Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:17, реферат

Описание работы

Налоговая политика - инструмент реализации экономической политики страны, и только учет системы приоритетов, перспективы обеспечат налоговым реформам успех.
По общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей российская налоговая система соответствует общераспространенным в рыночной экономике системам налогообложения юридических лиц и граждан.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

Упрощенной системой налогообложения не могут пользоваться предприятия, занятные производством подакцизных товаров (винно-водочных изделий и др.), а также созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий. Не распространяется упрощенная система налогообложения на кредитные, страховые организации, инвестиционные фонды, на профессиональных участников рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых установлен особый порядок учета и отчетности.

Но численность работающих - не единственный критерий отнесения того или иного предприятия к субъектам малого предпринимательства. Установлен и второй критерий - совокупный размер валовой выручки за год, предшествующий кварталу, в котором было подано заявление на право применения упрощенной системы налогообложения: совокупный размер валовой, выручки не должен превышать стотысячекратного минимального размера месячной оплаты труда. Если, например, заявление подано в первом квартале 1997 года, то валовая выручка не должна превышать 8349 млн. руб. за весь 1996 год (83490 руб. х 100000).

Минимальный размер оплаты труда берется по состоянию на первый день квартала, в котором предприятие подало заявление о желании перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Если заявление подано, например, в первом квартале, то принимается минимальный размер заработной платы, который был установлен законодательством РФ на 1 января: если заявление подано, например, 25 мая, то принимается минимальный размер оплаты труда на 1 апреля и т.д.

У вновь созданных предприятий, естественно, в предыдущие 12 месяцев никакой валовой выручки не было, поэтому предприятие, подавшее соответствующее заявление, становится субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация.

   При упрощенной системе налогообложения объектом обложения единым налогом может быть либо совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), либо валовая 1 выручка от реализации продукции, полученная за этот период. Но право выбора одного из двух возможных объектов налогообложения принадлежит не предприятию, а органу государственной власти субъекта РФ - края, области и т.п.  Для определения совокупного дохода из валовой выручки вычитаются:

- стоимость использованных в процессе производства сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива;

- эксплуатационные расходы;

- затраты на текущий ремонт;

- затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности;

- затраты на аренду транспортных средств;

- расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта, в марте 1997 года это составляло 45 процентов), на оплату оказанных услуг;

- налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам материальных ресурсов и др.;

- налог на приобретение автотранспортных средств, отчисления в государственные внебюджетные фонды, уплаченные таможенные платежи, государственные пошлины и лицензионные сборы.

Как видно из приведенного перечня затрат, исключаемых из валовой выручки для определения совокупного дохода, он по составу и величине существенно отличается от валового дохода, исчисляемого по общепринятой методике (сумма выручки за вычетом материальных затрат на производство и реализацию продукции), так как вычитаются не только материальные затраты, но и проценты за кредит, налоги, плательщиком которых остается субъект малого предпринимательства, и др. расходы. Но все же основным содержанием совокупного дохода является сумма оплаты труда и прибыли. Что же касается валовой выручки, то она представляет собой сумму выручки от реализации продукции, работ и услуг, отражаемой на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", а также от реализации основных средств и прочего имущества, отражаемой на счетах 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов", и внереализационных доходов (счет 80 "Прибыли и убытки"). Таким образом, понятие "валовой выручки", применяемое при налогообложении указанных в законе от 29 декабря 1995 года субъектов малого предпринимательства, шире, чем обычно применяемое понятие выручки от реализации продукции, работ и услуг.

Ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности установлены следующие:

1) при налоге на совокупный доход

- 10 процентов в федеральный бюджет;

- до 20 процентов в бюджет субъекта РФ и местный бюджет (в целом - до 30%); 2) при налоге на валовую выручку

- 3,33 процента в федеральный бюджет;

- до 6,67 процента суммы валовой выручки в бюджет субъекта РФ и местный бюджет (в целом - до 10 процентов суммы валовой выручки).

Естественно, что валовая выручка служит объектом налогообложения, а источником налогового платежа является прибыль малого предприятия; в отдельные периоды может оказаться недостаточно прибыли для внесения налогового платежа, в этом случае у предприятия возникает задолженность по платежам в бюджет со всеми вытекающими последствиями.

Конкретные ставки единого налога устанавливаются субъектами РФ, они определяют также пропорцию распределения налоговых платежей между бюджетом субъекта РФ (республики, края, области и др.) и местным бюджетом. Они могут предоставлять льготы по уплате единого налога отдельным категориям плательщиков (но не отдельным плательщикам) в пределах суммы налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.

Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут вместо указанных выше объектов и ставок единого налога вводить расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям, учитывать их отраслевые особенности (разные группы предприятий бытового обслуживания, торговли, ремонтные и иные мастерские и др.). Но при этом суммы единого налога, подлежащие уплате предприятиями и организациями, не могут быть ниже определенных расчетным путем, а распределение налога между бюджетами всех уровней должно соответствовать установленному законом (один к двум, то есть одна треть - в федеральный бюджет, две трети - в бюджет субъекта РФ и местный бюджет).

Официальным документом, удостоверяющим право применения предприятием упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый налоговыми органами по месту постановки на учет сроком на один год. Стоимость патента определяется субъектами РФ и может быть дифференцирована по видам деятельности.

Оплата патента производится не сверх сумм единого налога, а засчитывается предприятию в счет обязательства по уплате единого налога.

Суммы, полученные от оплаты предприятиями патентов, распределяются между бюджетами так же, как и единый налог (один к двум).

Предприятие, желающее перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и, естественно, отвечающее установленным критериям, должно подать соответствующее письменное заявление в свою налоговую инспекцию не позднее чем замесяц до начала очередного квартала. Ему будет выдан патент при условии, что:

- общее число работников не превысит 15;

- нет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период:

- своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Если предприятие получило (приобрело) патент, то упрощенная система налогообложения распространяется на его филиалы и подразделения, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками; они должны в свои налоговые инспекции предоставлять нотариально заверенные копии патентов, полученных предприятиями, не позднее чем за 15 дней до начала очередного квартала. Хотя, повторяем, наличие у предприятия, имеющего всего 15 работников, отдельно расположенных филиалов и подразделений маловероятно, во всяком случае, их очень мало.

При упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности предприятие ведет "Книгу учета доходов и расходов" по форме, устанавливаемой Министерством финансов РФ. При получении патента на первой странице книги проставляется регистрационный номер и дата выдачи патента. По истечении срока действия патента по заявлению предприятия ему выдается новый патент на очередной год с регистрацией новой "Книги учета доходов и расходов".

По итогам хозяйственной деятельности за квартал пред-приятие-представляет в налоговую инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом ранее оплаченной стоимости патента, а также выписку из "Книги учета доходов и расходов" с указанием совокупного дохода и валовой выручки (в зависимости от принятого объекта налогообложения), полученных за отчетный период.

Если в течение года будет превышена предельная численность работников (15 человек), то предприятие с начала следующего квартала переходит на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности.

В промышленности предприятий с численностью работающих до 15 человек относительно немного, но их очень много в торговле, в отраслях бытового обслуживания населения и др. Как правило, переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности им выгоден, хотя по каждому конкретному предприятию такой вывод моует быть сделан только на основе расчета и сравнения сумм налога по общепринятой и по упрощенной системе. Схематично последняя может быть представлена следующим образом.

 

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

 

         Критерии   субъектов

                   малого

         предпринимательства

                      Объекты упрощенного

             налогообложения и ставки единого

                                    налога            

Показатель

  Величина

  показателя

Показатель

        Ставки единого налога, %

     

  в федеральный  

   бюджет

   в бюджет субъекта

   РФ и местный

    бюджет

Численность работников

    До  15

  человек

Совокупный

   доход

             10

             До 20

Валовая выручка за предшествующий год

До 100000 минимальных размеров оплаты

Валовая выручка

 

             3,3

 

            До 6,67


 

Объект упрощенного налогообложения определяется органом государственной власти субъекта РФ, что же касается позиции предприятий по данному вопросу, то она должна определяться структурой валовой выручки.

При высоком удельном весе материальных затрат предприятиям выгоднее принять совокупный доход в качестве объекта налогообложения. Если же доля материальных затрат невелика, то выгоднее в качестве объекта налогообложения принять валовую выручку.

   Льготой для малых предприятий, кроме рассмотренных выше, можно считать также положение закона от 14 июня 1995 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации", по которому в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Льготой для малых предприятий является и предоставленная им возможность применения ускоренной амортизации, о чем сказано в подразделе 3.2.5. "Амортизация основных  фондов”.

 

3.3. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

 

Федеральным законом "О внесений изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 10 января 1997 года уточнен перечень предприятий и видов деятельности, полностью освобожденных от налога на прибыль. В этом отношении п.4.7 инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 года "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" требует существенной корректировки.

Не облагается налогом прибыль религиозных объединений, предприятий, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также иная прибыль указанных предприятий и хозяйственных обществ в части, используемой на осуществление этими объединениями религиозной деятельности. Эта льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Не облагается налогом прибыль общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности предприятий, учреждений и организаций, а также хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов. Эта льгота, как и представляемая религиозным организациям, не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

Не облагается налогом прибыль специализированных протезно-ортопедических предприятий, а также полученная от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; перечень таких технических средств приведен в приложении к инструкции ГСП РФ №37 от 10 августа 1995 года. Не облагается налогом также прибыль, полученная от производства продукции традиционных народных промыслов, а также народных художественных промыслов.

Информация о работе Налоговая политика государства