Государственные и муниципальные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:07, контрольная работа

Описание работы

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Работа содержит 1 файл

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     ВАРИАНТ №1 

     Вопрос  1. Финансовая политика государства, ее задачи.

     Финансовая  политика - совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. 

     Содержание  финансовой политики:

     1.   Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

     2.   Создание адекватного финансового механизма.

     3.   Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.  

     Основа  финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. 

     Важная  составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

     Финансовый  механизм - система установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

     Элементы  финансового механизма:

     ·     формы финансовых ресурсов;

     ·     методы их формирования;

     ·     система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

     ·     организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

     Финансовый механизм
     Директивный      Регулирующий
     разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

     В ряде случаев распространяется и  на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для  реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бымаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий). 

     
     определяет  основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

     В этом случае государство устанавливает  общий порядок использования финансовых ресурсов.

 

 

     Исходя  из выше сказанного задачами финансовой политики является: 

     1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

     2.   установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

     3.   организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

     4.   выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

     5.   создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. 

     В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

     Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. 

     Вопрос 2. Назовите основные принципы построения бюджетной системы РФ.

     Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

     1. Принцип единства бюджетной системы

     Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

     2. Принцип разграничения  доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы

     Означает  закрепление соответствующих видов  доходов и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     3. Принцип самостоятельности бюджетов

     Он  означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

     С нарушением последнего пункта связано  возникновение проблемы федеральных  мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых за счет региональных и муниципальных бюджетов. Примером необеспеченного федерального мандата является решение федеральной власти о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах РФ3.

     4. Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

     Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

     Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

     Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

     5. Принцип сбалансированности бюджета

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

     6. Принцип эффективности  и экономности  использования бюджетных  средств

     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

     7. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Доходы  бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы