Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:25, курсовая работа
Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС) В
СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………..……..…………7
1.1. Роль и значение НДС в налоговой системе Российской Федерации…. 7
1.2. Порядок исчисления и уплаты НДС ……………………………...……12
1.3. НДС в зарубежных странах и странах СНГ……………………...…….36
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ СВЯЗАННЫХ С НДС:
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ И
РОСТ МАХИНАЦИИ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС В 2005-2007 годах...…44
2.1. Анализ поступления НДС в бюджетную систему
Российской Федерации в 2005-2007 годах……..………………………44
2.2. «Лжеэкспортные» махинации и возмещение НДС. Возврат
НДС по программе «TAX FREE for Business»……………………..….56
2.3. Анализ контрольной работы УМНС по РСО-Алании по исчислению и
уплате НДС проводимой самостоятельно и с участием органов МВД...73
3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В
ОБЛАСТИ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..…..81
3.1. Механизмы администрирования НДС на 2008 год……………..….…81
3.2. Проблемы и тенденции в администрировании налога
на добавленную стоимость УФНС по РСО-Алания …...……….…….86
3.3 Пути совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость …………..……………………..….93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ…108
3.3. Пути совершенствования налога на добавленную стоимость на 2008 – 2010 года
С 1 января 2007 года осуществлен переход к единой декларации по НДС – первый шаг к приближению российской системы возмещения НДС к лучшей международной практике. Однако при изменении применяющейся системы возмещения НДС необходимо иметь в виду, что основные способы уклонения от налогообложения при возмещении налога связаны не с неправомерным применением экспортером нулевой ставки или применением налогоплательщиком правом на налоговый вычет налога, уплаченного при приобретении материальных ресурсов, а с неправомерным неначислением налога одним или несколькими поставщиками.
В этой связи предлагается вернуться к рассмотрению вопроса о составе перечня документов, подтверждающего право на применение нулевой ставки, имея в виду, что право на применение нулевой ставки налогоплательщику дает факт потребления товаров за пределами Российской Федерации, т.е. для подтверждения применения нулевой ставки необходимо, прежде всего, подтвердить факт вывоза товара за пределы таможенной территории России в режиме экспорта.
Одновременно с 1 января 2007 года осуществлен переход с разрешительного к уведомительному порядку возмещения НДС, при котором не предполагается обязательной представление в налоговые органы документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки каждый раз по окончании того налогового периода, в котором возникло требование о возмещении.
Высвободившиеся ресурсы налоговых органов предполагается направить на совершенствование налогового контроля в отношении уплаты НДС прочими налогоплательщиками, включая поставщиков материальных ресурсов.
Следует отметить, что принятые меры связаны со значительным одномоментным снижением поступлений НДС в бюджет (за счет роста возмещения).
Введение системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС предполагает, что организации и индивидуальные предприниматели не будут по умолчанию признаваться налогоплательщиками НДС. Будет создана отдельная система регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС, в рамках которой лицам будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, указываемые на счете-фактуре. При этом реестр налогоплательщиков НДС будет публичным и размещен в сети Интернет.
Регистрация в качестве налогоплательщиков НДС будет обязательной для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, выручка от реализации услуг которых превышает некоторую законодательно установленную величину (например, 4 млн. руб., или 15 млн. руб., или 20 млн. руб. в год). При этом при регистрации новой компании необходимо установить срок, в течение которого налогоплательщик должен показать этот объем выручки, для того чтобы получить право на регистрацию в качестве налогоплательщика НДС, а также ввести иные ограничения (например, запрет на регистрацию в качестве налогоплательщика НДС организации, использующей в своей учетной политике кассовый метод определения налоговых обязательств по налогу на прибыль).
Внедрение современных автоматизированных методов налогового контроля и отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, обеспечивающий мониторинг и анализ операций по реализации налогооблагаемых товаров (работ, услуг) зарегистрированными налогоплательщиками НДС.
Введение автоматизированных методов возможно с 01.01.2009
МЭРТ представило в Минфин предложения и расчеты по первоочередным мерам в области налоговой политики. Глава МЭРТ Эльвира Набиуллина предлагает министру финансов Алексею Кудрину снизить НДС с 18 до 12%, увеличить размер «амортизационной премии» при исчислении налога на прибыль компаний, изменить принципы установления экспортных пошлин и акцизов на нефтепродукты.[48] Учтено даже расширение льгот для предприятий, заботящихся о здоровье, образовании и будущем пенсионном обеспечении своих сотрудников. Снижение налоговой нагрузки, считают чиновники, обеспечит инновационный рост экономики. Часть выпадающих доходов будет получена за счет увеличения акцизов, полагают эксперты. МЭРТ настаивает на снижении НДС до 12% с 2009 года с одновременной ликвидацией 10-процентной ставки НДС и компенсирующим повышением размеров ставок акцизов. При этом сумма налогов на подакцизные товары останется прежней, но изменится структура платежа.
Снижение ставки НДС, по мнению чиновников МЭРТ, позволит снизить налоговую нагрузку, возникающую на этапе инвестиций. В идеале налоговое бремя должно возникать в момент получения прибыли и в меньшей степени — на этапе создания добавленной стоимости.
