Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:17, реферат

Описание работы

Налоговая политика - инструмент реализации экономической политики страны, и только учет системы приоритетов, перспективы обеспечат налоговым реформам успех.
По общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей российская налоговая система соответствует общераспространенным в рыночной экономике системам налогообложения юридических лиц и граждан.

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 312.00 Кб (Скачать)

С 21 января 1997 года изменился порядок учета при налогообложении курсовых разниц, образующихся при изменении курса рубля к доллару США и другим иностранным валютам. Теперь валовая прибыль больше не корректируется на суммы курсовых разниц, то есть положительные курсовые разницы увеличивают, а отрицательные - уменьшают как валовую, так и налогооблагаемую прибыль.

На тех же основаниях, что и дивиденды по акциям, из валовой прибыли исключаются доходы, полученные предприятием от долевого участия в деятельности других предприятий (кроме доходов, подученных за пределами Российской Федерации). Эти доходы облагаются налогом в таком же порядке, каком и дивиденды по акциям:

- ставка налога установлена в размере 15 процентов (а с указанных доходов банков - 18 процентов);

- налог взимается у источника доходов и зачисляется в доход федерального бюджета.

Расчеты налогов с указанных доходов представляются налоговым органам в произвольной форме в сроки, установленные для представления бухгалтерских отчетов и балансов. Ответственность за правильность перечисления в бюджет этих налогов несет предприятие, выплачивающее доход (дивиденды, доходы от долевого участия). Из валовой прибыли исключается также прибыль от посреднических операций и сделок, от страховой деятельности, от осуществления отдельных банковских операций, но только в том случае, если ставка налога п(,> этим видам деятельности, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, отличается от ставки налога на прибыль по другим видам деятельности. Дело в том, что ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в Федеральный бюджет, по всем видам деятельности одинакова -13 %, а в частности, зачисляемой  в бюджеты субъектов РФ, последними могут  быть установлены различные ставки по каждому из перечисленных  видов деятельности, но не свыше 30 %.

Если предприятие осуществляет различные виды деятельности, по которым установлены разные ставки налога на прибыль, то оно должно соблюдать два обязательных требования:

общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально удельному весу выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки; к рассматриваемым расходам относятся, в частности, административно-управленческие расходы, расходы на содержание и ремонт помещений, включая затраты на отопление и освещение, и др.; порядок распределения показан ниже (при рассмотрении льгот на прибыль).

         При определении налогооблагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается также на суммы доходов от различных видов видеодеятельности: видеосалонов, видеопоказа, прокат и размножение видео- и аудиокассет и др. Доход от оказания такого рода услуг определяется в виде разницы между выручкой от реализации и связанными с оказанием этих услуг материальными затратами. Сумма этого дохода указывается в строке 2-г «Расчета налога от фактической прибыли». Исключение этих доходов из валовой прибыли объясняется тем, что они облагаются по более высокой ставке - 70 %, по отдельному расчету.

         Валовая прибыль уменьшается также на сумму прибыли от реализации произведенной  сельскохозяйственной или охотохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства, за исключением прибыли сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательным (представительным) органом субъекта РФ (области, края и т.д.).

       Если же предприятие производит сельскохозяйственную продукцию (зерно, молоко и т.п.), само его перерабатывает (из зерна получает муку, крупы и др.), но  продукт переработки не реализует, а использует для производства каких-либо продуктов, то получается, что в конечном счете оно уже перерабатывает не сельскохозяйственное сырье, а произведенную из него промышленную продукцию. В этом случае прибыль от производства и реализации полученного промышленного продукта облагается налогом, но предварительно она уменьшается на сумму расчетной прибыли от производства сельскохозяйственной продукции и переработки сельскохозяйственного сырья. Эта расчетная прибыль определяется исходя из удельного веса затрат на производство и переработку сельскохозяйственного сырья в общих затратах на производство готовой промышленной продукции.

Пример

                                                       РАСЧЕТ

          уменьшения налогооблагаемой прибыли предприятия на сумму прибыли,

          полученной от производства и переработки сельскохозяйственного сырья 

 

   1

Количество зерна, переданного в переработку (помол) на муку, т

  100

   2

Затраты на производство зерна, переданного в переработку на муку, млн. Руб.

    87

   3

Затраты на производство муки из зерна, переданного в переработку (без стоимости зерна), млн. Руб.

     5

   4

  Итого затрат на производство и переработку зерна, млн. Руб.

     92

   5

  Затраты на производство хлебобулочных изделий, млн. Руб.

     10

   6

  Всего затрат на  производство готовой продукции, млн. Руб.

    102

   7

  Удельный вес затрат на производство и переработку зерна в общей сумме затрат на производство готовой продукции, %

     90

   8

  Выручка от реализации хлебобулочных изделий, млн. руб.

    270

   9

Прибыль от производства и реализации готовых изделий, млн. руб.

     60

   10

Расчетная прибыль от производства зерна и его переработки,

  млн. руб.

     54

   11

  Прибыль, подлежащая обложению налогом

      6


 

 

      В последнее время большое распространение получила передача сельскохозяйственного сырья в  переработку промышленным предприятиям на давальческих началах. В частности, сельскохозяйственные предприятия, выращивающие сахарную свеклу, нередко передают ее в переработку сахарным заводам на давальческих началах. В этом случае прибыль, полученная от реализации промышленной продукции (например, сахара), уменьшается в целях налогообложения на сумму расчетной прибыли, определяемой исходя из удельного веса затрат на производство сельскохозяйственной продукции в общих затратах на производство промышленной продукции, то есть в нашем примере, удельного веса затрат на производство сахарной свеклы в общих затратах на производство сахара.

