Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа
Понятие "Налоговый учет" вошло в практику хозяйствования с вводом Закона "О налогах и других обязательных платежах" (1995 год). По определению профессора В.К. Радостовца "Налоговый учет" - это оперативный учет, который обязаны вести налогоплательщики в течение налогового года для учета доходов и вычетов, причем большинство вычетов и ряд доходов не формируется в бухгалтерском учете. Многие практические работники рассматривают налоговый учет, как часть или разновидность бухгалтерского учета.
1. Налоговый учет, его место в системе учета и дальнейшее развитие налогового учета в Республике Казахстан. 3
1.1 Становление и развитие налогового учета в Казахстане. 3
1.2 Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». 5
1.3 Правила налогового учета. 6
1.4 Сравнительная таблица видов учета. 6
2. Специальные правила и способы налогового учета. 11
2.1 Состав, структура и содержание учетной налоговой политики. 11
2.2 Методы, используемые в налоговом учете. 12
2.3 СНР для субъектов малого бизнеса. 14
3. Налоговый учет налога на добавленную стоимость (НДС): постановка и снятие с учета по НДС. 16
3.1 История развития НДС в Казахстане. 16
3.2 НДС на импорт. 18
3.3 Обороты, освобожденные от НДС. 19
4. Налоговый и финансовый учет объектов обложения налогом на добавленную стоимость. 21
4.1 Счет-фактура. 21
4.2 Порядок заполнения декларации по НДС (форма 300). 21
4.3 Корреспонденция счетов по НДС. 22
5 Налоговый учет совокупного годового дохода юридического лица. 27
5.1 Состав и структура совокупного годового дохода. 27
5.2 Доходы, не включаемые в совокупный годовой доход. 28
5.3 Корректировка совокупного годового дохода. 29
6. Налоговый учет вычетов из совокупного годового дохода юридического лица. 30
6.1 Состав и структура расходов, подлежащих вычету из совокупного годового дохода. 30
6.2 Расходы, не подлежащие вычету. 31
6.3 Корректировка вычетов. 32
7. Налоговый учет вычетов по фиксированным активам. 33
7.1 Активы, не относящиеся к фиксированным. 33
7.2 Поступление и выбытие фиксированных активов. 34
7.3 Инвестиционные налоговые преференции. 35
8. Налоговый учет расходов, не подлежащих вычету из совокупного годового дохода, и перенос убытков. 37
8.1 Убытки от предпринимательской деятельности. 37
8.2 Порядок переноса убытков. 39
9. Декларация по корпоративному подоходному налогу. 40
9.1 Бухгалтерский доход и налогооблагаемый доход. 40
9.2 Постоянные и временные разницы (ПР иВР). 44
9.3 Расчет сумм авансовых платежей по КПН. Сроки представления декларации по КПН налоговым органам. 45
10. Тестовые задания для самоконтроля. Ключи к тесовому заданию. 48
Список используемой литературы.
2.
Специальные правила
и способы налогового
учета.
2.1
Состав, структура и
содержание учетной
налоговой политики.
Налоговая
учетная политика - принятый налогоплательщиком
(налоговым агентом) документ, устанавливающий
порядок ведения налогового учета с соблюдением
требований настоящего Кодекса. Налоговая
учетная политика может быть включена
в виде отдельного раздела в
учетную политику, разработанную в соответствии
с международными стандартами финансовой
отчетности и требованиями законодательства
Республики Казахстан о бухгалтерском
учете и финансовой отчетности.
C 1 января 2009 года вступил в силу Новый Налоговый Кодекс, который предусматривает, что налогоплательщики самостоятельно разрабатывают и утверждают налоговую учетную политику и налоговые регистры и представляют их в налоговый орган.
Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:
Рассмотрим порядок формирования учетной и налоговой политики на предприятии (как общего документа). В ее основу должны быть заложены рекомендованные бухгалтерскими стандартами и самостоятельно избираемые способы, методы и учетные процедуры:
Принятая предприятием учетная и налоговая политика должна быть долговременной (на 5 лет). Она должна основываться на реальном экономическом положении предприятия, организации производства, степени компьютеризации учета. Обоснованная учетная и налоговая политика должна быть одобрена собранием акционеров, учредителями предприятия и доведена до налоговых органов и других заинтересованных сторон.
По форме и содержанию учетная и налоговая политика разных предприятий должен быть разной, но письменное оформление ее должно быть отдельным документом, увязанным с пояснительной запиской к годовому отчету, как ее самостоятельный раздел и в течение года, принятая политика не должна меняться.
Выбранная политика в определении тех или иных объектов учета должна соблюдаться от данного отчетного периода к другому, а при его изменении необходимо поставить об этом в известность местный налоговый орган.
Необходимость
правильного составления
Изменение и (или) дополнение налоговой учетной политики осуществляются налогоплательщиком (налоговым агентом) одним из следующих способов:
1) утверждение новой налоговой учетной политики или нового раздела учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
2) внесение изменений и (или) дополнений в действующую налоговую учетную политику или в раздел действующей учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Не допускается внесение налогоплательщиком (налоговым агентом) изменений и (или) дополнений в налоговую учетную политику:
1)
проверяемого налогового
2)
обжалуемого налогового
2.2
Методы, используемые
в налоговом учете.
