Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:17, реферат

Описание работы

Налоговая политика - инструмент реализации экономической политики страны, и только учет системы приоритетов, перспективы обеспечат налоговым реформам успех.
По общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей российская налоговая система соответствует общераспространенным в рыночной экономике системам налогообложения юридических лиц и граждан.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

Предприятие, предоставляющее помощь, может оказаться в проигрыше, так как из-за небрежной формулировки может потерять право на льготу - уменьшение облагаемой прибыли на сумму благотворительных взносов (в размере до 3% или 5% налогооблагаемой прибыли). Учреждение, получившее средства из-за небрежной записи в документах, может непреднамеренно использовать их не по назначению, что грозит их изъятием в федеральный бюджет. Чтобы избежать этих неприятных последствий, надо всего лишь внимательно отнестись к оформлению документов, называя вещи своими именами, то есть так, как они названы в законе и инструкции, и были поняты всеми одинаково правильно.

 

Передача средств должна производиться на основе приказа или распоряжения руководителя предприятия, в котором должно быть четко указано, что средства предоставляются в качестве взноса на благотворительные цели. Копию приказа целесообразно передать организации, получающей средства, чтобы предупредить возможность их ошибочного использования не по назначению.

Для многих предприятий существенное значение имеет льгота по прибыли, направленной на погашение убытков. Хотя содержание п. 4.6 по данному вопросу инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 года по существу не отличается от текста ранее действовавшей инструкции, однако при пользовании этой льготой допускаются ошибки. По предприятиям, получившим в предшествующем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета за 1992 и последующие годы), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих 5 лет. Воспользоваться этой льготой можно при условии полного использования на указанные цели резервного и других аналогичных по назначению фондов предприятия, создание которых предусмотрено законодательством РФ; практически речь идет о резервном фонде, так как других аналогичных по содержанию фондов на наших предприятиях нет, да и резервные фонды имеют далеко не все. Правда, с выходом Закона "Об акционерных обществах" создание в них резервных фондов стало обязательным.

При определении данной льготы в расчет принимается полученный предприятием за год убыток только от реализации продукции (работ, услуг). Не учитывается при расчете данной льготы, в частности, убыток, возникший по причине необоснованного включения в себестоимость продукции затрат, повлекших сокрытие или занижение прибыли.

Не учитывается при определении рассматриваемой льготы также превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной. Казалось бы, в связи с. отменой с 1 января 1996 года налога с превышения нормируемых затрат на оплату труда об этом последнем обстоятельстве можно было бы уже не говорить. Но это не так. Ведь льгота предоставляется на погашение убытка предшествующего года в течение последующих 5 лет, значит, указанное ограничение по определению суммы льготы надо будет учитывать и в 1997 году, вплоть до 2000 года.

Еще одно существенное положение: сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождаемая от налогообложения, распределяется равными долями на последующие пять лет. Если, например, по отчету за 1996 год предприятием получен убыток в сумме 1200 млн. руб., то в 1997 году на его покрытие можно направить только 240 млн. руб. (1200:5 = 240 млн. руб.). Конечно, предприятию, имеющему миллиардный оборот, трудно понять, почему нельзя сразу покрыть всю сумму убытка, а нужно растягивать этот процесс на 5 лет. Но закон есть закон и его следует соблюдать.

В то же время было бы уместно прислушаться к голосу практиков и установить, что если убыток предшествующего года не превышает, например, 100 минимальных размеров оплаты труда, то при определении льготы предприятие может по своему усмотрению распределять его или не распределять на 5 лет.

Сказанное вовсе не означает, что в настоящее время предприятие обязано распределять сумму убытка на 5 лет. Такой обязанности у предприятия нет, оно может в следующем году полностью погасить убыток прошлого года, независимо от его размера, но льготой при налогообложении прибыли будет пользоваться только в размере пятой части от суммы убытка. Нельзя диктовать предприятию, как ему расходовать свою чистую прибыль, но можно, конечно, определять, какая часть этих расходов и в каком порядке учитывается при определении льготы по налогу на прибыль.

