Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере предприятия ООО «Старатели»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:12, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время вопросы, связанные с налоговой системой очень актуальны, потому что бюджет Российской Федерации в основном формируется за счет налогов. Налоги призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение
Глава 1 Налоги в экономической системе общества
Сущность налогов и их функции
Классификация налогов
Зарубежный опыт налогообложения
Глава 2 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
2.1 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Старатели»
2.2 Содержание налога на добавленную стоимость и определение объекта налогообложения
2.3 Исчисления налога на добавленную стоимость и его уплата
2.4 Особенности налогообложения оборота товаров (работ, услуг) внутри предприятия
Глава 3 Основные направления совершенствования порядка исчисления и уплаты НДС
Анализ состояния расчетов по налогу на добавленную стоимость
Пути совершенствования налога на добавленную стоимость
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере предприятия.doc

— 398.00 Кб (Скачать)

       Налоговая  декларация должна иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с первой страницы титульного листа. Каждая страница разделов по расчету сумм налога и разделов, содержащих данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога, должна быть подписана налогоплательщиком (приложение Б). 

Применяемый в настоящее  время порядок исчисления НДС  тесно связан с его бухгалтерским  учетом и зависит от вида деятельности налогоплательщика, содержания и назначения проводимых им хозяйственных операций. Для того, чтобы свободно владеть методами и приемами исчисления НДС следует различать понятия:

а) налог на добавленную  стоимость, подлежащий уплате в бюджет;

б) налог на добавленную  стоимость, полученный от покупателей;

в) налог на добавленную  стоимость, уплаченный за приобретенные товары (работы, услуги);

г) налог на добавленную  стоимость, принимаемый к зачету по приобретенным товарам, работам, услугам.

Налог на добавленную  стоимость, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется следующими методами:

       1) как  разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, работы, услуги, стоимость которых фактически списана в отчетном периоде на издержки производства;

       2) как  разница между суммами налога, полученными от покупателей за  реализованную продукцию и суммами налога, фактически уплаченными за приобретенные материальные ценности, стоимость которых относится на издержки производства и обращения;

       3)  по расчетным ставкам с суммы  разницы между ценами реализации  товаров с НДС и ценами их  приобретения с НДС за минусом налога, уплаченного поставщикам за приобретенные и списанные на издержки обращения материальные ресурсы, услуги, работы.

Расчеты по НДС составляются на основе журналов - ордеров, ведомостей и книги учета продаж и покупок  реализации продукции (работ, услуг) и других активов, а также данных об оборотах по реализации продукции (работ, услуг), отраженных на «Реализации продукции (работ, услуг)».

В указанных регистрах  бухгалтерского учета по заготовке  материальных ценностей и по реализации продукции (работ, услуг) должны содержаться помимо других необходимых реквизитов данные по оборотам исходя из применяемых цен на основании расчетных документов, счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ. Товарно-транспортных накладных и других отгрузочных документов в отдельной графе отражаются суммы НДС. Подсчет этих документов производится в срок, установленные для уплаты НДС [18, С.20].

Налог на добавленную  стоимость, полученный от покупателей, определяется на основе действующих  ставок, объема реализации продукции и размеров полученных от других предприятий денежных средств. Сумма налога, выделенная отдельно в документах по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, отгружается в составе выручки от реализации продукции.

Основным моментом при определении НДС, полученного от покупателей продукции, является момент возникновения налогооблагаемого оборота. В настоящее время используется общий порядок, основанный на установленном самим налогоплательщиком методе определения выручки от реализации продукции (в момент оплаты товара или в момент отгрузки продукции).

При определении же сумм налога, подлежащих зачету, необходимо иметь в виду, что не все суммы  налога, уплаченные поставщикам, возвращаются налогоплательщику. При этом суммы  НДС могут покрываться за счет следующих источников:

  • относиться к зачету;
  • относиться на себестоимость продукции;
  • покрываться за счет средств предприятия.

Право на зачет сумм НДС  уплаченных, по общему правилу, возникает  при наступлении следующей совокупности фактов:

  • факт оплаты материальных ресурсов;
  • факт оприходования (получения доступа к распоряжению имуществом).

