Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и исторических предпосылок формирования и реализации налоговой политики, анализ реализации налоговой политики РФ на современном этапе и разработка рекомендаций по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию законодательной базы налоговой политики
В настоящее время в России сложилась такая ситуация, что не все знают, как платить налоги, какие должны быть вычеты, кто должен их взимать. Налоговое законодательство постоянно меняется, его механизм очень сложный. Нами были предложены следующие пути решения основных проблем нормативно-правовой базы налогообложения.
Во-первых, в налоговом законодательстве России необходимо изменить понятийный аппарат. Роль налогового права, как крупной подотрасли финансового права, постоянно возрастает потому, что в российском обществе еще очень далека от совершенства правовая культура и в том числе один из ее видов – культура в сфере налогообложения.
Любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов. В настоящее время ученые уделяют пристальное внимание проблемам понятийного аппарата, так как идёт стремительное развитие налогообложения и реформирование налогового законодательства[15,с.6]. Как уже было сказано выше, в Законе «Об основах налоговой системы РФ» неточно определены такие понятия, как «налог», «сбор», «пошлина» и так далее. Необходимо выявить категории обязательных платежей, которые входят в налоговую систему, выяснить компетенцию налоговых органов, отграничить налоги и сборы от других обязательных платежей, взносов в доход государства. Объект налогообложения рассматривается без выделения общих признаков. Необходимо более полно рассмотреть объект, так как это один из основных элементов налогообложения.
Является недопустимым, когда пробелы в налоговом законодательстве устраняются Министерством финансов России. Это можно рассмотреть как подмена закона, нарушение принципов построения налоговой системы. Однако, это явление, к сожалению, широко применяется сегодня в экономической жизни нашей страны.
Вся проблема заключается в том, что законодательство в сфере налогообложения очень часто меняется. Существует мнение, что налоговая реформа близится к завершению. Вряд ли с этим можно согласиться. Во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевает серьезные изменения (НК РФ является одним из самых часто меняющихся кодексов). Необходимо признать, что по мере принятия Налогового кодекса Российской Федерации, все более убеждаешься в запутанности его отдельных положений. Необходимо четко определить нормативную базу, тогда и налогоплательщик будет знать свои права и обязанности, и налоговые органы не будут требовать «большего», чем это предусмотрено в законодательстве [26, с.10-12].
Следующая проблема касается взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиком. Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон были четко прописаны в законодательстве, а так же имели механизмы их реализации и были указаны правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если у налогового органа есть обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он обязан уплачивать, то необходимо указать последствия, которые наступят, если налогоплательщик не уплатит налог по вине налогового органа и так далее.
Как уже отмечалось во второй главе, в настоящее время не полностью разработанной является система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. В итоге, требуется рассмотрение и изменение норм, которые бы регулировали ответственность субъектов налоговых отношений.
Сегодня многие граждане не считают уплату налогов своим долгом и конституционной обязанностью. Информация налоговых органов свидетельствует о том, что значительное количество физических и юридических лиц уклоняются от налогообложения своих доходов или скрывает их размеры. По экспертным оценкам, около 6 млн. человек являются потенциальными налогоплательщиками, а значительная часть находится вне контроля, иными словами это «челноки».
В настоящее время законодательством точно не установлено, что необходимо соблюдать принцип справедливости при установлении налогов и сборов. Однако, затрагивая проблемы справедливости налогообложения, отдельные авторы указывают, что «справедливая налоговая система – идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна из стран мира». Необходимо ввести в Налоговом кодексе понятие принципа справедливости налогообложения, чтобы установить какие-то ориентиры для налогоплательщиков, установить обязанность уплаты налогов [27, с. 24].
Необходимо урегулировать вопрос о порядке осуществления налогового контроля на законодательном уровне. В настоящее время отсутствуют указания о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д. Если установить конкретные сроки для проверок, периодичность, то увеличится ответственность должностных лиц и уменьшится количество правонарушений.
Таким образом, российское налоговое законодательство
нуждается в оптимизации и систематизации.
Ведь налоговые отношения будут стабильными
лишь тогда, когда они будут чётко урегулированы
законом. Требуется совершенствование
налоговых отношений и закрепление их
в законе. Реформирование должно проходить
поэтапно и стабильно. Законодателям необходимо
уделять пристальное внимание налогообложению
и в целом ˗ развитию налоговых отношений
в стране.
