Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и исторических предпосылок формирования и реализации налоговой политики, анализ реализации налоговой политики РФ на современном этапе и разработка рекомендаций по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– принцип учёта и согласования различных интересов (выбор целей и основных средств налоговой политики должен формироваться не только на основе оценки, но и учёта эффектов);
– принцип единства стратегии и тактики (формирование налоговой политики должно предусматривать выработку концепции и разработку её стратегии, а реализация налоговой политики должна предусматривать разработку тактики);
– принцип гибкости (налоговая политика должна оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации в регионе, стране, мире);
– принцип гласности (налоговая политика должна формироваться на основе программных документов стратегического и концептуального характера и на основе регулярных документов тактического характера, которые должны быть открыты для широкого круга обсуждения);
– принцип политической ответственности (государство должно постоянно обращаться к гражданам за принципиальной оценкой того, в том ли направлении реализуется налоговая политика, тратит ли оно слишком много или слишком мало, а также – за оценкой того, на что оно тратит средства налогоплательщиков).
Используя указанные принципы, государство
в условиях стабильно развивающейся экономики
стимулирует расширение объемов производства
товаров, работ и услуг, инвестиционную
активность, качественные показатели
развития экономики. Благодаря применению
тех или иных принципов, осуществляется
структурная и социальная направленность
налогообложения. В период кризисной ситуации
налоговая политика через использование
указанных принципов способствует решению
задач, направленных на вывод экономики
из кризиса.
В настоящее время принято выделять три основных типа налоговой политики.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку – 50%.
Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. [9, с. 20].
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. По нашему мнению, для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Налоговая политика осуществляется при помощи выбранных государством форм, т.е. – приёмов, методов, инструментов налоговой политики.
Методы (приёмы) осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как:
– регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;
– регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;
– регулирование отраслевой нагрузки, перенос нагрузки с одних плательщиков на других;
– регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов;
– регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот, преференций, вычетов, скидок и изъятий;
– регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налога.
К основным инструментам (орудиям) осуществления налоговой политики относят:
– налоги, их количественный и видовой состав, налоговый режим;
– состав налогоплательщиков;
– объекты налогообложения;
– налоговая база;
– налоговые ставки;
– налоговые льготы;
˗ порядок и сроки уплаты налогов и сдачи отчётности;
˗ налоговые санкции.
Осуществление налоговой политики предполагает прохождение нескольких стадий.
– выбор целей, разработка доктрины, стратегии, тактики,
– выбор модели, разработка формы налоговой политики,
– формирование налогового механизма.
– разработка и апробация налогового законодательства,
– практическая реализация налогового
механизма).
3) Оценка результатов реализации налоговой политики:
– оценка эффективности выбранной стратегии и тактики, методов и инструментов функционирования налогового механизма).
4) Изменение или коррекция налоговой политики:
–принятие решения о принципиальном изменении модели, стратегии и тактики или корректировке методов и инструментов, а также – параметров функционирования налогового механизма).
Итак, в данном вопросе нами были рассмотрены основные теоретические аспекты налоговой политики, а именно:
– понятие налоговой политики;
– основные цели и задачи налоговой политики;
– принципы налоговой политики;
– основные типы налоговой политики;
– методы и инструменты налоговой политики;
– стадии налоговой политики.
Опираясь на данные понятия, продолжим исследование изучаемого явления.
1.2 Механизм реализации налоговой политики
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм.
Российское законодательство не даёт и не раскрывает определения данной категории, однако этот термин активно используется различными учёными.
По мнению Л. П. Окунева, налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Практически аналогичные определения даются авторами экономических энциклопедий. При этом отмечается, что конечная цель налогового механизма– обеспечение выполнения принятого в законе налогового регламента и запланированных объёмов поступлений в казну государства.
Некоторые авторы полагают, что
элементы налогового механизма
направлены на выполнение
По мнению И. А. Майбурова, налоговый механизм наделён двуединой целью, исходя из содержания двух основных функций налога (фискальной и регулирующей).
Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий – есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, поскольку различны участники налоговых отношений, их компетенции, финансовые интересы, виды налоговых платежей и способы исполнения обязательств перед бюджетной системой.
Функциональное содержание блоков внутренней структуры налогового механизма однотипно на разных уровнях. Такими блоками являются:
– планирование;
– регулирование;
– учёт и отчётность;
– анализ и контроль.
Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.
К методам налогового
Налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства, поскольку его цель ˗ не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.
Налоговое регулирование может
осуществляться посредством
Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее.
Составляющими системы налоговых санкций являются финансовые санкции – штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные – по отношению к должностным лицам этих предприятий.
Налоговый учёт – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Существует два основных способа ведения налогового учета:
1.
На основе бухгалтерского
Если правила бухгалтерского учета той или иной операции расходятся с правилами налогового учета, то в налоговых регистрах делаются корректировки.