Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и исторических предпосылок формирования и реализации налоговой политики, анализ реализации налоговой политики РФ на современном этапе и разработка рекомендаций по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Таким образом, исторические
2 Анализ реализации налоговой политики РФ на современном этапе
2.1 Исследование нормативно-правовой базы налоговой политики в РФ
Проанализируем нормативно ˗ правовое обеспечение функционирования налоговой политики РФ.
С 1 января 1992 года в соответствии с проведенной налоговой реформой на территории Российской Федерации была сформирована новая налоговая система, общие принципы организации которой были определены в Федеральном Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятом 27 декабря 1991 года. Данный нормативный документ установил перечень подлежащих перечислению в государственный бюджет России налогов, сборов, пошлин и прочих платежей. Также закон определил права, обязанности и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков. Это было только начало формирования законодательной базы налогообложения в России.
Позднее в процессе становления системы налогообложения в России был принят и введен в действие главный документ, определивший основные понятия и регулирующий налоговые отношения в стране – Налоговый кодекс. Напомним, что I часть нового Налогового Кодекса Российской Федерации вступила в законную силу с 1 января 1999 года, а II часть Налогового Кодекса РФ вступила в законную силу с 1 января 2000 года. На сегодняшний момент – это основной документ, призванный регулировать налоговую систему России.
В настоящее время нормативно ˗ правовую базу налоговой политики РФ образует ряд нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовые акты – это акты, которые прошли государственную регистрацию, опубликованы в установленном порядке и могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.
На рисунке 2.1 изображены основные нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения.
Рисунок
2.1 – Источники нормативно-правовой базы
РФ
Некоторые учёные относят к источникам нормативно ˗ правовой базы также решения Верховного и Арбитражного суда РФ, однако они не являются обязательными для иных субъектов, помимо участников судебного спора.
В настоящее время нормативно ˗ правовая база налоговой политики претерпевает ряд проблем.
Первая группа проблем – это несовершенство понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики. Определение понятия «плательщик налога» неполно, а определение понятия «объекта налогообложения» дано путем перечисления возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий, нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями. Отсутствуют определения таких часто использующихся понятий, как «налоговая политика», «налоговый механизм»
Вторая группа проблем связана с тем, что многие противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве «устраняются» разъяснениями Госналогслужбы и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.
Третья группа проблем, которые необходимо разрешить, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы – это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур – один из самых крупных недостатков налогового законодательства. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Конечно, можно обратиться в суд, но ведь и судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально ˗ техническим возможностям. Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения.
Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения ˗ все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы.
Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о порядке осуществления налогового контроля. Нет никаких указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д.
Таким образом, мы рассмотрели состав
нормативно ˗ правовой базы налоговой
политики в РФ, а также выявили основные
проблемы данной сферы. Конечно это лишь
небольшой круг проблем, касающихся правовой
базы налогообложения в России. Подчеркнем,
что пока не будет выработано авторитетной
целостной концепции реформирования налогообложения
и его правовой формы, результаты любых
изысканий в этой сфере останутся не более
чем точкой зрения отдельных учёных и
специалистов.
2.2 Анализ налоговых
поступлений в консолидированный
бюджет Российской федерации
В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы в стране. Рассмотрим структуру поступления федеральных налогов в федеральный бюджет и в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2008 – 2010 гг.
В Российской Федерации налоговая система ориентирована на потребности бюджетного финансирования, т.е. преобладает фискальная функция налогов. При этом рост налогового бремени подавляет деловую активность, а получаемые доходы бюджета всё равно не покрывают потребности бюджета. В сложившейся ситуации возникает задача разумного распределения доходного (налогового) потенциала между уровнями бюджетной системы страны.
Построение налоговой системы определяется налоговыми полномочиями – правами уровней бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги. В соответствии с Конституцией РФ, Налоговым, Бюджетным кодексами РФ, ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления» и другими нормативно-правовыми актами, налоговыми полномочиями обладают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления [19, c. 34].
В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закреплённые и регулирующие:
– закреплённые налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд;
– регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной бюджетным законодательством.
Можно выделить следующие критерии распределения налогов между уровнями бюджетной системы:
– стабильности (чем больше налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше уровень бюджетной системы, за которым они должны закрепиться);
– экономической эффективности (за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться те налоги, налоговая база которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти. При этом если трудно обеспечить уплату налога на местном уровне, то налог необходимо закрепить за более высоким уровнем власти);
– мобильности налоговой базы (чем выше мобильность, тем на более высоком уровне должен собираться налог);
– равномерности размещения налоговой базы (чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем больше должна быть централизация налога);
– социальной справедливости (налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть закреплены за федеральным уровнем);
– бюджетной ответственности (платежи за бюджетные услуги должны поступать в бюджет того уровня власти, который данную бюджетную услугу оказывает).
Теперь рассмотрим динамику доходов консолидированного бюджета РФ.
Таблица 2.1 – Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации
2008 год | 2009 год | 2010 год | в % к 2008 году | в %2009 году | |
Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации | 7 948,9 | 6 288,3 | 7 695,8 | 96,8 | 122,4 |
в том числе: | |||||
в федеральный бюджет | 3 571,9 | 2 502,6 | 3 207,2 | 89,8 | 128,2 |
в
консолидированные бюджеты |
4 377,0 | 3 785,7 | 4 488,6 | 102,5 | 118,6 |
из них: | |||||
Налог на прибыль организаций | 2 513,0 | 1 264,4 | 1 774,4 | 70,6 | 140,3 |
в федеральный бюджет | 761,1 | 195,4 | 255,0 | 33,5 | 130,5 |
в
консолидированные бюджеты |
1 751,9 | 1 069,0 | 1 519,4 | 86,7 | 142,1 |
Налог на доходы физических лиц | |||||
в
консолидированные бюджеты |
1 665,6 | 1 665,0 | 1 789,6 | 107,4 | 107,5 |
Налог на добавленную стоимость | |||||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 998,4 | 1 176,6 | 1 328,7 | 133,1 | 112,9 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 40,3 | 30,6 | 55,2 | 137,1 | 180,5 |
Акцизы | 314,7 | 327,4 | 441,4 | 140,3 | 134,8 |
в федеральный бюджет | 125,2 | 81,7 | 113,9 | 90,9 | 139,4 |
в
консолидированные бюджеты |
189,4 | 245,7 | 327,5 | 172,9 | 133,3 |
из них: |