 

Пример    

                                                                РАСЧЕТ

                уменьшения налогооблагаемой прибыли предприятия на сумму прибыли

               от реализации сельхозпродукции, переработанной на давальческих началах

  1

Количество сахарной свеклы, переданной для переработки на давальческих началах, т

      100

  2

  Затраты на производство сахарной свеклы , переданной в переработку, тыс. руб.

     1840

  3

  Затраты на производство сахара, тыс. руб.

       260

  4

  Итого себестоимость сахара, тыс. руб.

      2100

  5

Выход готовой продукции по договору (сахара-песка из свеклы), т

         12

  6

  Выручка от реализации сахара-песка (тыс. руб.) без НДС

       3600

  7

  Прибыль от реализации сахара-песка, тыс. руб.

        1500

  8

  Удельный вес затрат на производство сахарной свеклы в общей сумме затрат на производство сахара-песка, %

          87

  9

  Прибыль от реализации сахарной свеклы, тыс. руб.

        1305

10

  Прибыль, облагаемая налогом,  тыс. руб.

          195


 

 

   В прошлом валовая прибыль уменьшалась также на сумму отчислений в резервный фонд и другие аналогичные по содержанию фонды, предусмотренные законодательством. Однако с вступлением в силу ФЗ от 10 января 1997 года N 13-ФЗ  «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»» этот порядок изменен: ни валовая, ни облагаемая налогом прибыль на сумму отчислений в резервный фонд не уменьшается.

   До сих пор многие общества не создавали резервного фонда. Это объясняется тем, что типовым уставом акционерного общества, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года N 721. Создание резервного фонда не предусматривалось. Теперь положение изменилось.

     Акционерные общества, как открытые, так и закрытые, в соответствии с Федеральным Законом «Об акционерных обществах» создают резервные фонды. Резервный фонд создается в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15 % его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, предусмотренного уставом общества. Размер ежегодных отчислений также предусматривается в уставе, но не может быть менее 5 % чистой прибыли до достижения размера, указанного в уставе. По усмотрению общего собрания ежегодные отчисления могут предусматриваться в уставе в большем размере, например 6 %, 8 % и т.п. Резервный фонд расходуется строго по целевому назначению, указанному в Законе «Об акционерных обществах»: он предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций (если они выпускались акционерным обществом) и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Использование резервного фонда для других целей не допускается. В бухгалтерском учете информация о формировании и движении резервного фонда отражены на счете 86 «Резервный капитал», субсчет «Резервный фонд».

          Балансовая , а следовательно, и валовая прибыль уменьшается за счет создания резерва по сомнительным долгам, поскольку суммы этого резерва входят в состав расходов, учитываемых на счете 80 «Прибыли и убытки». Формирование резерва по сомнительным долгам отражается на счете 82 «Оценочные резервы», субсчет «Резервы по сомнительным долгам». Резервы сомнительных долгов создаются только по расчетам с другими предприятиями за продукцию, работы, услуги при условии, что в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой применяется метод учета выручки от реализации продукции не по оплаченным счетам, а по отгрузке продукции заказчику и предъявленным к оплате документам. Резерв по сомнительным долгам образуется предприятием за счет результатов финансово-хозяйственной деятельности (прибыли) в конце отчетного года на основе предварительно проведенной инвентаризации дебиторской задолженности.

Сомнительной считается дебиторская задолженность предприятию, которая не погашена должниками (заказчиками, покупателями) в установленный срок и не обеспечена необходимыми гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки инвентаризационной комиссией вероятности погашения долга полностью или хотя бы частично. Поэтому аналитический учет по субсчету 82-2 "Резервы по сомнительным долгам" ведется отдельно по каждому сомнительному долгу, на который создан резерв.

В конечном счете от налога на прибыль освобождается та часть резерва по сомнительным долгам, которая фактически использована для покрытия убытков от списания безнадежных (сомнительных) долгов; это определяется тем, что если этот резерв в какой-то части не использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года. Поэтому когда формируется резерв по сомнительным долгам, то делается запись по дебету счета 80 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 82 "Оценочные резервы", субсчет "Резервы по сомнительным долгам". А при списании с баланса невостребованных, неполученных долгов, которые ранее по данным инвентаризации были отнесены к сомнительным, записи проводятся по дебету счета 82 "Оценочные резервы", субсчет "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов учета расчетов с дебиторами (кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и др.). Если же остались неиспользованными средства резерва, то делается запись по дебету счета 82 "Оценочные резервы" и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки", соответственно увеличится как балансовая, так и валовая прибыль.

С 1 января 1996 г. все предприятия в РФ при составлении финансовой отчетности определяют выручку от реализации продукции только по отгрузке (по счетам-фактурам). Такой порядок однозначно определен Министерством финансов РФ, право выбора предприятиям не предоставлено. Но для целей налогообложения предприятия, как и раньше, могут в своей учетной политике принять один из двух методов определения выручки от реализации по своему усмотрению - либо по отгрузке продукции заказчикам, покупателям, либо по оплаченным ими счетам. Общепринятым в странах развитой рыночной экономики является определение объема продаж или выручки от реализации продукции по отгрузке. Министерство финансов РФ и ГНС РФ считают целесообразным применять метод "по отгрузке" и для целей налогообложения. Пока такое предложение рассмотренное Государственной Думой не принято. Но с течением времени, видимо, переход на определение выручки от реализации по мере ее отгрузки или отпуска покупателям и для целей налогообложения неизбежен. Но уже сейчас все предприятия имеют право создавать резерв по сомнительным долгам. Целесообразность его создания бесспорна.

Информация о работе Налоговая политика государства