Налоговый учет. Виды налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие "Налоговый учет" вошло в практику хозяйствования с вводом Закона "О налогах и других обязательных платежах" (1995 год). По определению профессора В.К. Радостовца "Налоговый учет" - это оперативный учет, который обязаны вести налогоплательщики в течение налогового года для учета доходов и вычетов, причем большинство вычетов и ряд доходов не формируется в бухгалтерском учете. Многие практические работники рассматривают налоговый учет, как часть или разновидность бухгалтерского учета.

Содержание

1. Налоговый учет, его место в системе учета и дальнейшее развитие налогового учета в Республике Казахстан. 3
1.1 Становление и развитие налогового учета в Казахстане. 3
1.2 Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». 5
1.3 Правила налогового учета. 6
1.4 Сравнительная таблица видов учета. 6
2. Специальные правила и способы налогового учета. 11
2.1 Состав, структура и содержание учетной налоговой политики. 11
2.2 Методы, используемые в налоговом учете. 12
2.3 СНР для субъектов малого бизнеса. 14
3. Налоговый учет налога на добавленную стоимость (НДС): постановка и снятие с учета по НДС. 16
3.1 История развития НДС в Казахстане. 16
3.2 НДС на импорт. 18
3.3 Обороты, освобожденные от НДС. 19
4. Налоговый и финансовый учет объектов обложения налогом на добавленную стоимость. 21
4.1 Счет-фактура. 21
4.2 Порядок заполнения декларации по НДС (форма 300). 21
4.3 Корреспонденция счетов по НДС. 22
5 Налоговый учет совокупного годового дохода юридического лица. 27
5.1 Состав и структура совокупного годового дохода. 27
5.2 Доходы, не включаемые в совокупный годовой доход. 28
5.3 Корректировка совокупного годового дохода. 29
6. Налоговый учет вычетов из совокупного годового дохода юридического лица. 30
6.1 Состав и структура расходов, подлежащих вычету из совокупного годового дохода. 30
6.2 Расходы, не подлежащие вычету. 31
6.3 Корректировка вычетов. 32
7. Налоговый учет вычетов по фиксированным активам. 33
7.1 Активы, не относящиеся к фиксированным. 33
7.2 Поступление и выбытие фиксированных активов. 34
7.3 Инвестиционные налоговые преференции. 35
8. Налоговый учет расходов, не подлежащих вычету из совокупного годового дохода, и перенос убытков. 37
8.1 Убытки от предпринимательской деятельности. 37
8.2 Порядок переноса убытков. 39
9. Декларация по корпоративному подоходному налогу. 40
9.1 Бухгалтерский доход и налогооблагаемый доход. 40
9.2 Постоянные и временные разницы (ПР иВР). 44
9.3 Расчет сумм авансовых платежей по КПН. Сроки представления декларации по КПН налоговым органам. 45
10. Тестовые задания для самоконтроля. Ключи к тесовому заданию. 48
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная Налоговый учет.doc

— 549.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Специальные правила и способы налогового учета. 

      2.1 Состав, структура и содержание учетной налоговой политики. 

      Налоговая учетная политика - принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований настоящего Кодекса. Налоговая учетная политика может быть включена в виде отдельного раздела в  
учетную политику, разработанную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

      C 1 января 2009 года вступил в силу Новый Налоговый Кодекс, который предусматривает, что налогоплательщики самостоятельно разрабатывают и утверждают налоговую учетную политику и налоговые регистры и представляют их в налоговый орган.

      Обычно  налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:

  • принципы ведения налогового учета;
  • методы расчета того или иного налога;
  • регистры налогового учета.

      Рассмотрим  порядок формирования учетной и  налоговой политики на предприятии (как общего документа). В ее основу должны быть заложены рекомендованные бухгалтерскими стандартами и самостоятельно избираемые способы, методы и учетные процедуры:

  • рабочий план счетов (сокращенный генеральный план счетов), привязанный к условиям конкретного предприятия;
  • форма бухгалтерского учета с учетом квалификации кадров и наличия компьютерной техники;
  • методы учета доходов и расходов, методы начисления амортизации, метод оценки разных объектов учета;
  • методы учета затрат и калькуляции себестоимости продукции;
  • методы налогового учета;
  • размеры авансовых платежей и сроки уплаты разных налогов и сборов.

