Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и исторических предпосылок формирования и реализации налоговой политики, анализ реализации налоговой политики РФ на современном этапе и разработка рекомендаций по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Работа содержит 1 файл

куурсовик (Автосохраненный).docx

— 132.49 Кб (Скачать)

    3.3 Совершенствование налогового администрирования в России с учётом использования зарубежного опыта 

       Одной из приоритетных задач в рамках совершенствования налогового администрирования является повышения уровня организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. В данном направлении наиболее интересен опыт развитых европейских государств, с помощью которого возможно предложение основных направлений повышения уровня взаимодействия в отечественной практике.

       Современными направлениями совершенствования администрирования бюджетных доходов, которые будет реализовывать Федеральная налоговая служба, являются:

      – переход от проведения «тотального» налогового контроля к концепции управления рисками, а именно – выявлению как видов деятельности, так и налогоплательщиков, которые могут стать категориями повышенного риска совершения налоговых правонарушений;

       – создание мощного информационно-аналитического аппарата налоговых органов (информационные ресурсы, аналитическое, методическое и программное обеспечение и организационные структуры), способного исследовать и анализировать различные виды информации, поступающей в налоговые органы с минимальным привлечением налогоплательщиков к проведению налоговых процедур, обеспечивать формирование сигнальной информации и реализовывать процедуры поддержки принятия решений;

       – совершенствование функций прогнозирования вероятностной налоговой базы определенных налогоплательщиков и поступлений налогов и сборов на основе интегрированных информационных ресурсов комплексных налоговых сведений;

       – мониторинг деятельности и налоговых обязательств крупнейших и основных налогоплательщиков, включая организации в сфере естественных монополий, на основе формализованных результатов автоматизированного налогового контроля и системы планирования, организации и проведения единовременных налоговых проверок, синхронизированных по всем звеньям налоговой системы и включающих проверку как головных субъектов, так и вертикально интегрированных групп;

      – исполнение требований законодательства о налогах и сборах в части реализации функций камеральных и выездных налоговых проверок, реализация мероприятий, обеспечивающих функционирование камерального и выездного контроля (организационно-методических, информационных, программно-технических);

       – стимулирование субъектов предпринимательской деятельности к использованию бесконтактных способов представления документов для государственной регистрации с исключением в дальнейшем возможности непосредственного представления документов для государственной регистрации. Это позволит свести к минимуму непосредственные контакты с заявителями, оптимизировать работу регистрирующих подразделений налоговых органов, а также увеличить количество сотрудников налоговых органов, занимающихся анализом представленных документов для государственной регистрации, проведением контрольных мероприятий, как на этапе государственной регистрации, так и после осуществления регистрационных процедур;

         – повышение налоговой информированности субъектов предпринимательской деятельности и граждан, расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами, в том числе налогоплательщикам. Внедрение во всех субъектах Федерации технологии организации доступа налогоплательщика к персональным данным информационных ресурсов налоговых органов и технологии бесконтактной сверки по расчетам с бюджетом, что позволит исключить нарекания на работу налоговых органов, уменьшить количество судебных исков со стороны налогоплательщиков, улучшить информационную работу по вопросам налогового законодательства и, как следствие, увеличить долю налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество налогового администрирования.

      Во многих зарубежных странах отношение граждан к необходимости отчислять государству часть своих доходов кардинально отличается от позиции россиян. В развитом обществе люди считают, что уплата налогов - это гражданская обязанность. Уплачивая налоги, граждане западных стран заключают своеобразный договор с государством, который дает им и ряд прав на пользование общественными благами.

      По мнению Президента России Д. А. Медведева, в перспективе наша страна станет, прежде всего, частью европейской цивилизации. На встрече с руководителями российских и зарубежных СМИ Президент РФ подчеркнул: "Очевидно, что российское государство должно исповедовать себя, главным образом, как часть Европы". Для реализации этой стратегической задачи России придется принять ряд западных стандартов, с помощью которых станет легче и удобнее реализовать свои национальные интересы. Думается, что одним из таких стандартов является то, что уровень взаимодействия представителей налоговых органов и налогоплательщиков в сфере налогового контроля остается на достаточно высоком уровне.

      Поэтому представляется целесообразным проанализировать зарубежный опыт организации сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогового контроля.

      Во Франции отношения между налоговым органом – главным налоговым управлением и налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана только в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика. Последний может использовать эти ответы для отстаивания своих интересов [57, с. 65].

      В Германии всеобъемлющий налоговый контроль за денежными операциями населения осуществляется на основе систем безналичных расчетов с широким использованием компьютерных сетей. Наделение налоговых служб страны (специального налогового ведомства в Германии не существует, а налоговые инспекции входят в финансовую систему, структура которой отражает федеративное построение государства) правами и функциями правоохранительных органов, в частности создание в их рамках подразделений финансового сыска, позволило существенно повысить эффективность финансового контроля в области налогообложения.[41, с. 23].

      В США взаимодействие между налогоплательщиками и налоговым управлением (IRS является подразделением государственного казначейства США) осуществляется, прежде всего, на основе информационных писем. Информационные письма являются ответами налогового управления на запросы налогоплательщиков о предоставлении предварительных разъяснений по особому налоговому вопросу. [28, с. 20].