3.2 Пути повышения эффективности налоговой политики в области увеличения налоговых поступлений для бюджетов различного уровня
Поскольку потенциал снижения налогов уже исчерпан, сегодня речь идет о том, чтобы отдельными стимулами, налоговыми льготами поддерживать те виды деятельности, которые должны обеспечить модернизацию и инновационный процесс в России. Исходя из этого, будет строиться налоговая политика в ближайшие годы.
Необходима поддержка инновационных предприятий, и прежде всего в части уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Предлагается ввести специальный период постепенного перехода к ставке в 34% для данных предприятий, а также разработать четкие критерии их идентификации. Для этой категории льготников предполагается до 2015 года сохранять ставку страховых платежей на уровне 14%, а затем постепенно ее повышать, с тем, чтобы к 2020 году выйти на общеустановленную ставку страховых взносов (34%). Для всех остальных налогоплательщиков предлагается повысить ставку отчислений во внебюджетные фонды не до 34%, как планировалось ранее, а до 32% за счет снижения на 2% отчислений на обязательное медицинское страхование.
К мерам инновационной поддержки Минфин России относит завершение реформы системы начисления налоговой амортизации. Предлагается формировать амортизационные группы по функциональному признаку, а не пообъектно, с сокращением сроков амортизации отдельных видов основных средств, что создаст стимулы к технологическому обновлению.
В перспективе должен уменьшиться перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте.
Предполагается освобождение от обложения налогом на имущество энергоэффективное оборудование в течение трех лет с начала эксплуатации.
Должен состояться запуск пилотного проекта налогового администрирования инновационных компаний по созданию особо дружелюбного режима, который впоследствии будет распространен на другие сферы экономики.
Особые льготы предусматриваются для предприятий, осуществляющих деятельность в области науки, здравоохранения, образования (причем как некоммерческих, так и коммерческих), вплоть до введения нулевой ставки по налогу на прибыль. В сфере налогообложения прибыли Минфин России планирует рассмотреть ограничение на принятие убытков реорганизуемых юридических лиц при слиянии организаций, принятие новых правил отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам и правил предотвращения недостаточной капитализации.
В области акцизов предполагается индексация ставок акцизов на табачную продукцию, а также переход на авансовую уплату акцизов на алкогольную продукцию.
Стратегической целью остается введение налога на недвижимость.
Запланировано реформирование упрощенной системы налогообложения в виде патента и единого налога на вмененный доход.
Одним из способов уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию является использование так называемой «спиртосодержащей схемы». Суть ее заключается в том, что производители алкогольной продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве сырья для производства такой продукции не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. При этом налогоплательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции, на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья[12, с. 36].
Таким образом, неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, является причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджета.
С целью решения указанной проблемы предлагается уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, внеся уточнения, предусматривающие, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья установлено ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Одновременно планируется дополнить перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.
Необходимо улучшить налогообложение НДПИ добычи углеводородного сырья. Например, в целях создания стимулов для разработки малых месторождений предполагается ввести понижающие коэффициенты при добыче нефти на таких месторождениях. При этом налоговая политика должна будет заключаться в создании налоговых стимулов для месторождений, разработка которых требует значительных вложений и имеет низкую эффективность.
Предполагается изменить действующие ставки, установленные ст. 333.12 НК РФ. Это необходимо для более рационального использования налогоплательщиками водных объектов. Применение заниженных ставок водного налога не способствует заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования.
Дальнейшее совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов будет направлено на установление критериев, дающих право применять их только субъектам малого бизнеса. В ближайшее время надо продолжить работу по регламентированию применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.
В отношении единого налога на вмененный доход следует повысить объективность такого показателя, как базовая доходность. Для этого надо разработать порядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, который должен основываться на системе отраслевых исследований базовой доходности, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Основным направлением совершенствования государственной пошлины является оптимизация перечня юридически значимых действий, совершаемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и (или) должностными лицами, уполномоченных в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На повышение налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации и создание возможностей для повышения доходов региональных бюджетов направлено совершенствование гл. 28 НК РФ. Для этого предполагается предоставить право органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать ставки транспортного налога также в зависимости от года выпуска транспортного средства и его экологического класса.
Средние ставки транспортного налога, указанные в ст. 361 НК РФ, планируется увеличить в 2 раза, сохранив при этом действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок и разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в 5, а в 10 раз. Предложенный порядок позволит региональным властям не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов в зависимости от политики региона в отношении транспортных средств [8, с. 53].
Итак, в данном вопросе нами
были предложены пути