Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:33, контрольная работа
В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
и муниципальных финансов»
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как основной источник образования государственных и муниципальных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта, известны с незапамятных времен.
В условиях рыночных отношений,
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе.
В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России являются налоги. В связи с этим проблемы оптимального налогообложения и эффективного налогового регулирования относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятий. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развитие приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.
Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц, для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
2.1. Принципы налогообложения
Главные принципы
налогообложения – это
Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не представляет налогоплательщику какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику.
1). Правовая. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
2). Экономическая. Раскрывает экономическую сущность налогов. Налоги рассматриваются как выражение денежных отношений, складывающихся у государства с юридическими и физическими лицами. Поэтому налоги можно отнести к экономической категории с присущими им функциями.
3). Фискальная (денежная).Налоги имеют материальную основу и представляют собой реальную сумму денежных средств, созданную обществом и мобилизуемую государством в централизованный фонд для выполнения своих функций. Таким образом в налогах проявляется суть денежной и финансовой категории, а также выполняемая ими основная функция – денежная.
2.3. Элементы налога.
Налоговая система
базируется на соответствующих
- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базов для исчисления налога;
- субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налоги;
- источник налога – то есть доход, из которого выплачивается налог;
- ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;
- срок уплаты налога – срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока;
- правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
2.4. Виды налогов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги с боры.
1). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.
2). Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные налоги.
3). Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.
2. 2.Функции налогов.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Социально-экономическая
сущность, внутреннее содержание налогов
проявляется через их функции. В
системе государственных и
1). Фискальная функция. Она является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных программ.
Основными налогами, имеющими наибольшее фискальное значение для бюджета, являются: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и подоходный налог с физических лиц.
1. 2). Перераспределительная
Посредством налогов в государственном
бюджете концентрируются
Таким образом, благодаря
фискальной функции
2). Регулирующая функция.
Сущность регулирующей
функции налогообложения
Информация о работе Место и роль налогов в системе государственных и муниципальных финансов