Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере предприятия ООО «Старатели»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:12, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время вопросы, связанные с налоговой системой очень актуальны, потому что бюджет Российской Федерации в основном формируется за счет налогов. Налоги призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение
Глава 1 Налоги в экономической системе общества
Сущность налогов и их функции
Классификация налогов
Зарубежный опыт налогообложения
Глава 2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
2.1 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Старатели»
2.2 Содержание налога на добавленную стоимость и определение объекта налогообложения
2.3 Исчисления налога на добавленную стоимость и его уплата
2.4 Особенности налогообложения оборота товаров (работ, услуг) внутри предприятия
Глава 3 Основные направления совершенствования порядка исчисления и уплаты НДС
Анализ состояния расчетов по налогу на добавленную стоимость
Пути совершенствования налога на добавленную стоимость
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере предприятия.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

Распределительная функция налогов обладает рядом  свойств, характеризующих ее роль в  воспроизводственном процессе. Это, прежде всего, то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну и т.д. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

В налоговом  регулировании появились стимулирующие  и сдерживающие подфункции, а также  подфункция воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется  через систему льгот, исключений преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. В законе «Об основах налоговой системы в РФ» предусмотрены следующие виды льгот:

  • необлагаемый минимум объекта;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период).

Подфункцию  воспроизводственного назначения несут  в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи  за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход.

 

    1. Классификация налогов

 

        Налог используется государством  как способ перераспределения  национального дохода. Посредством  него часть выручки, прибыли  или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем используются на решение общественных задач. Налог следует рассматривать прежде всего как особый экономический институт, совокупность экономических отношений, а уже затем как обязательный денежный взнос или платеж, уплачиваемый юридическими или физическими лицами в определенном размере и в определенный срок.

Классифицировать  налоги и сборы можно по множеству  различных признаков

 

        По субъектам обложения:

- раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика. К ним относятся НДС, налог на прибыль.

       По объектам обложения:

-подразделяются  на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Прямые налоги – наиболее ранняя форма налогообложения. В настоящее время прямыми налогами являются подоходный, земельный налоги, налоги с имущества. Косвенные налоги отличаются своей замаскированностью. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика. К ним относятся НДС, акцизы.

        По видам ставок и способу  обложения (взимания) налога.

        У каждого налога своя процентная  ставка и свой способ обложения.  По этой ставке и происходит  взимание налога в бюджет. Например, налога на добавленную стоимость  имеет три ставки: 0 %, 10 %, 18 %. Налоги  бывают закрепленные и регулируемые.

        По праву использования налоговых поступлений.

        Они подразделяются на общие  и целевые. Общие налоговые  поступления зачисляются в бюджет  соответствующего уровня как  общий денежный фонд, соответствующей  территории и используются при  исполнении бюджета. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды, например, земельный налог.

        По срокам оплаты налоги бывают  регулярные, которые перечисляются  ежемесячно и квартально и  разовые – это налоги с имущества,  переходящего в порядке наследования и дарения.

По уровню управления подразделяются на федеральные, региональные и местные:

        1) федеральные налоги действуют  на территории всей страны  и регулируются общероссийским  законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины.

        2) налоги республик в составе  Российской Федерации и налоги  краев, областей, автономной области,  автономных округов. Для краткости  в дальнейшем мы будем именовать  их региональными налогами. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится в общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, налог на недвижимость дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.

        Наибольшие доходы региональным  бюджетам приносит налог на  имущество юридических лиц.

        3) местными признаются налоги  городов, районов, поселков и  т.д. В понятие «район» с  позиций налогообложения не входит  район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли согласно ст. 14 НК РФ.

        Среди местных налогов крупные  поступления обеспечивают: налог  на имущество физических лиц,  земельный налог, налог на рекламу, местные лицензионные сборы, согласно ст. 15 НК РФ.

 

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части  соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчислением от федеральных налогов.

Закрепленные  и регулирующие налоги полностью  или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают  в нижестоящие бюджеты. Такие  налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты [8, С.2].

