СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Порядок регистрации и снятия с налогового учета юридических лиц
1.1 Совершенствование процедуры
регистрации и учета юридических лиц в
России
1.2Общая характеристика процедуры регистрации
юридических лиц
1.3 Общая характеристика налогового
учета
- Порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц
2.1 Цель и задачи единого государственного
реестра налогоплательщиков
2.2 Содержание государственного реестра
- Проблемы учета юридических лиц и способы их устранения
Выводы и предложения
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Взимание налогов - одна из
основных и древнейших функций государства,
условие его существования. Не вызывает
сомнения тот факт, что это одна
из составляющих стабильного развития
на пути к экономическому, социальному
благополучию и наиболее эффективный
инструмент регулирования экономических
отношений. Законодательство о налогах
и сборах регулирует властные отношения
по поводу установления, введения и
взимания налогов и сборов в Российской
Федерации, а также отношения, возникающие
в процессе осуществления налогового
контроля и привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения.
Для установления эффективной
системы налогообложения необходимо
четко определить круг налогоплательщиков,
на которых будет возложена обязанность
по уплате налогов. Данная цель достигается
с помощью государственной регистрации
юридических лиц, на основании которой
в сою очередь происходит учет
налогоплательщиков. Функции государственной
регистрации и постановки налогоплательщиков
на налоговый учет осуществляют налоговые
органы. Но функция государственной
регистрации налогоплательщиков была
передана им только с 1 июля 2002 года. Эти
меры были предприняты с целью
создания Единого государственного
реестра юридических лиц и
осуществления налогового контроля
за деятельностью организаций. Таким
образом, в ходе работы по регистрации
и учету юридических лиц налоговые
органы получают первичную информацию
о налогоплательщиках и включают
ее в свою базу данных.
Основным законодательным
актом, регулирующим учет налогоплательщиков,
является Налоговый Кодекс Российской
Федерации, согласно которому обязанность
встать на учет в налоговые органы
возлагается на организацию.
Основным же документом,
регулирующим регистрацию налогоплательщиков,
помимо Налогового Кодекса Российской
Федерации, является Федеральный закон
«О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» введенный в
действие с 1 июля 2002 года, который регламентирует
два тесно связанных между
собой круга правоотношений. Это
непосредственно вопросы регистрации
юридических лиц при их создании,
реорганизации и ликвидации, при
внесении изменений в их учредительные
документы, а также ведения государственного
реестра юридических лиц.
К тому же, с 1 января 2004 года
вступил в силу Федеральный закон
№ 185-ФЗ РФ «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации
в части совершенствования процедур
государственной регистрации и
постановки на учет юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей»,
который кардинально изменил
всю действовавшую систему налогового
учета введением принципа «одного
окна». Чуть позже было принято Постановление
Правительства РФ от 26 февраля 2004 г.
N 110 «О совершенствовании процедур
государственной регистрации и
постановки на учет юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей»,
которое уточнило эту процедуру
и утвердило «Правила ведения
Единого государственного реестра
налогоплательщиков».
Итак, процедура государственной
регистрации и учета налогоплательщиков
по принципу «одного окна» применяемая
с 2004 года поспособствовала взаимодействию
регистрирующего органа с налогоплательщиками,
что не могло не принести ощутимую
пользу государству в деле взимания
налогов с населения. Таким образом,
процедура регистрации и постановки
на учет для налогоплательщиков была
существенно облегчена, но за годы применения
принципа «одного окна» выявилось
не малое количество проблем, которые
требуют усиленного внимания, как
со стороны налоговых органов, так
и со стороны законодательной
власти. Исходя из выше изложенного, можно
утверждать, что данная тема актуальна
как с теоретической, так и
с практической точки зрения.
