Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:07, курсовая работа
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов,
менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их
статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из
непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и
прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех
уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим
важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
размерам;
- выборка с учетом
дисперсии, способствующая
цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии);
- выборка на
основе интервальной
меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную
вероятность выбора со всеми единицами группы);
- гнездовая выборка
(с помощью кластерного
однородных по совокупности цен на основные товары).
В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для
маркетинга статистической информацией: наряду с собственной отчетностью
подразделения или специализированные маркетинговые фирмы формируют панели
потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают
поведение конкурентов и региональные возможности сбыта. Но частным фирмам
нужна и ценовая информация на рынке в целом.
Организовать получение такой информации может только государственная
статистика, которая
выступает продавцом
опыт, обоснованную
с помощью дорогостоящих
методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг),
использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее
представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе
представительной панели).
Кроме того, система наблюдения за ценами включает выборочное обследование
контрактов-договоров, использование материалов финансовых и других проверок,
данных налоговых органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая,
торговых корреспондентов, публикации крупных компаний, экономических
институтов и т. д. Особую важность приобретает разработка перспективных
способов наблюдений; покупатель также может быть информатором, у него можно
получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным
(например, о цене
покупки, соответствии цены
свойствам). Сочетание опроса покупателей с экспертными оценками позволит
избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ.
1.5. М е т о д ы р а с ч е т а и а н а л и з а и н д е к с о в ц е н
Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному
методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального
(однотоварного) индекса цен:
где pi0 , pi1 – цены на товар в базисном и текущем периоде.
Индекс средних цен применяется при изучении изменения цен товарных групп, цен
одного товара
по различным территориям и
где pi1, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара (товара
на i - й территории или i - м субрынке) в отчетном году, i=l,., n;
pi1, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара (товара на i -
й территории или i - м субрынке) в базисном году, i=l,., n.
Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось
суммированию.
Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является
агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и
компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности
преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров.
Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот
совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо
зафиксировать показатели количества на одном из уровней:
– базисного периода времени (формула Ласпейреса);
– текущего периода времени (формула Пааше)
.
Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета
формулы Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса
потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы
потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы
при изменении
цен уровень потребления
корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений
в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс
рассчитывается для нескольких регионов).
Изучение динамики розничных цен (например, для получения дефлятора,
позволяющего рассчитать стоимостные показатели от четного периода в
сопоставимых ценах) должно быть максимально приближено к совокупности
товаров, произведенных в отчетном периоде. Результат расчета по формуле Пааше
показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку
товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы
заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного
периода.
Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше
занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной
корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).
Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными
по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти
компромиссную формулу.
Формула Эджворта - Маршалла:
Формула (5) улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной
структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не
имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе
материалов.
Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс
Фишера:
который оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам
текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного. Применяется
в случае трудностей
с выбором весов или
весов.
Разновидностью розничных цен являются цены на продукты массового
(общественного) питания. Они образуются на базе розничных или оптовых цен на
продукты, покупаемые
предприятиями массового
возмещающей издержки на переработку продуктов и дающей прибыль.
Непосредственная
регистрация цен продукции
невозможна из-за большого разнообразия ее состава и отсутствия стабильной
единицы измерения. Поэтому для расчета индекса цен на продукцию массового
питания исчисляют индекс цен на израсходованные продукты и товары, проданные
на предприятиях массового питания, и индекс ценовых факторов наценки (Inp).
Последний, в свою очередь, состоит из двух индексов: индекса норм наценок (т.
е. процента наценки к цене продукта) и индекса изменения самих цен:
где n1, p1, q1 – норма наценки, цена и количество товаров в отчетном году,
n0, p0, q0 – норма наценки, цена и количество товаров в базисном году; k –
число i-x разновидностей товаров;
Так как расход продуктов в производстве продукции массового питания
учитывается в стоимостных единицах, то для расчета используется формула
среднего гармонического индекса:
где inp = in * ip = n1p1 / n0p0
Формула индекса цен массового питания имеет вид:
Индексы при систематическом расчете из года в год образуют индексные ряды.
Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года,
принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение цен по сравнению с
предыдущим годом). Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне
одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс.
Применение системы переменных весов (по количеству товаров отчетного года) в
индексном ряду цен порождает ошибку при переходе от цепных индексов к
базисным и обратно, так как позитивна корреляция между текущим изменением цен
и прошлым изменением количества проданных товаров. Эта ошибка мала, если
корреляционная связь между изменением цен и количества проданного товара
незначительна. На практике система цепных индексов (достоинство - сокращает
период сравнения, ограничивает круг несопоставимых товаров) используется для
коротких периодов, затем осуществляется поправка по формуле базисного
периода, так как за длительный период ошибка накапливается.
Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе
одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких
изменений уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать
предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных
форм, имеющих разный экономический смысл. Отказ от концепции единственного
индекса цен в пользу концепции системы индексов позволит дать обобщающую
характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку
все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения
цен, то нельзя требовать большей определенности от рассчитанных индексов.
Кроме того, на чистоту результатов огромное влияние оказывает достоверность
исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности
товаров, включенных в расчет.
1.6. М е т о д ы о ц е н к и у р о в н я и д и н а м и к и и н ф л
я ц и и
Одной из самых важных характеристик состояния экономики любой страны является