Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:17, реферат

Описание работы

Налоговая политика - инструмент реализации экономической политики страны, и только учет системы приоритетов, перспективы обеспечат налоговым реформам успех.
По общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей российская налоговая система соответствует общераспространенным в рыночной экономике системам налогообложения юридических лиц и граждан.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

Ясно, что основным источником капитальных вложений в данном случае является нераспределенная прибыль прошлых лет. Но для получения льготы по налогу на прибыль это никакой роли не играет, лишь бы были соблюдены установленные законом условия:

1) капитальные вложения должны быть произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, при условии полного использования на эти цели суммы начисленного износа на последнюю отчетную дату; соблюдение этого требования обеспечивается тем, что для определения размера льготы фактическая сумма капитальных вложений, независимо от их источников, уменьшается на сумму износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату и отраженную на счете 02 "Износ основных средств";

2) налоговая .льгота (с учетом других льгот) не должна уменьшать фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50%.

Что касается состава прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то она включает:

- прибыль текущего периода, оставшуюся после уплаты налогов и других платежей в бюджет и приводимую в балансе предприятия по строке 480 "Нераспределенная прибыль отчетного года";

- нераспределенную прибыль прошлых лет, которая отражается по строке 470 баланса в соответствии с данными субсчета 88-2 "Нераспределенная прибыль";

- фонды накопления, учитываемые на субсчете 88-3 (строка 440 баланса), то есть часть нераспределенной прибыли, которая предназначена для финансового обеспечения производственного развития предприятия, а также других аналогичных мероприятий;

- фонд социальной сферы, учитываемые на субсчете 88-4 (строка 450 баланса), то есть часть нераспределенной прибыли, предназначенная для финансирования мероприятий по развитию социальной сферы.

При определении льготы по капитальным вложениям нужно иметь в виду, что их величина уменьшается на всю сумму начисленного износа основных фондов (не только производственных, но и непроизводственных). Иначе говоря, для целей налогообложения принимается сумма износа основных средств, отраженная в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 "Износ основных средств" в корреспонденции с дебетом счетов: а) по учету затрат на производство (счет 20 "Основное производство", а также 23,25,26,43, 44) - по основным производственным фондам:

б) 80 "Прибыли и убытки" - по основным средствам, сданным в аренду;

в) 08 "Капитальные вложения", 29 "Обслуживающие производства" и 81 "Использование прибыли" - по основным непроизводственным фондам а также по основным фондам, используемым в капитальном строительстве, то есть в обоих случаях речь идет об основных средствах, не используемых в процессе производства промышленной продукции.

Обращаем внимание на то обстоятельство, что принимаемая в расчет данной льготы сумма износа отличается от включаемой в себестоимость продукции (там берется только износ основных производственных фондов).

Некоторой спецификой при применении рассматриваемой льготы отличается определение суммы затрат (капитальных вложений) на приобретение автотранспортных средств.

Приобретая, например, грузовой автомобиль, предприятие оплачивает его стоимость, допустим, 30 млн. руб. Эта сумма (как затраты по приобретению машин и оборудования, не требующего монтажа) отражается по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08 "Капитальные вложения". Но одновременно предприятие платит налог на приобретение автотранспортных средств (по грузовым автомобилям он составляет 20% продажной цены без НДС и акциза), допустим, 6 млн.руб. В соответствии с письмом ГНС РФ от 21.09.94 г. "О порядке уплаты налога на приобретение автотранспортных средств" начисление суммы указанного налога отражается по кредиту счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" в корреспонденции с дебетом счета 08 "Капитальные вложения" и списываются в дальнейшем на себестоимость продукции через износ (амортизацию) основных средств.

Таким образом, указанный налог при зачислении грузового автомобиля в состав основных средств с отражением этой операции по дебету счет 01 "Основные средства" и кредиту счета 08 "Капитальные вложения" учитывается наравне с ценой приобретения автомобиля и вместе с ней подлежит льготированию как затраты на приобретение основных средств.

Облагаемая налогом прибыль уменьшается на суммы затрат предприятий на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений: здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Но при этом следует иметь в виду, что указанные затраты принимаются в расчет уменьшения облагаемой прибыли в пределах норм содержания указанных объектов, утвержденных местными органами государственной власти. Например, в Москве эти нормы в 1997 году (они периодически уточняются в связи с инфляцией) составляют:

 

Социально-

бытовой объект

     Единица

     измерения

Норма затрат на единицу (размеров минимальной оплаты труда) в год

Больницы

      койко-место

           200

Санатории

             « - »

           200

Поликлиники

один прикрепленный

             12

Лагери отдыха для детей

      один ребенок

             60

Жилой фонд

         кв. м

               4

Общежития

      койко-место

             18


 

              Эти нормативы, утвержденные местными органами государственной власти, могут быть едиными для всех предприятий данного города, района, могут быть дифференцированы для отдельных групп или категорий предприятий по отраслевому или иному признаку, но не могут быть индивидуальными ; для отдельных предприятий. Между тем в отдельных случаях местные органы устанавливают индивидуальные нормативы . предприятиям в зависимости от их финансового состояния. . В этом случае предприятие вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании соответствующего акта местной администрации недействительным как несоответствующим действующему законодательству и нарушающего права и законные интересы предприятия.

Затраты предприятий при долевом участии в содержании соответствующих объектов (например, совместно финансируемый двумя-тремя предприятиями лагерь отдыха для детей) принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.

Фактические затраты предприятий могут быть больше рассчитанных по установленным нормам, но облагаемая налогом  прибыль будет уменьшена на сумму затрат в пределах установленных норм.