Цель данной работы состоит
в том, чтобы на основе изучения теоретической
базы, анализа и обобщения действующей
практики регистрации и учета
налогоплательщиков предложить методологические
подходы по совершенствованию процедуры
государственной регистрации и
постановки на учет юридических лиц.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать законодательные
основы существующей системы
регистрации и учёта налогоплательщиков
в Российской Федерации;
2) раскрыть содержание
процедуры государственной регистрации
и постановки на учет юридических
лиц;
3) выявить теоретические
аспекты ее эффективной организации
и особенности практической реализации
в Российской Федерации (на
примере – УФНС и ИФНС по
ИНД. району);
4) охарактеризовать основные
недостатки существующей системы;
5) провести разработку
основных направлений и методологических
подходов по совершенствованию
процедуры государственной регистрации
и учета юридических лиц в
Российской Федерации.
Предметом исследования являются
нормативно-правовые акты, регулирующие
вышеуказанные отношения. Для написания
представленной работы были использованы
следующие методы исследования: анализ
и обобщение (дедукция и индукция),
формально-логический и статистический
методы. Источниками информации для
работы являются законодательные акты
и нормативные материалы, федерального,
регионального и местного уровня,
материалы официального сайта ФНС
РФ и периодической прессы, а также
отечественная литература по основам
налогообложения и налогового контроля.
1 ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ
И СНЯТИЯ С НАЛОГОВОГО УЧЕТА ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ
1.1 Совершенствование процедуры
регистрации и учета юридических
лиц в России
В период перехода экономики
от административно-хозяйственной
к рыночной системе процедура
регистрации юридического лица неизбежно
сильно усложняется, это отчетливо
видно на примере процесса регистрации
в конце 80-х гг. Учитывая, что государство
в то время было тоталитарным, то
и первые правила регистрации
предпринимателей, а точнее регистрация
кооперативов в конце 80-х гг. прошлого
века была чисто разрешительной процедурой.
Одного желания и умения было недостаточно
для открытия кооператива. Требовалось
доказать, что этот кооператив нужен,
что имеются необходимые возможности
для своего функционирования и т.д.
и т.п. Все решала комиссия исполкома
по кооперативам.
На следующем этапе
регистрация юридических лиц: малых
предприятий (существовала ранее и
такая организационно-правовая форма),
обществ с ограниченной ответственностью
и других осуществлялась отделом
исполкома уже по заявительному
принципу, но с соблюдением определенных
условий и подачей необходимых
бумаг. Например, необходимо было одобрить
в финансовом управлении района технико-экономическое
обоснование создания и функционирования
предприятия, получить согласие экологов
и т.п.
Процессы либерализации
и демократизации, происходившие
в нашей стране на рубеже 90-х гг.,
оказывали свое влияние и на процесс
регистрации. Постепенно препятствия,
которые ставились перед предпринимателями,
снимались, и регистрация вновь
создававшихся предприятий перестала
казаться таким уж невозможным делом.
Резкое изменение в
процессе регистрации произошло
с момента вступления в действие
в 1990 г. законов: «О предприятиях и предпринимательской
деятельности» и «О собственности
в РСФСР». Следует подчеркнуть, что
до вступления в силу с 1 июля 2002г. закона
«О государственной регистрации
юридических лиц» процесс регистрации
в стране основывался на статьях
34,35 закона «О предприятиях и предпринимательской
деятельности»[40].
Действовавшая процедура
регистрации юридических лиц
была сложна и запутанна. Главными причинами
несовершенства института государственной
регистрации юридических лиц
являлись: отсутствие единого законодательства,
определяющего порядок и процедуру
государственной регистрации юридических
лиц, отсутствие единого государственного
реестра, закрытость информации, включенной
в государственный реестр, для
субъектов рынка, а также множественность
органов, осуществляющих регистрацию
юридических лиц. Более пяти лет
с момента принятия первой части
Гражданского кодекса РФ законодательными
органами рассматривался проект закона
«О государственной регистрации
юридических лиц». 8 августа 2001 г. был
принят долгожданный нормативно-правовой
акт, он был введен в действие 1 июля
2002 г.
Новый Закон был направлен
на совершенствование процесса регистрации
создания, реорганизации и ликвидации
юридических лиц, в том числе
на упрощение процедуры регистрации
и сокращение ее сроков, создание правовых
основ формирования Единого государственного
реестра юридических лиц. Закон
о государственной регистрации
юридических лиц основан на принципе
единообразия. Регистрация осуществляется
в единой системе регистрирующих
органов по общим правилам, действующим
на всей территории Российской Федерации.