Если в приведенном выше примере предприятие направит в 1997 году на покрытие убытка прошлого года 1 200 млн. рублей, то облагаемая налогом прибыль уменьшается только на 240 млн. рублей.

При пользовании данной льготой следует иметь ввиду, что не учитываются в налоговом расчете такие убытки, полученные от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции для целей налогообложения (в настоящее время - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 661). Имеются в виду затраты, превышающие установленные нормативы расходов на рекламу, на представительские цели, на уплату процентов за кредиты банков сверх ставки рефинансирования Центрального банка РФ (увеличенной на три пункта) и т.п.

Облагаемая налогом прибыль уменьшается также на сумму затрат на пополнение страховых резервов по страхованию жизни работников в пределах процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью.

Все перечисленные выше льготы, как отмечалось, не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.

Допустим, что облагаемая налогом прибыль (без вычета льгот) составила в первом квартале 960 млн. руб. Затраты предприятия на приобретение машин и оборудования составили за квартал 240 млн. руб., расходы на содержание заводского общежития - 290 млн. руб., в том числе в пределах утвержденных местной администрацией норм - 260 млн. руб. Затраты на проведение опытно-конструкторских работ составили 120 млн. руб. На покрытие убытков прошлого года, составивших 80 млн. руб., направлено 16 млн. руб. Общая ставка налога на прибыль составила 35%. Какую сумму налога должно уплатить предприятие за данный квартал, если сумма начисленного с начала года износа основных производственных фондов составила 42 млн. рублей?

Для ответа на поставленный вопрос определим сначала фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот:

 

960 млн. руб. х 35% = 336 млн. руб.

 

Следовательно, исчисленная с учетом льгот сумма налога на прибыль не может быть меньше 168 млн. руб. (336 : 2).

Теперь определим общую сумму льгот, на которую имеет право предприятие:

по капитальным вложениям  

240 млн. руб. - 42 млн. руб. = 198 млн. руб.

     по расходам на содержание социально-бытовых объектов (заводского общежития)

                   260 млн. руб.

     по затратам на НИОКР         960 млн. руб. х 10% = 96 млн. рy6.

          (при фактически затраченной на эти цели сумме 120 млн. руб.)

     по затратам на покрытие убытков прошлого года

                     80 млн. руб. : 5 = 16 млн. руб.,

        что соответствует фактической сумме затрат на эти цели

        ИТОГО: 198 +260 +96+ 16 = 570 млн. руб.

Облагаемая налогом прибыль с учетом льгот составила бы 390 млн. руб. (960-570), а сумма налога на прибыль - 136,5 млн. руб. (390 х 35%). Однако с учетом установленного ограничения она не может быть меньше 168 млн. руб. Эта сумма (168 млн. руб.)подлежит внесению в бюджет.

Ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 процентов. При определении права на получение данной льготы в среднесписочную численность не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 31 декабря 1995 года № 227-ФЗ отменена льгота в части дивидендов, направляемых физическими лицами на развитие производства. В 1995 году дивиденды, выплачиваемые предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, расширение производства и т.п., у начислившего их предприятия исключались из облагаемой налогом прибыли. С 1 января 1996 года этой льготы нет.

 

Рассматриваемая льгота отменена только для предприятий - юридических лиц. Что касается физических лиц, то если они инвестируют полученные ими дивиденды на техническое перевооружение предприятий, их реконструкцию, расширение, пополнение оборотных средств, строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры и т.п., то они подоходным налогом не облагаются (Закон РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц", ст.3, п.10).

Если предприятие осуществляет несколько разных видов деятельности, по которым установлены различные ставки налога на прибыль, то льготы, уменьшающие облагаемую налогом прибыль, также необходимо распределить по указанным видам деятельности. Это распределение производится пропорционально выручке, полученной отдельно по каждому виду деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Пример

Химкомбинат направил за счет чистой прибыли в первом квартале 1997 года 136 млн. рублей на содержание общежития и профилактория; по нормам, установленным местными органами власти, затраты на содержание этих объектов могли составить 120 млн. рублей. Следовательно, именно на эту сумму уменьшается облагаемая налогом прибыль.