 

    1. Зарубежный опыт налогообложения

 

На Западе налоговые вопросы давно уже  занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом  планировании не следует ориентироваться  только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой  деятельности имеют второстепенное значение. Иначе трудно бы было понять, почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 4-50 % и не перебираются в «налоговые гавани», где ставки этого налога 2-5 % или он вовсе не применяется.

На самом  деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым  правительством  платят налоги по эффективной  налоговой ставке не выше 20-25 %. А  эти ставки уже сравнимы с уровнем  налогообложения в странах – «налоговых гаванях». Поэтому выбор между странами с нормальными налоговыми ставками и «налоговыми гаванями» далеко не всегда предопределен в пользу последних; во многих ситуациях и те и другие играют на равных [31, С.13].

Снижение  высоких нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех компаний, хотя и носит избирательный характер. Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д. Поэтому в отношении реальной производственной и коммерческой деятельности налоговые режимы развитых стран вполне конкурентоспособны с режимами стран – «налоговых гаваней», особенно если учесть, что для реальной деятельности важны состояние инфраструктуры, доступности источников сырья, близость рынков сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы, в чем «налоговые гавани», очевидно, уступают развитым странам.

Но даже и  для «базовых» компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих  активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения может оказаться не менее выгодным, чем в стране – «налоговой гавани». Дело в том, что многие страны (США, Великобритании, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных  ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Компании  с международным масштабом деятельности могут пользоваться весьма существенными  льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями; страны –  «налоговые гавани» таких соглашений не имеют.

Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в последние годы приняли специальные законы, направленные за перемещением капиталов из этих стран в «налоговые убежища», которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это даже служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала [26, С.38].

При всем этом давление развитых стран Запада на страны – «налоговые гавани» никогда  не было особенно сильным. Точнее было бы сказать, что отношение налоговых  властей западных стране к «налоговым гаваням», при всей остроте официальной критики, остается в рамках «резервируемой благосклонности». Большинство из стран – «налоговых гаваней» при желании могли бы быть сокрушены простыми политическими экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только «базируются» в «налоговых гаванях», а реально они вкладываются и функционируют в тех же западных странах. Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в этих странах. Более жесткая позиция по отношению к «налоговым гаваням» могла бы побудить инвесторов и компании окончательно покинуть свою страну. Наконец, страны – «налоговые убежища» играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между развитыми странами в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для внутриполитической борьбы в этих странах, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на наличие этих «налоговых убежищ» за рубежом.

Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом ставке является необычным, редким явлением и свидетельствует о плохой постановке налогового планирования на данном предприятии.

Для целей  налогового планирования все множество  налогов, уплачиваемых предприятиями в ходе его деятельности, целесообразно подразделить на налоги, оплачиваемые по счетам издержек, и налоги, уплачиваемые по счетам прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить налоги, уплачиваемые предприятием от имени других лиц, и налоги, подлежащие делению между предприятием и другими лицами. Однако это деление, хотя и основано н законодательно утвержденных формах налогов, на практике оказывается весьма расплывчатым. Действительно, то, в какой доле эти налоги приняты на собственные издержки, зависит не от налогового законодательства, а от конкретных условий взаимоотношений данного предприятия со своими контрагентами [25, С.83].

Например, налоги с оборота, акцизы и т.д., хоты и  уплачиваются предприятием от своего имени, но фактически при благоприятных обстоятельствах могут через цены полностью перекладываться на потребителей, т.е. номинальное увеличение издержке на сумму этих налогов автоматически сбалансируется соответствующим увеличением выручки.

Среди налогов, уплачиваемых предприятием от имени других лиц, можно выделить налоги на заработную плату.

Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего планирования предприятия, показатели и общие  уели которого принципиально отличаются от публикуемых в официальных отчетах и балансах. Публикуемые размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не является и не могут являться целью деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие готово предоставить для распределения между государством (в виде налогов с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов, остаток прибыли может использоваться на создание некоторых видов резервов). Причем если говорить об акционерах, то балансовая прибыль является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а крупные пайщики предприятий реализуют свою долю накоплений другими более выгодными для них способами.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере предприятия ООО «Старатели»