Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) В
СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..……..…………7
1.1. Роль и значение НДС в налоговой системе Российской Федерации…. 7
1.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ……………………………...……12
1.3. НДС в зарубежных странах и странах СНГ……………………...…….36

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С НДС:
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ И
РОСТ МАХИНАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС В 2005-2007 годах...…44
2.1. Анализ поступления НДС в бюджетную систему
Российской Федерации в 2005-2007 годах……..………………………44
2.2. «Лжеэкспортные» махинации и возмещение НДС. Возврат
НДС по программе «TAX FREE for Business»……………………..….56
2.3. Анализ контрольной работы УМНС по РСО-Алании по исчислению и
уплате НДС проводимой самостоятельно и с участием органов МВД...73

3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..…..81
3.1. Механизмы администрирования НДС на 2008 год……………..….…81
3.2. Проблемы и тенденции в администрировании налога
на добавленную стоимость УФНС по РСО-Алания …...……….…….86
3.3 Пути совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость …………..……………………..….93

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ…108

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ НДС 2008.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

Да, НДС имеет недостатки, но их надо устранять, а не отменять налог. Эти недостатки вполне исправимы и без очередной конкретной перетряски налоговой системы. Конечно, с возвратом НДС тоже возникают сложности, но это объяснимо элементарным мошенничеством с фиктивными экспортными схемами. Задействуются специально созданные фирмы-однодневки, целью которых становится получение денег, которые никогда не были потрачены. Делается все это при содействии правоохранительных органов, поэтому здесь достаточно принять пакет антикоррупционных мер. Недавние заклинания наших руководителей вызывают надежду, что они, по крайней мере, официально не рассматривают коррупцию как основу государственного строя России, и что попытка ее ограничения более не будет караться как государственное преступление и угроза национальной безопасности.

Важно также совершенствовать администрирование НДС, но, похоже, это слишком сложная задача для нынешних чиновников. Им проще отменить налог, чем нормализовать процедуры его взимания, но это должно быть их личными проблемами, а не проблемами всей экономики, считает экономист. Но главная проблема в том, что дискуссии о замене НДС, носящие несколько бесплодный характер, поскольку власть уже твердо дает понять, что возврата к налогу с продаж не будет, отвлекает внимание от истинных проблем в налоговой сфере. Прежде всего, речь идет о двух налогах – налоге на добычу полезных ископаемых /НДПИ/ и едином социальном налоге /ЕСН/. Первый после отмены дифференцированных ставок /в зависимости от качественных характеристик месторождения/ стал настоящим бременем для мелких сырьевых компаний. Будучи не в состоянии платить НДПИ по той же ставке, что крупный игрок-монополист, захвативший лучшие участки и добывающий с них больше, они вынуждены уходить с рынка. С ЕСН несколько иная ситуация.

Практика зарплат «в конверте» до сих пор носит массовый характер. Кроме того, самые бедные платят ЕСН больше, чем самые богатые, и в этом парадоксальность этого налога. Для того чтобы сделать все по справедливости – бедные платят меньше, а богатые больше – М.Делягин предлагает ввести плоскую шкалу ЕСН и ставку в 15 проц. «Это была бы справедливая цифра. Даже бизнес готов платить по такой ставке. Да, бюджет потеряет некоторые средства, но они будут компенсированы выводом зарплат из тени», - говорит он.[58]

В целом, по мнению М.Делягина, власть придет к компромиссу и снизит НДС до 15 проц. Даже если А. Дворкович и его сторонники получат какие-либо значимые посты в новом правительстве, «протащить» налог с продаж мимо А.Кудрина все равно не удастся. Но при этом придется отменить льготный 10-проц НДС на социально значимые товары, что закономерно приведет к росту цен на них. В результате опять пострадают самые бедные. Но кто о них думает, когда на кону налоговая реформа, призванная облегчить участь бизнеса и дать экономике стимул к росту…

Судьба налога на добавленную стоимость в масштабах европейского рынка будет решена в ближайшее время: Еврокомиссия готовится передать проект реформы НДС министрам финансов «25-ти»[59].

