Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:07, курсовая работа
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов,
менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их
статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из
непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и
прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех
уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим
важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Курсовая: Статистика цен
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Переход к рыночной
экономике наполняет новым
менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их
статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из
непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и
прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех
уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим
важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
Кроме того, статистика цен играет немаловажную роль для принятия решений и в
макроэкономике, десятилетие рыночных реформ привело к обнищанию жителей
России и падению доходов более 27 % населения ниже прожиточного минимума.
Именно по этому важнейшее значение приобретает контроль за уровнем цен и
инфляции, чтобы
приостановить сползание
достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме в стране, что
позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения.
В данной работе рассматриваются понятие и сущность цен и инфляции, задачи
статистики цен, система показателей статистики цен, принципы и методы
регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня
и динамики инфляции. Для раскрытия теоретической части работы использовались
материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими
специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке
литературы.
Цель работы – провести теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же
провести статистический анализ цен в Амурской области.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СТАТИСТИКИ ЦЕН
1.1. П о н я т и е и с у щ н о с т ь ц е н и и н ф л я ц и и
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная
категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные,
экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и
объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и
тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные
структуры и маркетинговые службы.
С другой стороны, цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара,
эквивалент обмена товара на деньги.
Цены, процессы
их образования и изменения
статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок,
входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в
социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной
статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен.
Сущность цены,
ее экономическая природа
играет цена на рынке. Она выступает как:
- индикатор,
отражающий политику и
предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию,
степень конкурентоспособности на рынке и т. д.);
- маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется
воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную
способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве
регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются
мотивацией для производства.
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и
соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель
конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и
предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент
образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена
- это главная
составляющая инфляционных
инвестиционную
политику (повышение цен часто
ведет к росту
инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок
труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных
социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.
Рассматривая статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция
- повышение общего
уровня цен и обесценение
равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:
- инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных
товарами денег,
покрывающих дефицит
непроизводительные расходы государства;);
- рост уровня издержек (например, рост цен на сырье,
переориентация
продукции в связи с
Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при
соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию:
разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители
избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят
на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в
расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются
накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с
фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают
фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, напри мер торговцы
драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем
стоимость жизни.
1.2. З а д а ч и с т а т и с т и к и ц е н
В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен,
кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий
цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные товары могут
быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и
субъекты, заинтересованные в решении задачи.
Первая классификация включает три концептуальные задачи.
1. Характеристика
состояния (конъюнктуры) рынка.
условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную
реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия,
сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов
населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества
товаров и требований к нему и т. д.).
2. Характеристика
цены как инструмента
статистика изучает
возможности и степень
том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от
цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная
обратная зависимость между ценой и спросом не всегда подтверждается на
практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества».
Статистика цен имеет возможность обосновать экономические рычаги для
маркетингового регулирования рынка.
3. Анализ цен
с позиции маркетингового
государственного регулирования цен. Решение этой задачи предполагает
статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и
поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать и
осуществить прогноз изменения цен.
Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической
ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.
1. С позиции
государства: изучение цены
эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей
инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование
последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета
стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета;
статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия
решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране;
анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно
важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать
капитал, где неэффективен частный сектор, и т. д.
2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента
маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их
дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик
товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других
субрынков и т. д.
3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации доходов,
формирования потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение
ценового влияния на уровень жизни раз личных социальных групп населения;
анализ соответствия цен качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям
потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора
(вынужденности) покупки и т. д.
Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью
конкретных функциональных задач, которые включают: