Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и исторических предпосылок формирования и реализации налоговой политики, анализ реализации налоговой политики РФ на современном этапе и разработка рекомендаций по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Работа содержит 1 файл

куурсовик (Автосохраненный).docx

— 132.49 Кб (Скачать)

          – принцип учёта и согласования различных интересов (выбор целей и основных средств налоговой политики должен формироваться не только на основе оценки, но и учёта эффектов);

       – принцип единства стратегии и тактики (формирование налоговой политики должно предусматривать выработку концепции и разработку её стратегии, а реализация налоговой политики должна предусматривать разработку тактики);

        – принцип гибкости (налоговая политика должна оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации в регионе, стране, мире);

        – принцип гласности (налоговая политика должна формироваться на основе программных документов стратегического и концептуального характера и на основе регулярных документов тактического характера, которые должны быть открыты для широкого круга обсуждения);

        – принцип политической ответственности (государство должно постоянно обращаться к гражданам за принципиальной оценкой того, в том ли направлении реализуется налоговая политика, тратит ли оно слишком много или слишком мало, а также – за оценкой того, на что оно тратит средства налогоплательщиков).

       Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов, осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на вывод экономики из кризиса. 
 
 

         В настоящее время принято выделять три основных типа налоговой политики.

      Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку – 50%.

      Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

      Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. [9, с. 20].

      При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. По нашему мнению, для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

      Налоговая политика осуществляется при помощи выбранных государством форм, т.е. – приёмов, методов, инструментов налоговой политики.

      Методы (приёмы) осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которых стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как:

          – регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;

          – регулирование соотношения федеральных, региональных и местных   налогов;

         – регулирование отраслевой нагрузки, перенос нагрузки с одних плательщиков на других;

          – регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов;

           – регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот, преференций, вычетов, скидок и изъятий;

           – регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты налога.

          К основным инструментам (орудиям) осуществления налоговой политики относят:

          –  налоги, их количественный и видовой состав, налоговый режим;

         – состав налогоплательщиков;

          –  объекты налогообложения;

          – налоговая база;

         – налоговые ставки;

       – налоговые льготы;

          ˗  порядок и сроки уплаты налогов и сдачи отчётности;

          ˗  налоговые санкции.

        Осуществление налоговой политики предполагает прохождение нескольких стадий.

  1. Формирование налоговой политики:

            – выбор целей, разработка доктрины, стратегии, тактики,

            – выбор модели, разработка формы налоговой политики,

            – формирование налогового механизма.

  1. Реализация налоговой политики:

             – разработка и апробация налогового законодательства,

             – практическая реализация  налогового механизма). 
     

          3) Оценка результатов реализации налоговой политики:

                           – оценка эффективности выбранной стратегии и тактики,            методов и инструментов функционирования налогового механизма).

               4)  Изменение или коррекция налоговой политики:

                      –принятие решения о принципиальном изменении модели, стратегии и тактики или корректировке методов и инструментов, а также – параметров функционирования налогового механизма).

             Итак, в данном вопросе нами были рассмотрены основные теоретические аспекты налоговой политики, а именно:

         – понятие налоговой политики;

           – основные цели и задачи налоговой политики;

           – принципы налоговой политики;

         – основные типы налоговой политики;

           – методы и инструменты налоговой политики;

           –  стадии налоговой политики.

         Опираясь  на данные понятия, продолжим исследование изучаемого явления.

     1.2 Механизм реализации  налоговой политики

        Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм.

     Российское  законодательство не даёт и не раскрывает определения данной категории, однако этот термин активно используется различными учёными.

          По мнению Л. П. Окунева, налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Практически аналогичные определения даются авторами экономических энциклопедий. При этом отмечается, что конечная цель налогового механизма– обеспечение выполнения принятого в законе налогового регламента  и запланированных  объёмов поступлений в казну государства.

          Некоторые авторы полагают, что  элементы налогового механизма  направлены на выполнение налогового  законодательства. Данные подходы  занижают подлинное содержание  налогового механизма, так как  за его рамками остаются важнейшие  методологические положения, а  именно – категориальная сущность налога. Процесс развития налоговой системы и последствия, влияние налоговых новаций на экономическое и социальное развитие нации. В конечном итоге, всё это приводит к игнорированию общеэкомических закономерностей формирования налоговой системы.

          По мнению И. А. Майбурова, налоговый механизм наделён двуединой целью, исходя из содержания двух основных функций налога  (фискальной и регулирующей).

          Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий – есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

          Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, поскольку различны участники налоговых отношений, их компетенции, финансовые интересы, виды налоговых платежей и способы исполнения обязательств перед бюджетной системой.

          Функциональное содержание блоков внутренней структуры налогового механизма однотипно на разных уровнях. Такими блоками являются:

     – планирование;

     – регулирование;

     – учёт и отчётность;

     – анализ и контроль.

          Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.

           К  методам налогового планирования  относятся:

  1. разработка приказа об учетной и налоговой политике;
  2. метод отсрочки налогового платежа;
  3. метод договорной политики;
  4. прямое сокращение объекта налогообложения и налоговой базы;
  5. метод оффшора.

      Налоговое регулирование является сложным  действием налоговой политики государства, поскольку его цель ˗ не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

         Налоговое регулирование может  осуществляться посредством следующих  способов, которые условно делятся  на две взаимосвязанные сферы:  налоговые льготы и налоговые  санкции. Оптимальное сочетание  применения этих мер позволяет  в конечном итоге рассчитывать  на результативность налоговой  политики.

         Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее.

          Составляющими  системы налоговых санкций являются финансовые санкции – штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные – по отношению к должностным лицам этих предприятий.

           Налоговый учёт – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

            Существует два основных способа ведения налогового учета:

     1. На основе бухгалтерского учета.  В данном случае налоговые  регистры заполняются согласно  данным бухгалтерских регистров. 

           Если правила бухгалтерского учета той или иной операции расходятся с правилами налогового учета, то в налоговых регистрах делаются корректировки.

Информация о работе Налоговая политика