      Развитие партнерских взаимоотношений между государством и налогоплательщиками необходимо начинать с работы в отношении физических лиц, потому что, развивая партнерские взаимоотношения с физическими лицами, государство сможет лучше контролировать налоговые поступления, налоговые правоотношения станут прозрачнее. Реформировать способы взаимодействия налогоплательщиков – физических лиц и налоговых органов представляется целесообразным в следующих направлениях:

       –    упростить гражданам доступ к услугам налоговых органов;

        – повысить эффективность и продуктивность работы налоговых органов;

         – улучшить обратную связь с гражданами и реакцию налоговых органов на их нужды;

         –  создать возможность для граждан легко находить информацию и получать услуги от налоговых органов.

         Для совершенствования налогового администрирования необходимо продолжить работу в отношении изменения сроков уплаты налогов и сборов (отсрочка (рассрочка), инвестиционный налоговый кредит).

        Заслуживает внимания опыт США и в части проведения налогового аудита и предпроверочного анализа налогоплательщиков. В отличие от этой страны, в России пока отсутствуют централизованные центры учета и обработки налоговых данных. При обработке и контроле налоговых данных у нас применяется программное обеспечение, которое на сегодняшний день не позволяет выявлять фактическое несовпадение данных в отчетных документах. Не предусматривается и возможность проведения перекрестных проверок одних и тех же параметров из разных источников. В связи с этим российское налоговое администрирование не дает возможности проводить комплексный налоговый аудит, которому в США подвергаются все контрагенты, осуществлявшие любые связанные между собой виды переводных финансовых операций.

      Следует также учитывать и отношение граждан к уплате налогов. Если в США налогоплательщик считает неуплату налога противоправным и наказуемым деянием, то в России недоплата налогов - обычное дело. Формирование отношения к уплате налогов как к гражданскому долгу в нашей стране возможно только через изменение общественного сознания и формирование гражданского общества, которого у нас пока, к сожалению, нет.

       Общеизвестно, что снижение налогов должно сопровождаться ужесточением контроля за их уплатой. Государство обязано очень строго относиться к тем, кто уклоняется от уплаты налогов. И это не только и не столько фискальная задача, сколько задача создания равной конкурентной среды. Штрафные санкции в действующем законодательстве РФ настолько незначительны, что не могут являться стимулом для строгого соблюдения закона. Например, за опоздание с авансовым расчетом налоговые органы могут оштрафовать организацию лишь на 50 р., а директору или главному бухгалтеру грозит административный штраф – от 300 до 500 р. За непредоставление необходимых для налогового контроля документов организация заплатит лишь 1 тыс. р., даже если ущерб государству из-за такого рода правонарушения составляет миллионы рублей. Очевидно, что размеры ответственности необходимо пересмотреть и далее индексировать с учетом уровня инфляции. Данные меры приведут к значительному сокращению количества нарушений со стороны налогоплательщиков, что и является главной целью государственных органов в сфере налоговой политики.

      Исходя из анализа зарубежного опыта организации взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогового контроля, можно сделать вывод о том, что развитие экономики нашей страны возможно только через упорный и честный труд свободных и защищенных законом и государством людей при государственном примате прав личности и частной собственности.

      Без сомнения, одной из функций государства должно стать гарантированное обеспечение прав населения России в сфере налогообложения через совершенствование механизма налогового контроля. Ведь в условиях демократии лица, наделенные властными полномочиями, должны отвечать за последствия своих действий. Безусловно, государство и общество относительно самостоятельны и отношения между ними могут складываться по-разному. Но, если государство игнорирует интересы людей, то общество в явной или скрытой форме противостоит государству. Нормой можно признать сотрудничество органов власти и представителей общества. В связи с этим государству необходимо развивать партнерские взаимоотношения с налогоплательщиками, а значит – неизбежно реформировать способы взаимодействия, методы налогового контроля.

      Таким образом, на основании изучения зарубежного опыта налогообложения можно прийти к выводу, что в практике создания и функционирования эффективной налоговой системы западных стран немало ценного и полезного. Но при использовании их опыта необходимо принимать во внимание некоторые условия: конкретное состояние экономики, уровень накопленных богатств и даже психологические установки и традиции населения.

       Кроме того, хотелось бы  отметить, что идеальных налоговых систем нет. Они создаются и изменяются в зависимости от финансовой политики государства и сложившейся экономической и политической ситуации.

    Заключение

        В настоящее время  экономический спад все более стремительно переходит из финансово ˗ экономической в социально ˗ политическую  сферу. Печальные итоги реформ бросают тень на преобразования последних лет, подрывая доверие населения к государству, питают массовый пессимизм и ставят под сомнения перспективы России в целом. Тем самым, проблема оживления производства и достижение на этой основе положительных сдвигов в жизни людей становится первостепенным условием существования и развития российского общества и государства.

        Главное, что могут и должны сделать налоги для выхода из кризиса ˗ это занять принципиальную теоретическую позицию материальной основы государства. Надо увидеть в налогах не арену правительственных забав, но, прежде всего – фискальный инструмент. Специфика России в том и состоит, что жизненноважный для нее экономический подъем может обеспечить только государство, так как других денег, кроме государственных, на инвестиции и на необходимое потребление у нее в ближайшее время не будет. В свою очередь, оставляя в стороне эмиссионный вариант, такие деньги могут дать только налоги. Таким образом, судьба России находится в руках налогов, их фискальной функции.

Информация о работе Налоговая политика