С 1 июля 2002 года, в соответствии с
постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 мая 2002 года N 319, принятым
во исполнение Федерального закона N 129-ФЗ,
функции уполномоченного федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего
государственную регистрацию юридических
лиц, возлагаются на налоговые органы.
До вступления в силу Закона
о государственной регистрации
юридических лиц, регистрирующие органы
в законодательстве были выделены не
четко, что породило множество органов
регистрации. Например, действовавший
в то время п. 1 ст. 34 Закона РСФСР
от 25.12.90 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской
деятельности», в соответствии, с
которым регистрацию юридических
лиц должны осуществлять органы местного
самоуправления, а ГК РФ в ст. 51 содержит
указание на то, что юридическое
лицо подлежит регистрации в органах
юстиции. Вследствие этого вопрос об
органах, осуществляющих регистрацию
юридических лиц, решался по-разному.
В сложившихся обстоятельствах
субъекты РФ самостоятельно решали вопрос
об органе, который осуществляет регистрационные
функции. Так, после утверждения
Постановлением Правительства РФ от
07.10.96 N 1177 Концепции реформирования
органов и учреждений юстиции
Российской Федерации в некоторых
субъектах (республиках Татарстан,
Марий Эл, Саха, Кемеровской, Читинской
областях и др.) были созданы специализированные
органы по регистрации юридических лиц,
являвшиеся либо самостоятельным органом,
либо подразделением органа юстиции. В
Москве орган, осуществляющий регистрацию
юридических лиц, не являлся ни органом
местного самоуправления, ни органом юстиции.
Московская регистрационная палата, действовавшая
на основании Положения, утвержденного
Правительством Москвы от 25.07.91 N 134-2, являлась
самостоятельной организацией.
Итак, до 2002 года процедуру
регистрации юридических лиц
в различных субъектах РФ могли
осуществлять:
1) органы юстиции в
субъектах Российской Федерации;
2) регистрационные палаты,
созданные администрациями субъектов
РФ;
3) органы местного
самоуправления.
Приведенный перечень регистрирующих
органов дополняется иными органами,
в чью компетенцию также входили
вопросы регистрации юридических
лиц. В банковской сфере органом,
осуществляющим государственную регистрацию,
являлся Центральный банк РФ, в
области средств массовой информации
- Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций.
Государственная регистрационная
палата при Минюсте России является
регистрирующим органом в отношении
предприятий с иностранными инвестициями
нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей
и угледобывающей отраслей, независимо
от размера уставного капитала, а
также предприятий, размер вклада иностранного
инвестора в которые составляет
сумму, превышающую 100 000 руб.[40].
Итак, для всех был очевиден
тот факт, что изменения существующей
системы регистрации юридических
лиц были просто необходимы. Так
как отсутствовала единая система
регистрирующих органов, отсутствовал
государственный реестр, в котором
содержались бы сведения обо всех
юридических лицах, зарегистрированных
на территории страны, информация из которого
способствовала бы более цивилизованному
способу ведения российского
бизнеса и т.д.
На протяжении всех последующих
лет процесс регистрации юридических
лиц непрерывно совершенствовался,
подвергался изменениям и дополнениям.
Так главное нововведение Федерального
закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ «О внесении
изменений в законодательные
акты Российской Федерации в части
совершенствования процедур государственной
регистрации и постановки на учет
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей», вступившего в
силу с 1 января 2004 г., - система «одного
окна». По этому принципу налоговые органы,
получившие заявительные документы от
организации, должны обеспечить следующую
последовательность действий: провести
госрегистрацию налогоплательщика, внести
сведения о нем в соответствующий государственный
реестр, поставить на налоговый учет. И
главное - в течение пяти дней со дня госрегистрации
отправить необходимые документы для
регистрации страхователя во внебюджетные
фонды. В эти же пять дней налоговые органы
должны выдать или отправить по почте
«новообращенной» организации или предпринимателю
свидетельство о госрегистрации и о постановке
на налоговый учет, а также уведомление
о совершении указанных действий. Таким
образом, юридическому лицу оставалось
только посетить орган Госкомстата для
получения кодов статистики и открыть
счет в банке.