Валовая прибыль комбината составила в первом квартале 2 640 млн. рублей, в том числе от реализации промышленной продукции - 2 100 млн. рублей и от выполнения посреднических операций - 540 млн. рублей.

Общая сумма выручки комбината за первый квартал составила 8 000 млн. рублей, в том числе от реализации продукции - 7 280 млн. рублей и от выполнения посреднических услуг - 720 млн. рублей.

Ставка налога на прибыль от основной деятельности составляет 35%, а от посреднической деятельности - 43%.

Так как ставки налога на прибыль по видам деятельности различаются, то в налоговую инспекцию должны быть представлены два расчета налога от фактической прибыли (по каждому виду деятельности отдельно). При этом льгота по затратам химкомбината на содержание жилищного фонда и объекта здравоохранения (профилактория) распределяется между двумя указанными видами деятельности пропорционально доле каждого из них в общей сумме выручки:

а) доля выручки от реализации продукции

 7280 х 100  =91%

      8000

    6) доля выручки от выполнения посреднических операций

         728 х 100 =9%

      8000

    в) часть льготы, приходящаяся на прибыль от основной деятельности комбината,

       120 млн. рублей х 91% = 109 200 тыс. рублей;

    г) часть льготы, приходящаяся на прибыль от выполнения посреднических операций, 

        120 млн. рублей х 9% = 10 800 тыс. рублей;

     д) налог на прибыль от основной деятельности комбината

        2100,0 млн. рублей - 109,2 млн. рублей = 1990,8 млн. рублей;

        1990,8 млн. рублей х 35% = 696 780 тыс. рублей;                             

     е) налог на прибыль от выполнения посреднических операций 

        540,0 млн. рублей - 10,8 млн. рублей = 529,2 млн. рублей;

        529,2 млн. рублей х 43% = 227 556 тыс. рублей.

Общая сумма налога на прибыль химкомбината (при отсутствии других льгот) составит 696 780 тыс. руб. + 227 556 тыс. руб. = 924 336 тыс. руб.

В учете эта операция отражается проводкой (по начислению налога)

 

    Дт     81

    Кт     68

«Использование прибыли»

«Расчеты с бюджетом»

   924 336 тыс. рублей


 

             А при перечислении сумма начисленного налога в бюджет

 

    Дт     68

    Кт     51

«Расчеты с бюджетом»

«Расчетный счет»

   924 336 тыс. рублей


 

При расчете льгот по налогу на прибыль возможны случаи как завышения, так и занижения налога на прибыль. Однако неправильное начисление льгот по налогу на прибыль нельзя рассматривать как сокрытие (занижение) прибыли с применением соответствующих штрафных санкций. Расчет льгот легко поддается проверке и исправлению. В этом случае уточняется только расчет налога на прибыль и взыскивается в бюджет причитающаяся сумма налога.

Однако если налогоплательщик завысил сумму льгот и в результате занизил сумму налога на прибыль, то это обстоятельство не классифицируется как сокрытие прибыли, но так как уточненная сумма налога не была своевременно внесена в бюджет, то на сумму уточнения начисляются пени за просрочку уплаты налога. Если сумма льгот была завышена, например, на 60 млн. рублей и на эту же сумму была занижена облагаемая налогом прибыль, то при ставке 35% сумма налога, подлежавшего уплате, увеличивается на 21 млн. рублей и если уточнение произведено через 20 дней после наступления срока платежа, то пени составят:

                   21 млн. рублей х 0,3 процента х 20 дней = 1260 тыс. рублей.

 

При рассмотрении льгот предприятиям малого бизнеса следует иметь в виду изменения в системе налогообложения малых предприятий в соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года и Федеральным Законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 года. Хотя в наименовании обоих законов речь идет о малом предпринимательстве, но при этом имеются в виду разные субъекты малого предпринимательства.

Информация о работе Налоговая политика государства