Стимулирующая функция налоговой политики обеспечит высокие темпы экономического роста, массовое появление новых и модернизацию уже существующих производств. Снижение налогов уже не самоцель: нужно так снижать налоги, чтобы стимулировать инновации, развивать человеческий капитал и модернизировать производство. Реализация предложений МЭРТ позволит уменьшить налоговую нагрузку на обрабатывающую отрасль и инновационные предприятия, оставив прежней нагрузку на сырьевиков.
Уменьшение ставки НДС на 6% исключительно за счет высвобождения средств у налогоплательщиков за два года оценивается в 0,6—0,7% ВВП. При компенсирующем повышении акцизов и росте поступлений НДС всего на 5% выпадающие доходы бюджета составят около 1% ВВП, что при имеющемся профиците бюджета некритично. «С развитием стимулирующей функции налоговой системы часть выпадающих доходов будет получена за счет увеличения акцизов, это нормально», — говорит зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков[49]. Получить комментарий Минфина не удалось, но замминистра финансов Сергей Шаталов неоднократно заявлял, что выпадающие доходы от радикального снижения НДС компенсировать нечем, к тому же бюджет сверстан на три года, а потому какие-либо налоговые новации до 2011 года невозможны.[50]
Также МЭРТ предлагает повысить размер «амортизационной премии», учитываемый при исчислении налога на прибыль, с 10 до 30%, что позволит увеличить в 1,5 раза сумму затрат на НИОКР.
Предполагается изменить и принципы установления экспортных пошлин и акцизов на нефтепродукты, поскольку действующая система налогообложения нефтянки не стимулирует продуктов с высокой добавленной стоимостью и делает экономически неэффективными проекты по реконструкции и строительству мощностей глубокой переработки. А для предприятий, тратящих средства на образование своих сотрудников, участвующих в софинансировании добровольных пенсионных накоплений, а также софинансирующих уплату процентов по ипотечным кредитам работников, предусмотрено освобождение этих расходов от ЕСН и НДФЛ. В МЭРТ считают, что Госдума могла бы внести необходимые поправки в Налоговый кодекс уже в весеннюю сессию.
В отношении уплаты НДС ныне существует невпроворот «серых» схем. Одна из наиболее распространенных, - создание крупной компанией нескольких малых предприятий, не являющихся плательщиками НДС, через которые она осуществляет реализацию своей продукции, занижая, таким образом, сумму налога. В результате бюджет недополучает миллионы рублей. Федеральная налоговая служба (ФНС) ведет с нарушителями неустанную борьбу, однако, попытки законодательным путем биться с недобросовестными налогоплательщиками приводят к появлению колоссальных неприятностей у законопослушных налогоплательщиков.
А цифра «уклонистов» тем временем растет.[51] Так, в 2006 году планировалось собрать более 1 трлн. Рублей внутреннего НДС, а собрано, 924,2 млрд. рублей. Во многом это следствие нового порядка уплаты НДС по методу начисления, введенного с 1 января 2006 года. Сущность его в том, что предприятие, отгрузив пункт прайса покупателю, обязано уплатить в бюджет НДС, даже если деньги за товар ещё не поступили, а с другой стороны, фирма получает право на возмещение НДС из бюджета, имея счет-фактуру на приобретение товара, даже если она его не оплатила. Результат совершенно предсказуем: многократно возросло число случаев неправомерного возмещения НДС с использованием фирм-однодневок. Конечно, подобные схемы существовали и раньше, но с переходом на способ начисления тот самый «бизнес» практически расцвел.
Еще одно безрадостное следствие борьбы налоговиков с злоупотреблениями – постоянное усложнение системы администрирования НДС, в последние годы приобретающее угрожающие размеры. Усложняют, чтобы не было уклонения, - но на практике чем больше усложняется администрирование, тем больше компаний уходит от уплаты НДС. Умножающиеся проблемы НДС заставляют налогоплательщиков выискивать новые способы борьбы с законодательством: дробление бизнеса, чтобы воспользоваться упрощенной системой налогообложения, розыск «удобных» налоговых инспекций, которые готовы сквозь пальцы обозревать на несоответствие хозяйственной деятельности требованиям налогового законодательства, наконец, возродившийся ажиотажный спрос на услуги фирм-однодневок – все это последствия необдуманных нововведений в данной области.
Неудивительно, что предпринимательское сообщество с опаской ожидает дальнейших шагов фискальных органов по «сближению» с правилами либеральной Европы. Так, в марте этого года замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил о возможности введения с середины 2008−го или с 2009 года специальной системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС. Действительно, в Евросоюзе есть регистрационные номера плательщика НДС – но там это происходит автоматически, к ИНН добавляют две буквы, обозначающие страну, и две цифры в конце, а во что это превратится у нас, пока тяжело представить.[52]
Председатель «Деловой России» Борис Титов предложил на встрече с Президентом в начале ноября 2007 года перейти от существующей зачетно-возвратной схемы к прямому исчислению НДС[53]. Поводом для этого стала больше всего отравляющая существование предпринимателям норма Налогового кодекса (НК), по которой основанием для принятия налоговым органом предъявленных сумм НДС к вычету или возврату является счет-фактура, выписываемый продавцом при реализации своей продукции покупателю. В настоящее время сложилась практика, когда любая оплошность в счете-фактуре неминуемо влечет за собой отказ налогоплательщику, даже если эта ошибка никак не сказывается на эффективности налогового контроля и уж точь-в-точь не свидетельствует о фиктивности сделки.
