Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:17, реферат
Налоговая политика - инструмент реализации экономической политики страны, и только учет системы приоритетов, перспективы обеспечат налоговым реформам успех.
По общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей российская налоговая система соответствует общераспространенным в рыночной экономике системам налогообложения юридических лиц и граждан.
В соответствии с законом от 14 июня 1995 года к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, отвечающие установленным критериям не только по численности работников, но и по принадлежности уставного капитала разным собственникам. При этом принимается во внимание структура уставного капитала по принадлежности разным собственникам и численность работников в следующем порядке: а) по структуре уставного капитала
- доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов;
- доля юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, (одного или нескольких) не превышает 25 процентов.
Коммерческая организация, в уставном капитале которой доля указанных участников превышает 25 процентов, не относится в целях налогообложения к малым предприятиям, даже если она отвечает установленному критерию по численности работников;
б) по численности работников - средняя численность не должна превышать установленных предельных уровней, дифференцированных по отраслям и видам деятельности в следующем порядке:
- в промышленности и строительстве - 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 чел.;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к тому виду деятельности, доля которой является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли; обращаем внимание на то обстоятельство, что ранее многопрофильные предприятия относились к соответствующей отрасли только по наибольшему удельному весу выручки каждого вида деятельности в общей сумме выручки.
Пример
Предприятие со среднесписочной численностью работников 96 человек осуществляет три вида деятельности :
- в производстве промышленной продукции занято 45 человек, прибыль от реализации промышленной продукции составила за отчетный период 1,2 млрд. руб.;
- розничную торговлю осуществляет подразделение с численностью работников 28 человек, прибыль от торговой деятельности составила за отчетный период 0,6 млрд. руб.;
- прибыль от оказания услуг населению и осуществления ремонтно-строительных работ составила 0,7 млрд. руб., а численность занятых этими видами деятельности - 23 человека. Таким образом, общая сумма прибыли составила:
1,2+0,6+0,7 = 2,5 млрд. руб.,
в т.ч. от промышленной деятельности - 48% (1,2: 2,5),
от торговой - 2% (0,6 : 2,5), от прочих видов деятельности - 28% (0,7 : 2,5).
По преобладающему виду деятельности (в структуре прибыли) предприятие относится к промышленности. Следовательно, при прочих равных условиях (доля государственной собственности в уставном капитале не более 25%) предприятие в целях налогообложения признается малым (численность работников - менее 100 человек) и вправе пользоваться льготами по налогу на прибыль, установленными для малых предприятий.
Средняя за отчетный период численность работников предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также с учетом занятых в филиалах и других обособленных подразделениях предприятия.
В случае превышения малым предприятием установленной законом предельной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на следующие три месяца.
Следует также иметь в виду, что не относятся к малым предприятия, в уставном капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, превышает 25 процентов.
В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие следующие виды деятельности;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных товаров;
- производство товаров народного потребления;
- производство строительных материалов:
- производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы). Эта льгота предоставляется малым предприятиям при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Обращаем внимание на то, что предоставление малым предприятиям льготы по налогу прибыль в форме освобождения от налога в первые годы работы, увязано с удельным весом отдельных видов деятельности не в полученной прибыли, а в выручке от реализации.
Невнимание к этому обстоятельству иногда приводит к недоразумениям. Так, предприятие электротехнической промышленности наряду с изделиями основной номенклатуры для электростанций (электрощитки) в сумме 1200 млн. руб. получило также выручку от реализации товаров народного потребления (электроутюгов и др.) в сумме 870 млн. руб.: прибыль от реализации указанных видов продукции составила соответственно 110 млн. руб. и 360 млн. руб. Имеет ли предприятие право на льготу по налогу на прибыль, если оно является малым (среднесписочная численность работников - 85 человек)-и работает второй год с момента регистрации? Если бы при определении льготы принимался в расчет состав прибыли, то предприятие имело бы на нее право, так как прибыль от производства товаров народного потребления составила 76,6% общей суммы прибыли (1 10 + 360 = 470 млн. руб.; 360 : 470 = 0,766). Но, увы, критерием предоставления рассматриваемой льготы является состав выручки от реализации продукции, а не прибыли. Между тем в общей сумме выручки от реализации продукции - 1970 млн. руб. доля выручки от реализации товаров народного потребления составляет всего 44% (870 : 1970 = 0,44), вместо требуемых по инструкции 70%. Следовательно, права на льготу данное предприятие не имеет.
Бывают, хотя и очень редко, случаи, когда в ходе проверки, проводимой специалистами налоговых служб, выясняется, что предприятие имело право на льготу по прибыли, хотя не воспользовалось ею. Так, малое предприятие, работающее второй год и специализирующееся на выпуске средств диагностики (изделия медицинского назначения), имело по итогам за 1995 год выручку от реализации продукции 780 млн. руб. и прибыль 159 млн. руб.; кроме того, предприятие имело доход от хранения денежных средств на депозитном счете в банке в размере 350 млн. руб. Предприятие сочло, что оно не имеет прав на льготу, так как доля выручки от реализации изделий медицинского назначения в общей сумме выручки менее 70% (780 + 350 = 1130 млн. руб.,780 : 1130 = 0,69).