Методы налогового учета как методы финансового учета базируются на общих методологических законах диалектического материализма и на специфичных для бухгалтерского учета способах и приемах. Они общеизвестны: документация, инвентаризация, счета, баланс, оценка, калькуляция, отчетность. Вместе с тем, налоговый учет имеет ряд способов и приемов, присущих только ему. Так, для учета доходов и расходов существуют два метода: начислений, и модифицированный; для учета товарно-материальных запасов: методы ЛИФО, ФИФО и др.; для определения объектов обложения: прямой и косвенный методы и т.д.
Прямой метод определения объектов налогообложения. Прямые методы предполагают, что налогоплательщики ведут достоверный реальный налоговый учет и осуществляют реальные платежи по расчетам с бюджетом.
Косвенный метод. Нередки случаи разного рода налоговых нарушений: сокрытия, уничтожения или утраты учетных документов, а также случаи нереального учета налогообразуемых показателей. В таких случаях налоговые органы вынуждены применять косвенные методы определения объектов налогообложения. Такие случаи наиболее часты на предприятиях с небольшим оборотом, объемом реализации продукции, работ и услуг. Наиболее распространенные косвенные способы: встречная и взаимная сверка документов, сопоставление разных экземпляров однотипных документов, контрольные покупки, опросы покупателей и другие.
К
числу методов определения
По пропорциональному методу сумма НДС, относимая в зачет, определяется исходя из удельного веса облагаемого оборота в общей сумме оборота.
По раздельному методу, плательщик ведет раздельный учет по расходам и суммам НДСа по полученным товарам (работам, услугам), используемым для целей облагаемых и необлагаемых оборотов.
Метод начисления - метод учета, согласно которому доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходывания имущества независимо от времени оплаты. При учете методом начисления финансовый эффект хозяйственных операций и событий признается в тот период, когда они имели место, независимо от того, имел ли место платеж.
Модифицированный метод используется налогоплательщиками, работающими в специальных налоговых режимах, например на основании патента.
2.3
СНР для субъектов малого
бизнеса.
Специальный налоговый режим (далее – СНР) устанавливает для субъектов малого бизнеса (далее – МБ) упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога (далее – КПН и ИПН), за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.
Налоговым
периодом для субъекта МБ, осуществляющего
расчеты с бюджетом на основе упрощенной
декларации, является квартал.
В случае осуществления субъектами МБ,
применяющими СНР, нескольких видов предпринимательской
деятельности доход определяется суммарно
от осуществления всех видов деятельности.
Для субъектов МБ, применяющих СНР и являющихся
плательщиками НДС, в доход за налоговый
период сумма НДС не включается.
СНР не вправе применять:
1) юридические лица, имеющие филиалы, представительства;
2) филиалы, представительства;
3) дочерние организации юридических лиц и зависимые акционерные общества;
4) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения в разных населенных пунктах.
СНР не распространяется на следующие виды деятельности:
1) производство подакцизной продукции;
2) консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги;
3) реализация нефтепродуктов;
4) сбор и прием стеклопосуды;
5) недропользование;
6) лицензируемые, за исключением перечисленных в пп. 6) п. 3 ст. 371 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Для перехода на СНР на основе
упрощенной декларации до
Применяют СНР на основе упрощенной декларации субъекты МБ, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц:
- предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек;
- предельный доход за налоговый период составляет 9 000,0 тыс. тенге.
В случаях несоответствия вышеперечисленным условиям или при добровольном выходе из СНР субъект МБ переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов на основании заявления начиная с квартала, следующего за отчетным. Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится субъектом МБ самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период соответствующей ставки налогов.
Если среднемесячная заработная плата наемных работников по итогам отчетного периода составила у юридических лиц не менее 2,5-кратного минимального размера месячной заработной платы, установленного законодательным актом РК, то сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5% от суммы налога за каждого работника исходя из среднесписочной численности работников.
Упрощенная декларация представляется в налоговый орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
Уплата в бюджет начисленных по упрощенной декларации налогов производится в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде ИПН (КПН) и социального налога.
Представление
упрощенной декларации и уплата налогов
производятся в налоговый орган
по месту подачи заявления на применение
СНР на основе упрощенной декларации.
3.
Налоговый учет налога
на добавленную стоимость (НДС):
постановка и снятие
с учета по НДС.
3.1
История развития
НДС в Казахстане.
В
системе национального
Налог на добавленную стоимость впервые был введен во Франции в 1954 г. На момент введения НДС в Казахстане этот налог успешно применялся в 43 странах мира, и его применение является обязательным условием для вхождения государств в Европейское Экономическое Сообщество.
Налог на добавленную стоимость явился одним из новых элементов введенных в налоговую систему РК в декабре 1991г. Это несло на себе отпечаток всех процессов, происходящих тогда в постсоветском обществе. Именно в это время Казахстан обрел официальный статус суверенного государства.