Если нормативы затрат на содержание социально-бытовых объектов не утверждены местными органами государственной власти, то принимается порядок определения расходов на содержание аналогичных объектов и учреждений, подведомственных указанным органам.

Например, завод "Металлист" затратил на содержание заводской поликлиники в первом квартале 1997 года 1150 млн. руб. при численности прикрепленных к поликлинике работников завода и членов их семей 4200 человек. Так как поликлиника находится в Москве, то квартальная норма затрат в расчете на одного прикрепленного составит:

                 12 : 4 = 83490 руб. X 3 = 250700 руб.

                 4200 чел. x 250470 руб. = 1051974 тыс. руб.

 

На эту сумму (а не на 1150 млн. руб.) будет уменьшена облагаемая налогом прибыль по отчету за квартал.

Однако следует иметь в виду, что расходы предприятий, связанные с оплатой коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению принадлежащих им жилых домов и общежитий (целевые расходы), покрываются за счет платы (целевых сборов), взимаемой с пользователей этих услуг (жильцов), и к расходам на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы не относятся. Это положение определено "Рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости жилищно-коммунальных услуг и порядку формирования результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденными приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 20 января 1993 г. N 3.

Облагаемая налогом прибыль уменьшается на суммы, направленные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10 процентов в общей сложности от суммы налогооблагаемой прибыли.

Облагаемая налогом прибыль уменьшается на сумму взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке.

Облагаемая налогом прибыль уменьшается также на сумму средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам - но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более пяти процентов облагаемой налогом прибыли. При этом общая сумма указанных взносов не может превышать пяти процентов облагаемой налогом прибыли.

Имеется в виду, что затраты предприятий на различные благотворительные цели могут быть и больше указанных пяти процентов. Эти затраты производятся из чистой прибыли предприятия, которую они используют по своему усмотрению. Но облагаемая налогом прибыль не может быть уменьшена на большую сумму взносов на благотворительные цели, чем указанная в законе - до пяти процентов облагаемой налогом прибыли. Если, например, облагаемая налогом прибыль предприятия в первом квартале 1997 года составила 1860 млн. руб. (до вычета льгот), а общая сумма взносов на благотворительные цели составила 111,6 млн. руб., то облагаемая налогом прибыль уменьшается только на 93 млн. руб. (1860Х 5%).

Следует иметь в виду, что предприятия, учреждения и организации, получившие средства в порядке благотворительности, обязаны использовать их по назначению, то есть на цели осуществления уставной деятельности. Если это, например, дом детского творчества, то полученные им в качестве благотворительности средства могут быть использованы только на развитие детского творчества. Поэтому предприятия, учреждения и организации, получившие средства в порядке благотворительной помощи, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходования. Отчет представляется в срок, установленный для сдачи годового бухгалтерского отчета. В случае использования полученных средств не по назначению сумма этих средств в установленном порядке взыскивается в доход федерального бюджета.

Несмотря на кажущуюся простоту этой льготы, на практике ее применение вызывает немало вопросов. Например, на средства, предоставленные промышленным предприятием школе, приобретены компьютеры, лингафонная аппаратура. Нет сомнения, что средства в данном случае использованы по назначений. В то же время есть случаи, когда полученные в порядке благотворительной помощи средства израсходованы на приобретение легкового автомобиля для директора школы; считать эти средства израсходованными по назначению нельзя и они должны быть взысканы в доход федерального бюджета.

Сложным является вопрос о форме благотворительного взноса - должна ли она быть обязательно денежной или может быть натуральной? К сожалению, содержащиеся по данному вопросу формулировки как в Законе "О налоге на прибыль предприятий и организаций", так и в инструкции ГНС РФ от ^0 августа 1995 года № 37 позволяют утверждать, что благотворительные взносы производятся только в денежной форме. Это определяется содержащейся в нормативных документах формулировкой, в соответствии с которой учреждения и организации, получившие благотворительную помощь, "представляют аналоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании". Ясно, что эти суммы не могут быть выражены в иной форме, кроме денежной.

Это заметно сужает границы благотворительной помощи, которую предприятия могли бы оказывать школам, больницам, спортивным клубам и т.д., особенно в современных условиях, когда трудности сбыта многих видов продукции сочетаются с неплатежами. Мебельная фабрика могла бы безвозмездно предоставить школе мебель, но, увы, сделать этого нельзя: в случае передачи кому бы то ни было своей продукции безвозмездно она в целях налогообложения оценивается по средним ценам реализации такой же или аналогичной продукции, и соответственно увеличивается валовая и налогооблагаемая прибыль. Швейная фабрика могла бы безвозмездно передать комплекты спортивной формы для школы или спортивного клуба, но сделать этого нельзя по той же причине, это не будет считаться благотворительным взносом и приведет не к уменьшению, а наоборот, увеличению налогооблагаемой прибыли. По нашему мнению, это не достоинство, а просчет нашего налогового законодательства.

Направление предприятием средств на благотворительные цели, их получение и использование той или иной организацией должны быть документально оформлены таким образом, чтобы было ясно, что речь идет о взносах именно на благотворительные цели. Вместо этого иногда пишут в документах об оказании безвозмездной финансовой помощи школе или детскому саду или о безвозмездном предоставлении денежных средств и т.п. Такое вольное обращение с записями в платежных поручениях, с оформлением документов может привести к недоразумениям и потерям для обеих сторон, как для предоставляющей помощь, так и получающей ее.

Информация о работе Налоговая политика государства