Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:07, курсовая работа
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов,
менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их
статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из
непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и
прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех
уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим
важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- регистрацию цен, наблюдение за их изменением;
- анализ уровня цен, его дифференциации;
- характеристику структуры цен;
- изучение соотношений
цен различных товаров,
эластичности цен;
- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
- региональный анализ цен;
- анализ и моделирование динамики цен;
- выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и
динамику цен;
- прогнозирование цен.
1.3. С и с т е м а п о к а з а те л е й с т а т и с т и к и ц е н
Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно,
статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей,
соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна
отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный,
территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным
субрынкам.
Таблица 1. – Система показателей статистики цен
Блоки
показателей |
Показатели | Субпоказатели |
Уровень цен | Индивидуальный уровень | Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя |
Средний уровень | Средняя цена на дату и за период: по товарной группе ( комплексу ); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей | |
Обобщающий уровень | Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу | |
Структура цены | Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги | Удельный вес
каждого элемента в конечной (розничной)
цене товара; удельный вес валового
дохода (реализованного наложения) в
товарообороте; соотношение оптовых
и розничных цен; соотношение
структурных элементов |
Соотношение цен | Коэффициенты соотношения цен регионов, субрын-ков, товаров | Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике |
Вариация цен | Показатели
вариа-ции цен в прос-транстве
(социаль-но-экономическом и |
Распределение
цен в пределах товарной группы (группировка
одноименных товаров по уровню цен);
уровень территориальной |
Продолжение таблицы
1.– Система показателей
Блоки
показателей |
Показатели | Субпоказатели |
Динамика цен | Показатели
динамики отдельных товаров- |
Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен |
Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям | Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен | Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки |
Эластичность | Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других | Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоритический коэффициент эластичности |
Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных
факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти
отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения
выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих
определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет
необходимость использования
в системе показателей
соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских
предпочтений.
Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные
оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое
значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные
изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое
единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и
аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели
государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.
2.4. П р и н ц и п ы и м е т о д ы р е г и с т р а ц и и ц е н
Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получившей
название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной
учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики
стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров.
Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.
По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться
серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен,
обусловленное появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание
инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в
индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные
цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т. п.
Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой
экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с
хорошо поставленным учетом.
Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг.
государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему
регистрации цен, основанную на следующих принципах:
- отказ от массового
документированного учета,
условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному
использованию документов;
- отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного
метода во времени, пространстве и товарной массе;
- формирование потребительской корзинки, т. е. набора товаров-представителей;
- введение системы
поправок на изменение
- полный охват всех форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем,
связанных с регистрацией
цен остался спорным и
Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме.
1. Выборка во
времени. Оптимальной
необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное или
ежедневное наблюдение за ценами. Так, например, в 1992 г. Госкомстат РФ
организовал еженедельную регистрацию цен на 22 непродовольственных товара в
132 городах России.
2. Отбор товаров-представителей.
артикул или малая товарная группа, основа которой - общность потребительского
назначения.). Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров,
характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.
Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной по
характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля
данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного
получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень
корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается
первым двум критериям как менее дорогостоящим.
В нашей стране с 1989 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами
на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990
г. - уже на 1030. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и
Департаментом статистики Международного валютного фонда (МВФ) это число
сократилось до 407 товаров. Для сравнения: потребительская корзина для
расчета ИПЦ в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во
Франции - 250, Англии - 350, Германии - 475.
3. Выбор конкретной
разновидности товара-
цены. Для регистрации
цены товара-представителя
спецификация товара - перечень его обобщенных потребительских признаков.
Определение спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы
постоянство 'указанных параметров товара, возможность следить за их
изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и
прогнозируемая устойчивость продаж.
Принципиальное отличие набора товаров-представителей, разработанного в
соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989-1992 гг. - отсутствие
единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры
спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат
характеристики - название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др.
Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию
регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор
спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом
продаж) имеет право быть представленным в выборке.
Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:
- модальная,
- простая средняя арифметическая,
- взвешенная,
- случайно отобранная.
По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара
с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров
несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для
оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным - не учитывается
распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее
распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных
видов товаров.
4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли).
Возможны следующие варианты:
- выборка, в которой пропорционально представлены
крупные, малые города и села (географические, административные
регионы);
- широко применяемая
в международной практике
размерам (ВПР) - в выборку включаются все города с численностью населения
больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их