Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ и исторических предпосылок формирования и реализации налоговой политики, анализ реализации налоговой политики РФ на современном этапе и разработка рекомендаций по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Работа содержит 1 файл

куурсовик (Автосохраненный).docx

— 132.49 Кб (Скачать)

          2. Организация отдельного налогового учета. В данном случае налоговый учет ведется независимо от бухгалтерского.

           Налоговый контроль  – это система мер по контролю за исполнением

налогового  обязательства,   осуществляемых    должностными   лицами

налоговых органов  в пределах их полномочий посредством  использования

форм   налогового   контроля,   предусмотренных   налоговым  и  иным

законодательством.

           К формам налогового контроля можно отнести:

         – проведение  налоговых  проверок; 

         – опрос  плательщиков  и других лиц;

           – проверку  данных  учета и отчетности;

          – осмотр движимого и недвижимого имущества,  помещений  и  территорий,  где могут находиться объекты, подлежащие  налогообложению  или  используемые для извлечения дохода и т.д.

            Существуют базовые критерии  результативности функционирования  блоков налогового механизма.

            1) Критерий минимизации административных издержек (любые налоговые новации должны приносить материальные выгоды участникам налогового производства, не приводя к росту административных расходов).

         2) Критерий гибкости (ограниченное приспособление налогового механизма к текущим изменениям экономической ситуации и поддержание за счёт налоговых новаций возможности воздействия на неё).

          3) Критерий политической ответственности (несение членами правительства персональной ответственности за экономическую обоснованность налоговых новаций).

           4)  Критерий равнонапряжённости (создание условий равенства), а именно:

                – горизонтального равенства (индивиды должны облагаться налогом по одинаковым правилам);

                  – вертикальное равенство (некоторые индивиды, находящиеся в лучших экономических и  естественных условиях, чем другие, должны платить большие налоги).

                  – равенство по потреблению (тот, кто потребляет больше бесплатных и льготных прав, должен платить большие налоги).

              Таким образом, налоговый механизм представляет собой набор взаимодействующих, функциональных блоков (планирование, регулирование, учёт и отчётность, анализ и контроль), каждый из которых реализуется через специальные методы, способы, приёмы.

     1.3 Исторические предпосылки формирования и реализации налоговой политики

       Налоги появились с возникновением государства и разделением  общества на классы,  как «взносы граждан, необходимые для содержания  ... публичной  власти ...». В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов,  поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных  средств,  которые могут быть собраны только посредством налогов.

       Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 – 1274) определял налоги как «дозволенную форму грабежа». Монтескье (1689 – 1755) полагал, что «ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им». А один из основоположников теории налогообложения А.Смит (1723 – 1790) говорил о том, что «налоги для тех, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы».

      Итак, как уже говорилось выше, налоговая политика возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.

      По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

      В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело ˗ добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

       Многие стороны современного налогообложения зародились в Древнем Риме. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.

      Суммы налога определялись каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.

      Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. – 14г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной.

      Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно ˗ денежные отношения, углублять процесс разделения труда урбанизации.

      Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IXв. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

      После татаро ˗ монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 – 1505) в 1480г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» – для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. [5, с.16].

      Несколько упорядочена налоговая политика была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% государственных доходов получено за счет косвенных налогов).

      Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI – XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило – понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф.Бэкон в книге «Опыты или наставления нравственные и политические» писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Речь идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа».

      Только в конце XVII – XVIII вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных и прямых налогов, но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям.

       В последней трети XVIII в. в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.

       В 1770 г. министр финансов Франции Тэрре писал: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с финансовым кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогам, которые дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар роскоши и т.д.)

       В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. В вышедшей в 1776г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения.

      Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западной Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729 – 1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль.

       Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме государственных прямых налогов существовали земские сборы, специальные государственные сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

      Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал). В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения. Но развитие России было прервано: сначала первая мировая война, потом февральская революция. Очередной спад во всей финансовай системе наступил после Октября 1917 г.

      Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что отнюдь не способствовало налаживанию хозяйства.

      Определенный этап налаживания финансовой системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от государственного аппарата управления. Но НЭП быстро свернули. В течение 1922 – 1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.

      В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения фин. ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.

      Если в Европе становление и интенсивное развитие науки о  налогах происходило с середины XVIII века и было вызвано  потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности, то в России зарождение науки о налогах происходит только в настоящие время.

       Важнейшие положения и принципы налогообложения, разработанные буржуазной наукой  под названием «Общая теория налогов», получали законодательное и, зачастую, конституциональное закрепление во многих странах Западной Европы. Действующая налоговая система России  базировалась в основном на зарубежном опыте, так  как  во  время ее создания (в течение 1991 – 1992 годов) отечественного опыта налогообложения еще не было накоплено [17, с. 53].

Информация о работе Налоговая политика