перед
Предметом правового регулирования законодательством о налогах и сборах является шесть видов самостоятельных налоговых отношений: 1) отношения по установлению налогов и сборов; 2) отношения по введению налогов и сборов; 3) отношения по взиманию налогов и сборов; 4) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля; 5) отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; 6) отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения4.
Существуют режимы, образуемые нормами законодательства о налогах и сборах, которые в своей совокупности обусловлены необходимостью нормального и эффективного функционирования налоговой системы.
Во-первых, это режим общерегулятивный, состоящий из общерегулятивных норм, которые непосредственно регулируют взимание (исчисление и уплату) налогов и сборов. Во-вторых, это обеспечительно-охранительный режим, состоящий из обеспечительно-охранительных норм, которые регулируют отношения связанные с налоговым контролем и налоговой отчетностью. В-третьих, это принудительно-охранительный режим, состоящий из принудительно охранительных норм, регулирующих применением мер государственно-правового принуждения в налоговой сфере.
Очевидно,
что действие общерегулятивных и
обеспечительно-охранительных
Особое
место в системе мер
Предназначение
системы налоговых
Классификация налоговых правонарушений производится по различным критериям: объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне.
В соответствии с
В зависимости от объекта налогового правонарушения, можно выделить:
- налоговые правонарушения, направленные против системы отношений по взиманию (уплата, перечисление) налогов, которые наносят непосредственный имущественный ущерб по формированию доходной части бюджетной системы: неуплата или неполная уплата налогов (ст. 122 НК РФ), невыполнение налоговым агентом обязанностей по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ)5.
-
налоговые правонарушения, направленные
против системы отношений
Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию. Для четкого установления характеристик субъектов нарушений налогового законодательства, прежде всего, выделяют группы субъектов: физические лица и юридические лица.
Физические лица как субъекты нарушений налогового законодательства подразделяются на две категории.
К
первой относятся те, которые участвуют
в налоговых отношениях в качестве
налогоплательщиков, налоговых агентов;
ко второй — те,
которые участвуют в этих отношениях в
качестве должностных лиц.
К
ответственности за нарушения налогового
законодательства
физические лица, как обладающие статусом
должностных лиц, так и не
обладающие им, могут быть привлечены
только при условии достижения
установленного законом возраста и вменяемости.
Субъектами ответственности за нарушения налогового законодательства выступают также организации. К организациям НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, иностранные компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, международные организации, их филиалы и представительства. Организации могут выступать субъектами ответственности не только в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. За нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, ответственность несут банки, выполняющие кассовое обслуживание бюджета6.
Субъективный состав налоговых правонарушений можно классифицировать на следующие виды:
- налоговые правонарушения, совершаемые только физическими лицами: ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ), отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, даче заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);
-
налоговые правонарушения, совершаемые
только организациями: грубое
нарушение правил учета
-
налоговые правонарушения, совершаемые
как физическими лицами, так и
организациями: нарушение
В зависимости от статуса субъекта, совершившего налоговое правонарушение, можно выделить:
-
налоговые правонарушения, совершаемые
только налогоплательщиками:
-
налоговые правонарушения, совершаемые
только налоговыми агентами: невыполнение
налоговым агентом
-
налоговые правонарушения, совершаемые
иными обязанными лицами: непредставление
налоговому органу сведений, необходимых
для осуществления налогового
контроля (ст. 126 НК РФ), ответственность
свидетеля (ст. 128 НК РФ), отказ
эксперта, переводчика или специалиста
от участия в проведении
В зависимости от внешнего выражения противоправного деяния, а именно, в зависимости от наличия действий или бездействия в объективной стороне налогового правонарушения, можно выделить: а) налоговые правонарушения, совершаемые в результате действия; б) налоговые правонарушения, совершаемые в результате бездействия; в) налоговые правонарушения, совершаемые в результате совокупности действий и бездействия.
В зависимости от того, учитываются ли привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах того или иного лица последствия совершенного им правонарушения, последние подразделения на материальные и формальные.
За налоговые правонарушения с материальным составом ответственность может наступить только при наличии негативных последствий, возникающих в результате деяния правонарушителя. К налоговым правонарушениям с материальным составом можно отнести например, уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ), непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ), неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) и т.д.
К налоговым правонарушениям с формальным составом можно отнести например, нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ), нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, не повлекшее занижение налоговой базы (п. 1, п. 2 ст. 120 НК РФ), несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ) и т.п.
Исходя
из изложенного, можно сделать вывод,
что налоговым правонарушением
считается только деяния, предусмотренное
законодательством о налогах
и сборах, никакое другое деяние
налоговым правонарушением
Не
смотря на то, что законодатель оставил
без внимания проблемы систематизации
видов налоговых
То
обстоятельство, что налоговые органы
до сих пор не могут четко провести
различие между субъектным составом
налоговых правонарушений по ст. 126
и ст. 129.1 НК РФ, о чет ярко свидетельствует
судебно-арбитражная практика (постановление
ФАС ВСО от 26.08.2002 № А33-3529/02-С3-Ф02-2417/02-С1,
от 19.09.2002 N А33-3669/02-С3-Ф02-2729/02-С1)
Кроме этого, не