Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:09, курсовая работа
Жизнь в иерархическом обществе, где границы самостоятельного мышления очерчены бюрократическими правилами для данного человека, не создаёт ситуаций необходимости построения отношений с окружающим миром, поскольку всё построено на подчинении нижестоящего вышестоящему. Сегодня, когда разные социальные группы получили право на автономное поведение, власть оказалась в растерянности. Она не умеет работать с независимым человеком, который в большинстве своём является городским жителем, получившим среднее образование, одной из ключевых потребностей которого становится желание высказать своё мнение и быть услышанным.
Введение. 3
Глава 1. Роль PR в государственной системе. 4
1.1. Цели связей с общественностью. 4
1.2. Методологические принципы. 6
Глава 2. Структура российского государственного PR - рынка. 8
2.1. Федеральный уровень. 10
2.2. Субъектный уровень. 11
2.3. Местный уровень. 12
Глава 3. Перспективы развития государственного рынка PR. 13
Заключение. 17
Список литературы. 19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Глава 1. Роль PR в государственной системе.
1.1. Цели связей с общественностью. 4
1.2. Методологические принципы.
Глава 2. Структура российского государственного PR - рынка. 8
2.1. Федеральный уровень.
2.2. Субъектный уровень.
2.3. Местный уровень.
Глава 3. Перспективы развития государственного рынка PR. 13
Заключение. 17
Список литературы.
Введение.
Жизнь в иерархическом обществе, где границы самостоятельного мышления очерчены бюрократическими правилами для данного человека, не создаёт ситуаций необходимости построения отношений с окружающим миром, поскольку всё построено на подчинении нижестоящего вышестоящему. Сегодня, когда разные социальные группы получили право на автономное поведение, власть оказалась в растерянности. Она не умеет работать с независимым человеком, который в большинстве своём является городским жителем, получившим среднее образование, одной из ключевых потребностей которого становится желание высказать своё мнение и быть услышанным. А поскольку любое общество всегда подразумевает некоторую обезличенность, элиминирование индивидуальности, то появляется такая область практической деятельности, как связи с общественностью, или Public Relations (PR), которая и призвана работать с этим новым человеком, у которого высоко поднята голова.
Многим специалистам PR остро не хватает знаний исторических корней своей профессии. Отсюда - непонимание истинного места и назначения Pyblic Relations в современном российском обществе, отсутствие перспективы, увязывающей процессы развития нашей страны и её PR-сферы.
PR прошёл достаточно сложный и драматичный путь становления. Подлинная профессионализация его невозможна без знания исторического контекста. В свою очередь, без профессионализации PR мы вынуждены будем повторить многие ошибки, которые вполне могут негативно сказаться на утверждении молодой российской демократии, её институтов и гражданского общества в целом. Именно поэтому, я считаю, что выбранная мною тема курсовой работы - эволюционное развитие PR в России - является актуальной в современном российском обществе, особенно для будущих PR-специалистов.
Глава 1. Роль PR в государственной системе.
Ситуация, сложившаяся на российском рынке PR, позволяет условно разделить функционирующие на нем фирмы на две группы: специализирующиеся на политическом PR и коммерческом. Третье направление - государственный PR - в нашей стране практически не развито. По оценкам самих фирм доля государственных заказов составляет всего 3-5 % (за вычетом выборных кампаний). В качестве первой причины выступает отсутствие финансовых ресурсов у государства на подобную деятельность, отсутствие в бюджете страны строчки, касающейся "информационной поддержки". Данную ситуацию можно преодолеть, привлекая вместе с заинтересованными ведомствами внебюджетные источники. Другая причина - неготовность специализированных PR- агентств переориентироваться.
По оценкам аналитических центров в ближайшее 3-4 года ожидается увеличение количества предложений по PR - поддержке экономической деятельности государства. Правительственным структурам нужны информационные кампании по пропаганде принимаемых решений. Если в 1993 году информационная кампания в поддержку приватизации рассматривалась как уникальное событие в экономической жизни государства, за ее реализацию давали государственные премии, то в настоящее время подобных кампаний, но несколько меньшего масштаба, в стране проходит 5-6 в год.