Следовательно, момент возникновения  облагаемого оборота по НДС и  момент возникновения  права на зачет  сумм НДС, уплаченных поставщикам, юридически могут и не совпадать.

Упрощенный  порядок расчета НДС, который  позволяет определить сумму налога без установления величины самой  добавленной стоимости. Сущность этого  порядка состоит в том, что  сумма налога, подлежащая взносу в  бюджет, определяется как разность между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, топливо, услуги, стоимость которых фактически отнесена (списана) в данном отчетном периоде на издержки производства и обращении (т.е. по аналогии с прежним налогом с продаж) [22, С.51].

Плательщики от этого ничего не теряют, происходит лишь некоторое несовпадение во времени  между периодом, в течении которого были произведены материальные затраты, и периодом, в течение которого были оплачены счета поставщиков материалов, сырья, топлива, комплектующих и других изделий. Если, например, в январе поступили расчетные документы по оплате предприятием стоимости поступивших от поставщиков материалов, топлива на сумму 300 тыс. рублей, то это не значит, что они будут использованы также в январе. Вполне возможно, что в январе материальные затраты на производство и реализацию продукции составили 270 тыс. рублей или, допустим 320 тыс. рублей. Во всяком случае, сумма оплаченных в январе счетов поставщиков материальных ресурсов и топлива несопоставима с выручкой от реализации продукции за январь.

Здесь допускается  определенная условность, но она не ущемляет интересов предприятий  и не дает им никаких преимуществ: сумма налога, «переплаченная» в одном месяце, будет «сэкономлена» в другом и наоборот. Если взять длительный период, например год, то фактическая сумма платежа практически совпадает с теоретически рассчитанной (за исключением судостроения и других отраслей с особо длительным периодом производства, где совпадение фактических сумм платежа с расчетными достигается за более продолжительный период – 2-3 года).

Поэтому можно  считать, что принятый у нас упрощенный порядок расчета и более сложный  метод, основанный на предварительном определении величины добавленной стоимости, дают один и тот же результат.

Налог добавляется  к продажной цене товара, но указывается  отдельно. Смысл компенсации налога на добавленную стоимость заключается  в том, чтобы облагать этим налогом  на каждой стадии производства сумму заработной платы, ренты, прибыли и других факторов производства [29, С.84].

Продавец  при покупке товаров для своего производства получает компенсацию  от государства на любую сумму  налога, которую он уплачивает своим  поставщикам. Смысл этого механизма состоит в том, чтоб переложить уплату налога через все стадии производства и распределения товара на конечного потребителя, который уплачивает его в форме части продажной цены товара или услуги и не имеет возможности компенсировать его. В отличие от налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечные доходы государства не зависят от количества промежуточных производителей.

В действительности НДС – налог на конечного потребителя, главным образом его платит население и в меньшей мере предприятия. Таким образом, НДС в основном нейтрален по отношению к предприятиям – изготовителям продукции. Это верно в том смысле, что НДС не увеличивает у предприятий – изготовителей продукции затрат на ее производство и реализацию, они перекладывают его на потребителей, заказчиков их продукции, пока не доходит очередь до конечного потребителя, который использует приобретенную продукцию, а не перерабатывает или обрабатывает ее.

Таким конечным потребителем является, прежде всего, население, оплачивающее преобладающую  часть НДС, затем – непроизводственная сфера в той мере, в какой  она не производит и не реализует  платных услуг (в этом случае НДС  «перекладывается» на потребителей, покупателей этих услуг). Однако считать НДС «нейтральным» по отношению к предприятиям нельзя, в ряде случаев они являются конечным потребителями продукции и услуг, а поэтому и реальными плательщиками налога (а не только сборщиками его). Кроме того, НДС удорожает продукцию для потребителей и поэтому затрудняет ее реализацию, сужает рынок сбыта [28, С.46].

Выделение добавленной  стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное значение: четко ограничиваются все элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержки производства, в процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования, государству поступают доходы еще до его реализации товара населению – практически единственному и конечному плательщику полной суммы налога.