Автор проекта – комиссар по налоговой политике Ласло Ковач. Он полон решимости положить конец мошенничеству вокруг уплаты НДС, из-за которого европейская казна теряет до 60 миллиардов евро в год. [60]

Цель реформы,  навести порядок в трансъевропейской торговле. Реформа предполагает отход от практикуемой сейчас уплаты НДС в стране «окончательного назначения товара или услуги». Взамен налогообложение должно производиться на всех звеньях цепочки «производство – распространение – сбыт» и, соответственно, затрагивать все страны-участницы торговой операции.

По мнению еврокомиссара, реформа особенно актуальна на фоне бурного роста Интернет-торговли: открытие Интернет-магазинов преимущественно в странах с низким НДС нарушает правила справедливой конкуренции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема налогов — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы.

Главная причина несоответствия налоговой системы РФ основным принципам налогообложения — отсутствие стабильности в проведении общей экономической политики, отсутствие государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, а также налоговые льготы.

Не смотря на то, что НДС относительно новый налог, он является ключевым в пятнадцати странах Европейского союза, бюджетообразующим.

С момента его введения в России в 1992 году ведутся споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг.

В настоящей работе была сделана попытка систематизации теоретических основ введения налога на добавленную стоимость и его взимания, международного опыта взимания НДС и выработки на этой основе рекомендаций по совершенствованию администрирования  НДС в Российской Федерации.

Проанализировав  действующий  механизм  обложения  НДС  в  РФ, можно сделать некоторые выводы.

Эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой.

Налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

Вместе с тем данный налог обладает большой коррупционной емкостью, а существующая методика расчета и система администрирования открывают большие возможности для уклонения от его уплаты.

Доля НДС в дохо­дах федерального бюджета Российской Федерации по годам изменяется, но стабильно высока и составляет около 50 %.

Темпы роста возмещений НДС (законных и незаконных) существенно превысили темпы роста его уплаты, что не может не настораживать.

Уровень поступления НДС за анализируемый период несколько снизились, что объясняется некоторыми изменениями, вводимыми в Налоговый кодекс, в частности:

- с 1 января 2007 года к вычету принимаются суммы НДС по товарам (работам, услугам) без их оплаты поставщикам;

- с 1 января 2007 года принципиально изменен порядок вычетов по объектам капитального строительства,

-  с 1 января 2008 для всех налогоплательщиков НДС установлен квартальный налоговый период.

Кроме того, к числу факторов, повлиявших на снижение темпов роста поступлений, относится увеличение фактически возмещенных сумм налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%.

Однако основным фактором снижения общих сборов по НДС является увеличение доли налоговых вычетов, сократившее поступления этого налога в 2007 году на 352 млрд. рублей.

Продолжают оставаться высокими масштабы уклонения от уплаты НДС, в том числе за счет лжеэкспорта (от 10 до 30 млрд. руб. в год).

Остаются проблемы, вызванные действиями фирм-однодневок, через которые проходит незаконное возмещение налога.

Переход на заявительный порядок возмещения НДС снизил сборы по налогу еще на 4,3 млрд. рублей в 2007 году.

Эти факторы спровоцировали высказывания в деловой прессе по поводу замены НДС налогом с продаж.

Дискуссия о снижении ставки НДС не утихает уже несколько лет. Противником данной теории является заместитель министра финансов Сергей Шаталов, который считает что это не приведет к удешевлению тех товаров, которые сейчас облагаются по ставке 18 процентов, а вот социально значимые товары со ставкой 10 процентов подорожают. Исследования Международного валютного фонда так же показали, что НДС занимает предпоследнее место по влиянию на темпы роста экономики.

Также необходимо указать на то, что проведенные изменения налогового законодательства привели к повышению эффективности НДС, позволили устранить многие из еще сохранявшихся в данном налоге препятствий к осуществлению инвестиций в форме капитальных вложений.

Глобальных проблем с НДС три: сложности с его возмещением, лжеэкспортные махинации и запутанная система расчета налога. Именно эти моменты, а отнюдь не величина ставки налога, как принято считать, создают больше всего проблем, как бизнесу, так и налоговикам.

В этой связи в области НДС в среднесрочной перспективе представляется необходимым решение следующих проблем:

Упорядочение ситуации с возмещением НДС из бюджета при применении нулевой налоговой ставки.