Тенденция ближайшего будущего - повышение активности государства, приобретение им статуса основного заказчика PR - услуг. Фирмы, специализирующиеся на выборных технологиях, возможно, сократят свое влияние, что подтолкнет к созданию PR - фирм нового типах. [2]
1.1. Цели связей с общественностью.
Участие связей с общественностью в государственном управлении можно охарактеризовать как содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти. В соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития государственные службы должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества, для чего приоритетным направлением является налаживание прямых и обратных связей с гражданами. Так что к основным функциональным задачам PR в системе госуправления можно отнести:
- участие в демократизации государственного управления
- содействие становлению гражданского общества.
Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб PR: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного PR обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.
Возможности PR могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.
Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые "технические" причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы. Следующие причины "культурно-исторического" типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к противостоянию населения и власти. [4]
"Организационные" причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.
Причины "ресурсные" связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.
Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:
- установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями
- информирование общественности о принимаемых решениях
- изучение общественного мнения
- анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом
- прогнозирование общественно-политических процессов
- обеспечение организации аналитическими разработками
- формирование благоприятного имиджа организации.
Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.
1.2. Методологические принципы.
Одним из способов достижения эффективного функционирования организации - это следование следующим методологическим принципам:
Системность. Деятельность PR-менов представляется собой систему успешно апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия с общественностью.
Адекватность. Это соответствие структуры PR-службы, предмета и технологий ее деятельности поставленным перед организацией целям и задачам.
Мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.
Координация между PR - отделом и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:
· четким определением и разделением функций
· реализаций принципа "взаимной дополняемости", когда PR - служба не дублирует действия других органов, а качественно дополняет ее
· согласование планирования и контроля
· учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработков критериев их аттестации
· соблюдением правил "паритетного управления" и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации. [3]
Глава 2. Структура российского государственного PR - рынка.
Базируясь на существующей в России трехуровневой организации государственного управления, можно выделить три уровня PR, каждый из которых обладает собственной спецификой, связанной с преобладанием тех или иных ресурсов - это федеральный, субъектный и местный уровни. Каждый из них имеет собственную законодательную базу, которая определяет способы взаимодействия государственных структур, находящихся на определенном уровне, с общественностью. Следование законодательным нормативным актам - специфика государственных структур, во многом ограничивающая их потенциал и способы его реализации.
Централизация, господствующая в государственном управлении России, выражается в том, что PR - структуры федерального уровня заведомо обладают более широкими функциями и полномочиями, но функционирование субъектной PR - структуры зачастую более эффективно, что обусловлено меньшим масштабом деятельности, более конкретизированным характером. На местном уровне в настоящее время довольно редко встречается полноценная, с четко определенными целями, задачами и функциями PR - структура, ее функцию обычно выполняют руководящие должностные лица и их заместители. Более того, PR - структуры разных уровней отличаются характером ответственности перед общественностью: требования, предъявляемые к федеральных структурам, в несколько раз превосходят требования к субъектным и тем более местным, кроме того, основная проблема, с которой сталкиваются PR - структуры федерального уровня - это необходимость отвечать за решения, входящие в компетенцию организаций субъектного или местного уровней.
Наиболее развитым институтом на федеральном уровне является PR - структура Президента РФ. Она включает в себя следующие подструктуры:
1. Управление Президента РФ по связям с общественностью
2. Управление пресс-службы Президента РФ
3. Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан
4. Управление протокола Президента РФ
5. Управление Президента РФ по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы ФС РФ
Функциями, реализуемыми данными управлениями в совокупности, являются:
Изучение общественного мнения о социально-экономическом и политическом развитии страны, о деятельности федеральных органов
Подготовка аналитических и пропагандистских материалов для СМИ, предложений о работе со СМИ
Координация пресс-служб федеральных органов
Организация работы со СМИ
Реализация информационной политики государства
Организация приема граждан в соответствующих подразделениях
Обеспечение централизованного учета обращений граждан
Создание на основе обращений граждан информационного фонда
Осуществление контроля за выполнения поручений по обращениям граждан
Извещение граждан о результатах рассмотрения их обращений
Протокольно - организационное обеспечение международных контактов и рабочих встреч Президенте, его супруги, главы его администрации
Организация и координация деятельности по протокольному и организационному обеспечению визитов в РФ и визитов Президента за рубеж