Сумма НДС  – уплата налога продавцом (производителем, поставщиком) товаров и услуг  с той части стоимости, которую  он добавляет к стоимости своих товаров и услуг до стадии их реализации. Добавленная стоимость создается в процессе всего цикла производства и обращения товаров, начиная со стадии их изготовления и кончая реализацией конечному потребителю. Соответственно и уплачивается налог на каждой стадии производства и обращения. Как можно видеть, НДС имеет широкую налоговую базу, практически охватывает все виды товаров и услуг. Продавец включает НДС в стоимость предоставляемых им товаров и оказываемых услуг. Но и сам он платит НДС за приобретаемые им в ходе производства товары и услуги. Таким образом, сумма уплачиваемого им налога составляет разницу между суммами налога, полученными им от покупателей за реализованные товары и услуги, и суммами налога, уплаченными поставщикам при приобретении тех товаров и услуг, которые необходимы в процессе производства облагаемых налогом товаров и услуг. Плательщик НДС имеет право на вычет налога, уплаченного им поставщикам На этом, собственно, и основан механизм действия налога на добавленную стоимость.

Исходя из вышеперечисленной  методики исчисления налога на добавленную  стоимость все ошибки действующего законодательства о НДС можно  подразделить на две большие группы:

  • ошибки, повлекшие за собой необоснованной занижение налогооблагаемой базы по НДС (не включение в облагаемый оборот выручки от реализации продукции, работ, услуг, выручки от прочей реализации материалов, МБП, основных средств и нематериальных активов, не включение в облагаемый оборот средств, полученных в порядке частичной оплаты за продукцию, работы, услуги и другие случаи) – около 30 % всех доначисленных сумм налога на добавленную стоимость и спецналога;
  • ошибки, повлекшие за собой необоснованное завышение сумм налога, принимаемых к зачету (относимых на расчеты с бюджетом).

Налогооблагаемая база по НДС состоит из следующих показателей:

  • объект налога и специальных расчетов для определения оборотов по реализации в целях налогообложения;
  • будущего объекта (авансы полученные);
  • иных средств, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (перечисление в счет пополнения спецфондов и т.д.);
  • облагаемого оборота по суммам штрафов по хозяйственным договорам.

Взимание налога с  авансов, полученных не приводит к двойному налогообложению, поскольку в момент появления оборота пол реализации суммы НДС уплаченные ранее с авансов ставятся к зачету. При этом необходимо обратить внимание на два момента.

Во-первых, в настоящее  время на практике стали возникать  сложности в определении самого понятия «аванс», с которого должен начисляться налог. Это может касаться операций с векселями, когда их получение опережает поставку и т.д. налоговое законодательство не содержит напрямую определение аванса полученного. Вместе с тем, в Инструкции МНС РФ от 11.10.04 г № 39 в п.50 сказано, что при получении авансов вся сумма отражается по дебету счета 64 «Расчеты по авансам полученным». Иными словами под авансом понимаются только полученные денежные средства.

Это подтверждается также  и Инструкцией по применению плана  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Счет 64 «Расчеты по авансам полученным» предназначен для обобщения информации о расчетах по полученным авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности. Суммы полученных авансов, а также полученной оплате при частичной готовности продукции и работ отражаются по кредиту счета 64 «Расчеты по авансам полученным» к корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Таким образом, обязательным условием для отнесения тех или иных средств к категории предоплат (авансов) является их реальное получение на расчетный счет предприятия.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на то, что порядок зачета сумм НДС уплаченных с авансов регулируется непосредственно Инструкцией МНС РФ от 11.10.04 г. № 39. Так, согласно п.50 Инструкции, а также содержания строки 4 и 5 Расчета по НДС сумма НДС с авансов уплачивается в момент их получения, а относится к зачету только в момент их реализации товара, по которому ранее был получен аванс.

Включение в налогооблагаемую базу по НДС иных сумм, получение  которых связано с осуществлением расчетов по оплате товаров (работ, услуг), является мерой противодействия  при уклонении предприятий от уплаты НДС, когда стороны по договору умышленно занижают цену продукции, а получают оставшуюся разницу в виде перечисления во всевозможные фонды развития либо в виде штрафов.

Таким образом, в оборот, облагаемый НДС включаются средства, если установлено, что их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Требование о налогообложении  полученных штрафов напрямую закреплено в п.29 Инструкции МНС РФ, где установлено, что «организации, получающие средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договоров поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), уплачивают НДС по расчетным ставкам.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость на примере предприятия ООО «Старатели»