Роль налогов в формировании государственных доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы - рассмотрение роли налогов в формировании государственных доходов, а также его анализ и прогнозы.
Предмет исследования – теоретические аспекты налогов, их роли в формировании государственных доходов.
Объект исследования – налоги и государственные доходы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 5
1.1. Доходы государства и методы их мобилизации 5
1.2. Классификация доходов бюджета 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 14
2.1. Анализ и оценка формирования доходов федерального бюджета 14
2.2. Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году 20
2.3. Прогноз доходов федерального бюджета в 2013 году 21
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 – 2013 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Роль налогов в формировании госуд. доходов (1).docx

— 126.04 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

Экономический факультет 

Кафедра финансы и кредит 
 
 
 
 
 
 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА   
по дисциплине «Финансы»
 

на  тему: “Роль налогов в формировании государственных доходов” 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Проверил:

  
 
 
 

Сочи, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 5

1.1. Доходы государства и методы их мобилизации 5

1.2. Классификация доходов бюджета 10

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 14

2.1. Анализ и оценка формирования доходов федерального бюджета 14

2.2. Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году 20

2.3. Прогноз доходов федерального бюджета в 2013 году 21

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 – 2013 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Бюджет  необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде. Денежный фонд, в свою очередь, необходим для выполнения экономической, социальной и политической функций государства. Поэтому бюджет можно определить как форму образования и расходования фонда денежных средств для обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой правительством Российской Федерации. Именно через параметры  федерального   бюджета  государство регулирует темпы экономического развития и осуществляет взаимоотношения с территориями в сфере межбюджетных отношений.

     Актуальность исследования налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации объясняется в первую очередь тем, что федеральный бюджет играет экономическую роль в перераспределении совокупного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

     Средства  федерального бюджета выступают  важным финансовым источником капитальных  вложений в основные фонды, дотаций  жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое  воздействие федерального бюджета  на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

     В последние годы роль и значение государства  возрастают, увеличиваются и затраты  на содержание государственных органов  управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций  государства и органов управления государством.

     Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение  внутреннего валового продукта и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных  органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т.д.

     Доходы  бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным  государствам, размеры заимствований  устанавливаются федеральным законом  об утверждении федерального бюджета  на финансовый год.

     Цели  и задачи работы - рассмотрение роли налогов в формировании государственных доходов, а также его анализ и прогнозы.

     Предмет исследования – теоретические аспекты налогов, их роли в формировании государственных доходов.

     Объект  исследования – налоги и государственные доходы.

     В качестве источников послужили Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, труды таких авторов, как Алиев Б.Х., Васильева Л.А., Гринкевич Л. С., Нешитой А. С., а также материалы ресурса интернет. 

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

1.1. Доходы государства и методы их мобилизации

 

     Любому государству для выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами - одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций. Поскольку само государство - учреждение постоянное, то и потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное. 

     В юридической литературе под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов. Вместе с тем понятие «государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного законодательства соответствующего государства (в нашем случае Российской Федерации), а также прибыль государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной власти имеет право на долю в уставном (складочном) капитале.

     Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных                           предприятий - децентрализованных.

     Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация влияние государственных доходов на эффективность хозяйствования.

     В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.

     К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относят ресурсы государственных внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного, фонда занятости, фонда медицинского страхования.

     Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта (частично - национального богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных предприятиях выступает выручка от реализации продукции и такие ее составные части как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.

     Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.) в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция государственных доходов в этом случае осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.

     Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

     К внутренним - относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним - относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.

     Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.

     В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.

     Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными   методами,   образует   систему   государственных   доходов. Система государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические                               задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена  хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).

     Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.

Информация о работе Роль налогов в формировании государственных доходов