Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны коммерческих банков;
- аудиторский контроль;
- система государственного контроля Украины;
- органы государственного контроля Украины;
- пути повышения эффективности финансового контроля в Украине.
Введение………………………………………………………………………….....3
1 Теоретический аспект финансового контроля……………………………….….5
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........13
2 Негосударственный контроль и его характеристика…………………………..16
2.1 Внутрихозяйственный контроль…………………………………….......16
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль……………………………………………….......18
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………………………..….41
Список используемых источников…………………………………………
Введение…………………………………………………………
1 Теоретический
аспект финансового контроля………
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля…....5
1.2 Формы и методы финансового контроля………………………………..10
1.3 Принципы финансового контроля…………………………………........
2 Негосударственный
контроль и его характеристика…
2.1 Внутрихозяйственный контроль……
2.2 Контроль над коммерческими банками……..…………………………….17
2.3 Аудиторский контроль………………………………………………....
3 Система государственного контроля в Украине……………………………….21
3.1 Система государственного финансового контроля……………………...21
3.2 Органы государственного финансового контроля в Украине...............25
3.3 Пути повышения эффективности финансового контроля в Украине....37
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников…………………………………………...…
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
Как свидетельствует
мировой опыт, цивилизованное экономическое
развитие возможно только при соблюдении
установленных государством законов
и норм и защите интересов граждан.
Соблюдение экономическими субъектами
действующего законодательства, эффективное
распоряжение управляющими вверенной
им собственностью необходимо контролировать.
Именно поэтому в развитых странах
уделяется такое внимание вопросам
организации финансового
Для Украины
актуальна организация
В первой главе речь пойдёт о теоретических аспектах финансового контроля. Во второй главе будет рассказываться о негосударственном контроле, в третей – о государственном контроле в Украине.
Цель данной курсовой работы – раскрыть механизм финансового контроля.
Задачей является раскрытие таких тем, как:
- экономическая сущность и классификация финансового контроля;
- формы и методы финансового контроля;
- принципы финансового контроля;
- внутрихозяйственный контроль;
- контроль со стороны
- аудиторский контроль;
- система государственного
- органы государственного
- пути повышения эффективности
финансового контроля в
Данная тема вызвала определённый интерес таких ученых-экономистов как: A.M. Александров, А.А. Андреев, И.А. Белобжецкий, В.В. Бурцев, Э.А. Вознесенский, Ю.А. Данилевский, А.П. Зудилин, Л.М. Крамаровский, А.В. Крикунов, Н.В. Лазарева, Н.Д. Погосян, В.М. Родионова, А.Д. Соменков, Р.Г. Сомоев, ^ И.В. Фирулин, Н.И. Химичева, П.В. Черноморд, СО. Шохин и других.
Вопросы финансового контроля и аудита освещаются в трудах зарубежных ученых, таких как: Р. Адаме, Д. Ирвин, Р. Манн, Э. Майер, Д. Хан.
Также
для написания курсовой работы использовались
нормативная и законная база, а именно
Конституции Украины, Гражданский, Налоговый
и Бюджетный кодексы Украины, законы и
законодательные акты Украины и органов
местного самоуправления.
1 Теоретический аспект финансового контроля
1.1 Экономическая сущность и классификация финансового контроля
Понятие финансового контроля носит двоякий характер. С одной стороны, финансовый контроль - это строго регламентированная деятельность специально созданных в государстве контролирующих органов по контролю над соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всеми хозяйствующими субъектами. С другой стороны, финансовый контроль рассматривается как необходимый элемент в управлении финансами и денежными потоками, как на макро, так и на микро уровне.
Финансовый контроль может носить как принудительный (нормативный), так и добровольный характер. В первом случае речь идёт о правовых интересах субъектов финансового контроля, а во втором об аналитической стороне финансового контроля. Оба эти понятия взаимосвязаны между собой, но они имеют различие, которое связано с теми целями, ради которых прибегают к финансовому контролю.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, т.е. контролирующих и контролируемых органов, организаций, специалистов, различают контроль внутренний и внешний. Контроль называется внутренним, когда субъект и объект контроля организационно входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.
Внутренний контроль подразделяют на внутрихозяйственный и внутриведомственный.
Главное назначение внутрихозяйственного контроля - непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения.
В системе внутрихозяйственного контроля в интересах исполнительного органа ведущая роль принадлежит бухгалтерскому контролю, осуществляемому бухгалтерской службой организации. Контроль является одной из главных задач бухгалтерского учета.
Внутрихозяйственный
бухгалтерский контроль является непрерывным
универсальным (сплошным), системным
и строго документальным. Роль бухгалтерских
служб в осуществлении
Непременное
условие повышения
Также к внутрихозяйственному контролю относится внутренний аудит. Внутренний аудит - относительно независимый контроль деятельности отдельных подразделений и служб хозяйствующего субъекта или органов управления, осуществляемый в интересах исполнительного органа. Цель внутреннего аудита - оказание помощи исполнительному органу хозяйствующего субъекта или органу управления (в том числе и органу государственного управления) в эффективном выполнение своих функций. Внутренние аудиторы представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате осуществления контроля.
Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе.
По масштабам работы внутренний аудит подразделяют на общий — по всем вопросам аудита фирмы (компании) в целом и локальный — по отдельным направлениям аудита (технологии, бухучета и т.д.)
Внутренний аудит может осуществлять и функции управленческого контроля, цель которого - содействие исполнительному органу в обеспечении успешной работы предприятия в условиях рыночной экономики. С помощью управленческого контроля проводится постоянный анализ стратегии развития и положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления, а также выявляются ключевые внутренние и внешние проблемы предприятия и определяются оптимальные пути их решения.
В странах
с развитой рыночной экономикой
используется еще одна форма контроля
- это независимый аудиторский
контроль. Его осуществляют независимые
фирмы, непосредственная задача которых
- выражение мнения о деятельности
предприятия. Данные фирмы предварительно
получают разрешение на осуществление
своей деятельности. Кроме того,
независимые аудиторы проходят обязательную
аттестацию, подтверждающую статус аудитора
и дающую право заниматься данным
видом контроля.
Внутрихозяйственный ревизионный контроль осуществляется в интересах собственников (участников, акционеров, членов) коммерческих и некоммерческих организаций посредством деятельности ревизионных комиссий либо единоличного ревизора. Образование ревизионных комиссий предусмотрено законодательством в хозяйственных обществах (акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью), в производственных кооперативах и в некоммерческих организациях.
Контроль над деятельностью подчиненных объединений, предприятий и организаций, осуществляемый в рамках отдельного министерства или ведомства министерствами (ведомствами), главными производственными управлениями или другими вышестоящими органами управления, называют внутриведомственным. Преимущества этого вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства.
Внешний контроль подразделяют на :
- государственный;
- общественный;
- независимый аудиторский.
Государственный контроль осуществляется по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом общегосударственного контроля является, прежде всего, соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.
Государственный контроль подразумевает собой:
- налоговый контроль;
- таможенный контроль;
- финансово-бюджетный контроль;
- административный контроль;
- ведомственный финансово-экономический контроль;
- межведомственный финансово-экономический контроль;
- валютный контроль.
Налоговый контроль осуществляется с целью обеспечения полноты и своевременности перечисления налоговых и иных обязательных платежей в государственный бюджет, бюджеты субъектов Украины и муниципальных образований и в государственные внебюджетные фонды. Налоговый контроль занимает особое место в общегосударственном финансово-экономическом контроле. От его эффективной организации в значительной степени зависит возможность государства исполнять свои функции.
Информация о работе Система государственного контроля в Украине