      Принятая  предприятием учетная и налоговая  политика должна быть долговременной (на 5 лет). Она должна основываться на реальном экономическом положении  предприятия, организации производства, степени компьютеризации учета. Обоснованная учетная и налоговая политика должна быть одобрена собранием акционеров, учредителями предприятия и доведена до налоговых органов и других заинтересованных сторон.

      По  форме и содержанию учетная и  налоговая политика разных предприятий должен быть разной, но письменное оформление ее должно быть отдельным документом, увязанным с пояснительной запиской к годовому отчету, как ее самостоятельный раздел и в течение года, принятая политика не должна меняться.

      Выбранная политика в определении тех или иных объектов учета должна соблюдаться от данного отчетного периода к другому, а при его изменении необходимо поставить об этом в известность местный налоговый орган.

      Необходимость правильного составления налоговой  учетной политики, соответствующей требованиям законодательства и интересам компании, также подтверждается тем, что налоговые органы при проведении проверок будут принимать во внимание положения налоговой учетной политики для проверки правильности исполнения компанией налоговых обязательств.

      Изменение и (или) дополнение налоговой учетной политики осуществляются налогоплательщиком (налоговым агентом) одним из следующих способов:

      1) утверждение новой налоговой  учетной политики или нового раздела учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

      2) внесение изменений и (или)  дополнений в действующую налоговую учетную политику или в раздел действующей учетной политики, разработанной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

      Не  допускается внесение налогоплательщиком (налоговым агентом) изменений и (или) дополнений в налоговую учетную политику:

      1) проверяемого налогового периода  - в период проведения комплексных и тематических проверок;

      2) обжалуемого налогового периода  - в период срока подачи и рассмотрения жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки и(или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, с учетом восстановленного срока подачи жалобы. 

      2.2 Методы, используемые  в налоговом учете. 

     Методы  налогового учета как методы финансового  учета базируются на общих методологических законах диалектического материализма и на специфичных для бухгалтерского учета способах и приемах. Они общеизвестны: документация, инвентаризация, счета, баланс, оценка, калькуляция, отчетность. Вместе с тем, налоговый учет имеет ряд способов и приемов, присущих только ему. Так, для учета доходов и расходов существуют два метода: начислений, и модифицированный;  для учета товарно-материальных запасов: методы ЛИФО, ФИФО и др.; для определения объектов обложения: прямой и косвенный методы и т.д.

     Прямой метод определения объектов налогообложения. Прямые методы предполагают, что налогоплательщики ведут достоверный реальный налоговый учет и осуществляют реальные платежи по расчетам с бюджетом.

     Косвенный метод. Нередки случаи разного рода налоговых нарушений: сокрытия, уничтожения или утраты учетных документов, а также случаи нереального учета налогообразуемых показателей. В таких случаях налоговые органы вынуждены применять косвенные методы определения объектов налогообложения. Такие случаи наиболее часты на предприятиях с небольшим оборотом, объемом реализации продукции, работ и услуг. Наиболее распространенные косвенные способы: встречная и взаимная сверка документов, сопоставление разных экземпляров однотипных документов, контрольные покупки, опросы покупателей и другие.

     К числу методов определения объектов налогообложения можно отнести: пропорциональный и раздельный метод (статьи 240 и 241 Налогового Кодекса). Эти методы применяются при наличии облагаемых и налогооблагаемых НДС -ом оборотах при расчете сумм НДС принимаемых в зачет. Выбор одного из двух методов возложен на налогоплательщика и должен быть отражен в учетной и налоговой политики предприятия.

     По пропорциональному методу сумма НДС, относимая в зачет, определяется исходя из удельного веса облагаемого оборота в общей сумме оборота.

     По раздельному методу, плательщик ведет раздельный учет по расходам и суммам НДСа по полученным товарам (работам, услугам), используемым для целей облагаемых и необлагаемых оборотов.