Однако введение принципиально нового порядка исчисления НДС потребует установления определенных правил на переходный период, что приведет к усложнению администрирования налога, к дополнительным затратам как государства, так и налогоплательщиков. При этом принятие такого решения может спровоцировать крайне нежелательный резонанс во внешнеэкономических отношениях с европейскими странами и государствами СНГ, поскольку не будет соответствовать одному из основных направлений налоговой политики, предусматривающему стабильность российской налоговой системы.
Реформирование налоговой системы – давно наболевшая в России тема. О том, как нам реформировать налоги, чтобы всем было хорошо, не рассуждает, пожалуй, только ленивый. Особую остроту эти дискуссии приобрели в эпоху перемен во власти – как известно, время смены президента и правительства для таких перемен, пожалуй, подходит как нельзя кстати.
Идея о снижении или вообще упразднении НДС /налог на добавленную стоимость/ не нова, и циркулирует с того момента, как этот налог впервые был введен в России в 1992 году. Вообще НДС довольно широко распространен в передовых и развитых странах Европы, а вот в США вместо него существует налог с продаж. По какому пути пойти России – по европейскому или американскому?
Пока экономисты рассуждают и строят умозрительные модели, бизнес преследует свой конкретный интерес снизить издержки. Пару-тройку лет назад уже звучали предложения о радикальном снижении НДС до 12-13 процентов, но ввиду активного противодействия Минфина во главе с Алексеем Кудриным развития эта идея так и не получила. Однако с момента начала предвыборной кампании 2007-2008 гг. тема получила новое развитие.
Сразу два президента – Путин и Медведев – назвали снижение НДС одним из ключевых пунктов развития России до 2020 года и пообещали сделать все, чтобы снизить ставку. Затем Минэкономразвития предложило снизить ставку НДС до 12-13 процентов уже в следующем году. Тогда же первый заместитель председателя правительства России Сергей Иванов заявил, что правительство может принять решение о снижении НДС с 18 до 12-13 процентов уже во второй половине 2008 года.[54]
Противником данной идеи остается Минфин, опасающийся за перебои с наполнением бюджета и не желающий тратить на эти цели резервы Стабфонда. Буквально в начале апреля А.Кудрин заявил, что считает неверным снижать НДС в условиях, когда через несколько лет снизится доходная база бюджета, и увеличатся обязательства. Он напомнил, что снижение НДС до предлагаемой ставки 12 процентов будет стоить российскому бюджету доходов в размере 2 процента ВВП, а также сослался на пример ряда стран, недавно принявших решения заменить НДС налогом с продаж. В их числе Мальта, Вьетнам, Гана, Белиз, Гренада. Однако Мальта, Вьетнам и Гана в последствие отказались от этого шага и вновь вернулись к НДС.[55]
Свою точку зрения на все это высказал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.[56] Прежде всего, он пояснил, чем отличается НДС от налога с продаж. Разница между ними в том, что НДС взимается только с добавленной стоимости, но зато на каждом этапе производства, а налог с продаж — только в момент реализации конечного продукта, но не только с добавленной стоимости, но и с затрат. Таким образом, налог с продаж носит по-советски «валовой», а НДС — приростной характер. Налог с продаж впервые был введен еще президентом СССР Михаилом Горбачевым, и, после долгих перипетий окончательно отменен с 1 января 2004 года. Это мотивировалось его негативным влиянием на структуру экономики и сравнительной легкостью ухода от него.
Сегодня сторонники возврата к налогу с продаж ссылаются на благополучный опыт США, забывая о ранее обнаруженных недостатках. Но в США налоговая система, как и вся власть, децентрализованы, в России же «вертикаль» имеет четко централизованный характер. Все 8 лет президентства Владимира Путина ушли на выстраивание этой вертикали. И замена НДС на налог с продаж сейчас будет означать фактически полную смену курса, ибо политика и экономика взаимосвязаны между собой не просто тесно, а очень тесно.
Помимо этого, в США есть много вещей, которые никогда не приживутся у нас, так же, как и тех, которые у нас в свое время были, и теперь их неплохо бы вернуть. К последним, например, относятся качественное и бесплатное массовое образование, рассуждает экономист. По его мнению, налог с продаж в России просто не удастся собрать. Главный сторонник замены налога на налог – глава экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович – теоретик, и просто не представляет, к каким схемам может прибегнуть коммерсант, не желающий платить налог с трех палаток, дабы фальсифицировать документы в налоговую инспекцию. Ведь если сейчас администрирование НДС распределяется между всеми участниками экономического процесса, то весь груз уплаты налога с продаж ляжет на торговлю.[57]
Информация о работе Проблемы и тенденции налоговой политики в области НДС в РФ