Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа
Роль налогов в современном государстве велика. Они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме. Иными словами, налоги - необходимый атрибут государства, и, как показывает история, в том или ином виде они в качестве экономической и правовой категории появились практически с момента возникновения государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и состав налогового правонарушения 5
1.1. Объект налогового правонарушения 6
1.2. Объективная сторона налогового правонарушения 7
1.3. Субъект налогового правонарушения 7
1.4. Субъективная сторона налогового правонарушения 10
1.4.1. Особенности вины организаций 12
1.4.2. Обстоятельства, исключающие вину в совершении правонарушения 12
2. Понятие налоговой ответственности 15
2.1. Юридическая природа налоговой ответственности 16
3. Меры ответственности за совершение налогового правонарушения 19
3.1. Налоговые санкции 19
3.2. Применение налоговых санкций 22
3.3. Обстоятельства, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения 22
3.4. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения 23
4. Привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения 26
4.1. Срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение 27
4.2. Производство по делу о налоговом правонарушении 28
4.3. Порядок взыскания налоговых санкций 29
4.4. Срок давности взыскания налоговых санкций 30
4.5. Презумпция невиновности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Дело состоит в том, что ст.10 НК РФ четко различает производство по делам о налоговых правонарушениях, которое регулируется главами 14, 15 НК РФ, и производство по делам о нарушениях налогового законодательства, которое содержит признаки административного правонарушения. Последнее ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. К этому необходимо добавить, что п.1 ст.1.1 КоАП РФ устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из вышеуказанного Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Иными словами, единственным актом законодательства об административных правонарушениях на федеральном уровне является КоАП РФ. Следовательно, НК РФ не является актом законодательства об административных правонарушениях, рассматриваемые в нем правонарушения не являются административными, а установленная за них ответственность не является административной в смысле КоАП РФ.
Соотношение налоговой и административной ответственности урегулировано в НК РФ следующим образом.
В п.4 ст.10 НК РФ предусмотрено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Положения о том, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности, в НК РФ нет. Зато присутствует норма, согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п.2 ст.108 НК РФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлечению физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым и административным законодательством. Именно по такому пути шла правоприменительная практика до принятия НК РФ и нового КоАП РФ.
Принятие же нового КоАП РФ положило конец данной практике по той причине, что во всех составах административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрен специальный субъект - должностные лица организаций, то есть налогоплательщики и налоговые агенты - физические лица не несут ответственности в соответствии с новым КоАП РФ. Таким образом, КоАП РФ установил принцип однократности привлечения виновного лица к административной ответственности.
Принимая во внимание все вышесказанное об отличиях налоговой ответственности от административной, необходимо отметить, что налоговая ответственность является по своей природе ответственностью карательной, штрафной, на что указывает характер налоговых санкций и практика их применения. Так, налоговой санкцией является штраф. В большинстве случаев его размер зависит от степени общественной опасности налогового правонарушения, за которое он установлен, и он не связан с причиненным таким правонарушением вредом. Целью налоговой санкции является предупреждение совершения налогового правонарушения в будущем; кроме того, она преследует фискальную цель, являясь одним из налоговых доходов бюджетов. Учитывая также то обстоятельство, что само налоговое правонарушение - это нарушение в области государственного управления, поскольку препятствует деятельности налоговых органов по организации взимания налогов и сборов, следует признать, что налоговая ответственность является либо разновидностью административной ответственности, либо явлением, равнопорядковым с ней, и поэтому рассматриваемые виды юридической ответственности не могут применяться одновременно за одно и то же правонарушение в отношении одного и того же лица. [16]
Л.Ю.Кролис, считает ответственность, предусмотренную за нарушение налогового законодательства подвидом финансовой ответственности, которая в свою очередь является разновидностью административной ответственности как вида юридической ответственности в системе права. [14]
Так, выделяя ответственность за нарушение налогового законодательства как разновидность административной ответственности А.В. Брызгалин отмечал, что она содержит все признаки последней:
В то же время А.В. Брызгалин указывает ряд особенностей характеризующих налоговую ответственность, к которым относит:
1.
применение ответственности за
нарушение налогового
2.
основанием ответственности
3.
ответственность носит
4.
субъектами данной
5.
к ответственности обязанных
лиц привлекают налоговые
Следует
заметить, что несмотря на указанные
специфические черты налоговой
ответственности, она по своей природе
является административной. Более того,
специфические черты налоговой
ответственности и
Что касается особенности субъектов ответственности за нарушение налогового законодательства, то ими признаются налогоплательщики (физические лица и организации). При этом необходимо учитывать, что и физические лица, и организации являются и субъектами административной ответственности согласно административному законодательству. А возраст физических лиц, привлекаемых и к налоговой, и к административной ответственности равен 16 годам.