Но дело в том, что такой подход ошибочен. Проценты по депозитным вкладам выручкой от реализации не являются, они должны учитываться у предприятия на счете 80 "Прибыли и убытки" как прибыль от внереализационных операций. Следовательно, вся выручка от реализации продукции предприятия - не 70%, а все 100% относятся к тому виду деятельности, который является основанием для получения льготы (выручка от производства и реализации изделий медицинского назначения).
Обращаем внимание также на то, что налоговые службы строго придерживаются установленных количественных критериев, дающих право на получение льготы. Так, одно из малых предприятий наряду с производством приборов для химической промышленности изготовляет также изделия медицинского назначения. При общем объеме выручки от реализации продукции, составившей по документальным отчетным данным 4500 млн. руб. за квартал, выручка от реализации продукции медицинского назначения составила 3150 млн. руб., или 70% общей выручки (3150 : 4500 = 0,7). Предприятие воспользовалось льготой, считая, что имеет на нее право.
Однако налоговая инспекция установила, что в отчетном квартале предприятие не имело права воспользоваться льготой по налогу на прибыль, так как по закону она предоставляется лишь при условии, что выручка от определенных видов деятельности (в данном случае - от производства изделий медицинского назначения) превышает 70%. Здесь же она этого уровня не превышала.
Рассматриваемая льгота предоставляется только вновь созданным малым предприятиям, а образованные на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений права на нее не имеют. Это следует иметь в виду акционерным обществам, которые в соответствии с законом "Об акционерных обществах" (ст. 19) создают несколько дочерних обществ путем выделения из общества в расчете на льготное налогообложение.
Но выделение общества - это один из вариантов его реорганизации и созданные в результате малые предприятия рассматриваемой льготой не пользуются.
Предоставление малым предприятиям рассматриваемой льготы предполагает также, что они будут работать в течение длительного времени не менее 5 лет. При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих' отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет. Эта норма закона направлена против малых предприятий, которые в течение одного-двух лет пользуются рассматриваемой льготой, затем самоликвидируются с тем, чтобы начать ту же деятельность на новом месте и опять избежать налога на прибыль. Причем до 1 января 1996 года такие предприятия меньше рисковали, чем сейчас: если их "самодеятельность" была обнаружена, то они должны были внести в бюджет всю сумму налога за весь период деятельности. С 1 января 1996 года эта норма закона ужесточена, теперь придется внести в бюджет сумму налога на прибыль, увеличенную на ставку рефинансирования Центрального банка. Сейчас эта ставка составляет 42% , это значит, что при выявлении подобных случаев придется уплатить не только всю сумму налога, но и внести дополнительный платеж, соответствующий 42% от суммы налога.
Ранее действовавшая льгота малым предприятиям, в соответствии с которой из их налогооблагаемой прибыли исключалась прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, с 1 января 1996 года отменена. Правда, она в значительной мере перекрывается общей для всех предприятий сферы ro производства льготой по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения, поскольку затраты на строительство, реконструкцию, обновление основных производственных фондов и т.п. относятся к капитальным вложениям производственного назначения.
Помимо указанной выше льготы по полному или частичному освобождению от налога на прибыль малых предприятий, осуществляющих определенные в законе виды деятельности, дополнительные льготы мелким предприятиям предоставлены Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года. В соответствии с этим законом начиная с 1996 года наряду с общепринятой системой налогообложения действует упрощенная система налогообложения малых предприятий. Право выбора одной из двух систем налогообложения принадлежит субъектам малого предпринимательства, они сами добровольно решают, какой системой пользоваться: общепринятой для всех предприятий или упрощенной, разрешенной только малым предприятиям. Естественно, выбор производится на основе расчета, предприятие выбирает систему, позволяющую платить меньше, уменьшить тяжесть налогового бремени, а также резко упростить систему учета и отчетности.
Сущность упрощенной системы налогообложения состоит в том, что вместо совокупности установленных законодательством (федеральных, региональных и местных налогов и сборов малое предприятие становится плательщиком единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Они не платят налог на прибыль, налог на имущество предприятий, на пользователей автомобильных дорог и многие другие, но наряду с единым налогом они остаются плательщиками: таможенных платежей; государственных пошлин;
налога на приобретение автотранспортных средств; лицензионных сборов;
отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Право перехода к упрощенной системе налогообложения имеют не все малые предприятия, а лишь те из них, у которых численность работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) не превышает 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. В предельную численность по закону включается также численность занятых в филиалах и подразделениях предприятия, хотя мало вероятно, чтобы у предприятия с численностью работающих до 15 человек были филиалы или подразделения.