Без эффективно функционирующей системы возмещения НДС, основанного на классической, зачетной, схеме исчисления и уплаты, НДС создает значительные искажения для некоторых групп налогоплательщиков, которые влекут за собой существенные издержки.

Однако также следует указать на то обстоятельство, что возмещение значительных сумм налога из бюджета создает возможности для злоупотреблений, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны органов налогового администрирования.

Проведенный анализ арбитражной практики за 2002 – 2007 года свидетельствует об увеличении процента удовлетворения требований налогоплательщиков по отношению к предъявленным суммам. Именно в данный период в практику недобросовестных налогоплательщиков входит широкое использование схем уклонения от налогообложения, основанных на принципе отсутствия ответственности за действия третьих лиц.

Есть и положительные моменты. Уже четыре года (с марта 2004года) в нашей стране действует программа  «TAX FREE for Business», позволяющая российским предпринимателям максимально упростить процедуру возврата зарубежного НДС.

Налог на добавленную стоимость и действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие исправления.

Налоговый Кодекс чрезвычайно подвижен и изменчив. Огромное количество законодательных актов и инструкций требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной неоднозначности трактовки и приводит к ряду распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.

Достаточно четко прослеживается тенденция к тому, что принудительное взимание штрафов будет производиться в бесспорном порядке, а не преимущественно – в судебном, как это делается в настоящее время.

Как показал опрос на интрнет-сайте «Банкир.Ру», реально помочь в решении проблем администрированием   НДС  способны только две меры: это возможность взыскивать с налоговых органов убытки в полном размере (25,22% высказались за этот способ) и изменение мотивации работы налоговых сотрудников, повышение профессионального   уровня работников инспекции (за это выступили 21,43% респондентов).

В ходе проведенных исследований над данным дипломным проектом было проделана следующая работа:

1.Освещена история развития НДС в мире и России;

2.Проведены исследование экономической природы  НДС;

3.Проведен анализ изменений в порядке исчисления и взимания НДС;

4.Проведен анализ НДС на примере Республики Северная Осетия – Алания

5.Предложены пути совершенствования НДС.

Безусловно, НДС имеет свои достоинства и недостатки. В  целом  налог  имеет  позитивное  значение,  и  тенденции  его  развития  в  последнее  время  позволяют  сделать  вывод,  что  за  ним  и  дальше  сохранится  ведущая  роль  среди  прочих  налогов  и  платежей  в  Российской  Федерации.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ

1.       Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года;

2.       Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Принят Государственной Думой Федерального Собрания 21 октября 1994 года;

3.       Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 26 января 1996 года N 14-ФЗ. Принят Государственной Думой Федерального Собрания 22 декабря 1995 года;

4.       Налоговый кодекс РФ. Часть первая. 31 июля 1998 № 146-ФЗ. Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 16.07.1998

5.       Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. 05 августа 2000 года № 117-ФЗ Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 19.07.2000

1.       Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг. Проект.

2.       Александров И. М. Налоги налогообложение. М.: Дашков и К, 2008 – 318с.

3.       Балтина А.М., Волохина В.А., Попова Н.В. Финансовые системы зарубежных стран. М.: Финансы и статистика, 2007 – 304с.

4.       Бард В.С., Павлова Л.П.  Налоги в условиях экономической интеграции. М.: Кнорус, 2004 – 287с.

5.       Башкирова Н.Н. Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути решения:  монография / [Н. Н. Башкирова и др.]; Финансовая акад. При Правительстве Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2007.

6.       Беликова Т.Н. Все об НДС. – СПб.: Питер, - 2008 – 144с.

7.       Гензель П.П. Налогообложение России времен нэпа избранные статьи. М.: Общество купцов и промышленников России, 2006 – 384с.

8.       Зубенкова В.А. Налог на добавленную стоимость и его экономическая роль: Анализ западноевропейского опыта. Диссертация. Москва. 1999.

9.       Ильин А.В. Налог на добавленную стоимость, механизм определения и перспективы развития. Диссертация. Новосибирск, 2002.

10.  Крутякова Т.Л. НДС 2008 Практика исчисления. -  М.: ЮНИТИ, 2008 – 471с.

11.  Лебедев и.А. Как избежать ловушек  при исчислении НДС. – М.: Бератор-Пресс, 2007. – 245с.

Информация о работе Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