     Метод начисления - метод учета, согласно которому доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходывания имущества независимо от времени оплаты. При учете методом начисления финансовый эффект хозяйственных операций и событий признается в тот период, когда они имели место, независимо от того, имел ли место платеж.

     Модифицированный  метод используется налогоплательщиками, работающими в  специальных налоговых режимах, например на основании патента.

      2.3 СНР для субъектов малого бизнеса. 

      Специальный налоговый режим (далее – СНР) устанавливает для субъектов  малого бизнеса (далее – МБ) упрощенный порядок исчисления и уплаты социального  налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога (далее – КПН и ИПН), за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

      Налоговым периодом для субъекта МБ, осуществляющего  расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации, является квартал.  
В случае осуществления субъектами МБ, применяющими СНР, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности. Для субъектов МБ, применяющих СНР и являющихся плательщиками НДС, в доход за налоговый период сумма НДС не включается.

СНР не вправе применять:

1) юридические  лица, имеющие филиалы, представительства;

2) филиалы,  представительства; 

3) дочерние  организации юридических лиц  и зависимые акционерные общества;

4) налогоплательщики,  имеющие иные обособленные структурные подразделения в разных населенных пунктах.

СНР не распространяется на следующие виды деятельности:

1) производство  подакцизной продукции;

2) консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги;

3) реализация  нефтепродуктов;

4) сбор и прием стеклопосуды;

5) недропользование;

6) лицензируемые,  за исключением перечисленных  в пп. 6) п. 3 ст. 371 Кодекса РК «О  налогах и других обязательных  платежах в бюджет».

                Для перехода на СНР на основе  упрощенной декларации до начала налогового периода субъекты МБ представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме, установленной уполномоченным государственным органом. Вновь образованные юридические лица представляют заявление на применение СНР на основе упрощенной декларации в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней после государственной регистрации юридического лица.

     Применяют СНР на основе упрощенной декларации субъекты МБ, соответствующие следующим условиям:

     1) для юридических лиц: 

     - предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек;

     - предельный доход за налоговый  период составляет 9 000,0 тыс. тенге.

     В случаях несоответствия вышеперечисленным  условиям или при добровольном выходе из СНР субъект МБ переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов на основании заявления начиная с квартала, следующего за отчетным. Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится субъектом МБ самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период соответствующей ставки налогов.

     Если  среднемесячная заработная плата наемных  работников по итогам отчетного периода  составила у юридических лиц  не менее 2,5-кратного минимального размера  месячной заработной платы, установленного законодательным актом РК, то сумма налогов, исчисленная за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5% от суммы налога за каждого работника исходя из среднесписочной численности работников.

     Упрощенная декларация представляется в налоговый орган ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

     Уплата  в бюджет начисленных по упрощенной декларации налогов производится в  срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде ИПН (КПН) и социального налога.

     Представление упрощенной декларации и уплата налогов  производятся в налоговый орган  по месту подачи заявления на применение СНР на основе упрощенной декларации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Налоговый учет налога на добавленную стоимость (НДС): постановка и снятие с учета по НДС. 

      3.1 История развития  НДС в Казахстане. 

     В системе национального налогообложения  значительное место занимает налог на добавленную стоимость(НДС). Как основной источник доходной части госбюджета, он представляет собой форму изъятия в бюджет определенной части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения товаров работ и услуг, а также отчислений при импорте товаров. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, работы и услуги, и суммами налога, подлежащими уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

     Налог на добавленную стоимость впервые  был введен во Франции в 1954 г. На момент введения НДС в Казахстане этот налог успешно применялся в 43 странах мира, и его применение является обязательным условием для вхождения государств в Европейское Экономическое Сообщество.

     Налог на добавленную стоимость явился одним из новых элементов введенных в налоговую систему РК в декабре 1991г. Это несло на себе отпечаток всех процессов, происходящих тогда в постсоветском обществе. Именно в это время Казахстан обрел официальный статус суверенного государства.

Информация о работе Налоговый учет. Виды налогов