Необходимо
отметить, что М.В. Карасева при определении
специфики налоговой
Налоговой ответственности предшествовала финансовая ответственность, которая была предусмотрена ст.13 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом Законе не определен. Однако он встречается в ряде постановлений ВАС РФ по налоговым спорам, широко использовался в письмах Госналогслужбы России. Причина возникновения термина "финансовая ответственность" заключается в том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового законодательства. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью. Недаром этот термин также используется применительно к другим правонарушениям в финансовой сфере, регулируемой банковским законодательством, законодательством о валютном регулировании, и т.д.
Рассматривая соотношение финансовой и налоговой ответственности, необходимо отметить, что их объединяет только сфера применения, поскольку финансовая ответственность - это ответственность правовосстановительная, о чем свидетельствуют ее меры, применяемые в настоящее время за нарушения банковского законодательства. Налоговая же ответственность, как уже было сказано, - это ответственность карательная, штрафная. Справедливости ради следует отметить, что для налоговой ответственности отчасти характерны правовосстановительные черты, связанные с ее фискальной направленностью. Но эти черты не могут в целом повлиять на характер налоговой ответственности. [16]
Необходимо
отметить, что Налоговый кодекс РФ
не ответил на вопрос о юридической
природе налоговой
3.
Меры ответственности
за совершение налогового
правонарушения
3.1.
Налоговые санкции
В качестве меры ответственности за налоговые правонарушения Налоговый кодекс РФ называет налоговую санкцию, которая устанавливается и применяется только в форме штрафа. Таким образом, налоговое правонарушение в отличие от административного проступка не может повлечь применения таких мер ответственности, как предупреждение, конфискация, исправительные работы и т. д.
Указанный штраф представляет собой денежное взыскание в доход государства, назначаемое в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Размеры штрафа определяются в статьях Налогового кодекса РФ либо в твердой сумме (например, в ст. 126 НК РФ — 50 рублей, в ст. 116 НК РФ — 5000 рублей), либо в процентах от определенной величины (в ст. 122 НК РФ — от неуплаченной суммы налога, в ст. 117 НК РФ — от доходов, полученных за время уклонения налогоплательщика от постановки на налоговый учет).
Ответственность
за налоговые правонарушения носит
карательный характер. Меры ответственности,
предусмотренные Налоговым
Сравним
штрафные санкции, предусмотренные
налоговым и административным законодательством.
Для наглядности целесообразно
избрать табличную форму
Таблица 1
Правонарушения,
за
которые предусмотрена
Вид правонарушения | Кто несет ответственность | Наказание | Нормативное регулирование | |||
НК РФ | КоАП РФ | НК РФ | КоАП РФ | НК РФ | КоАП РФ | |
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе | Налогопла-тельщик | Должностное
лицо, кроме индивидуаль-ных предпри- |
До 90
дней включительно - штраф в размере
5000 руб. Свыше 90 дней - штраф в размере 10 000 руб. |
Штраф в размере от 500 до 3000 руб. (от 5 до 30 МРОТ) | Ст. 116 НК РФ | Ст. 15.3 КоАП РФ |
Нарушение установленного срока представле-ния сведений об открытии и закры-тии счета в банке | Налогопла-тельщик | Должностное лицо | Штраф в размере 5000 руб. | Штраф
в размере от 1000 до 2000 руб. (от 10 до 20 МРОТ) |
Ст. 118 НК РФ | Ст. 15.4 КоАП РФ |
Нарушение сроков представления налоговой декларации | Налогопла-тельщик | Должностное лицо | Штраф
в размере 5% суммы налога, подлежащей
уплате (доплате) на основе этой декларации,
за каждый полный или неполный месяц
со дня, установленного для ее представле-ния,
но не более 30 % указанной суммы и
не менее 100 руб. при нарушении срока
до 180 дней
включительно. |
Штраф
в размере от 300 до 500 руб. (от 3 до 5 МРОТ) |
Ст. 119 НК РФ | Ст. 15.5 КоАП РФ |
Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля | Организация | Должностные лица | Штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ или штраф в размере 5000 руб. | Штраф в размере от 300 до 500 руб.(от 3 до 5 МРОТ) | Ст. 126 НК РФ | Ст. 15.6 КоАП РФ |
Физическое лицо | Граждане | Штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ или штраф в размере 500 руб. | Штраф в размере от 100 до 300 руб. (от 1 до 3 МРОТ) | |||
Заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод | Свидетель по делу налогового правонару-шения | Свидетель, специалист, эксперт, переводчик | Штраф в размере 3000 руб. | Штраф
от 1000 до 1500 руб. (от 10 до 15 МРОТ) |
Статьи 128 и 129 НК РФ | Ст. 17.9 КоАП РФ |
Эксперт Переводчик |
Штраф в размере 1000 руб. |
Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение