Статистика цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов,
менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их
статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из
непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и
прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех
уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим
важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.13 Кб (Скачать)
 

Средние цены являются показателями, на основе которых вычисляют  индексы цен,

показывающие изменение  цены.Рассмотрим динамику индексов цен  по секторам

экономики (табл. 4).

Таблица 4. – Динамика индексов цен по секторам экономики  в 1995 –  2001 гг. в

Амурской области.

                                                                    в  процентах

    

  Индексы
Потребитель-ских цен цен произво-дителей  про-мышленной продукции цен произво-дителей  в строительстве тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом
1995 г. 220,4 251,2 262,0 210,9
1996 г. 122,1 142,1 147,1 132,0
1997 г. 112,0 115,3 113,7 100,0
1998 г. 171,5 111,2 105,8 100,0
1999 г. 124,0 121,4 134,1 131,0
2000 г. 118,0 108,4 130,5 181,7
2001 г. 119,7 134,8 133,8 150,9
 

Вычисления произведены  на основании ежемесячных данных об индексах цен по

секторам экономики.

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие  выводы в период с

1995 по  1997 г. наблюдалось  заметное снижение индексов цен  во всех секторах

экономики. Кризис 1998 г. вызвал резкое увеличение потребительских  цен на

71,5 %. В других  секторах экономики наблюдалось,  наметившееся в предыдущие

годы снижение темпов роста цен. Но уже в следующем 1999 г. произошел скачек

роста цен, и индексы  цен составили 121,4 % (производители  промышленной

продукции) до 134,1 % (производители в строительстве). В 2000 г. наблюдалось

снижение индексов цен во всех секторах экономики, кроме  тарифов на грузовые

перевозки (181,7 %). В 2001 г. вновь наблюдался заметный скачек цен.

Цены производителей промышленной продукции за последние  годы значительно

выросли (табл. 5). Более  всего подорожала продукция мясной промышленности,

электроэнергетики, топливной, молочной и кондитерской промышленности.

Таблица 5. – Индексы  цен производителей промышленной продукции.

                                                                     В процентах

    

  Годы
  1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Индексы цен производителей промышленной продукции 251,2 142,1 115,3 111,2 121,4 108,4 134,8
в том числе:
средства  производства 234,7 112,7 100,9 100,1 100,9 194,0 104,0
промежуточные товары 222,4 124,8 100,2 100,4 126,9 103,0 136,8
потребительские товары 274,8 158,1 161,4 158,2 135,6 117,0 113,6
                 
 

Как видим из анализа  таблицы, до 2000 г. темп роста цен на потребительские

товары промышленности опережал темпы роста цен на средства производства и

промежуточные товары. В 2000 г. произошел скачок цен на средства

производства, а  в 2001 г. наибольшим был индекс цен  на промежуточные товары.

Изменение курса  доллара по отношению к рублю  определяет динамику цен на

потребительском рынке. На протяжении рядя лет курс российского рубля был

нестабильным, не прекращался и рост потребительских  цен на товары.

В табл. 6 представлены индексы цен на основные группы продовольственных  и

непродовольственных товаров, вычисленные на основании  формулы (1), с

использование данных табл. 2.

Табл. 6. – Изменения  цен на основные группы товаров на потребительском рынке.

    

В процентах 

    

  1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Все товары 182,1 125.2 115,6 114,6
Продовольственные товары 186,1 122,2 115,7 115,8
В том  числе:  
мясо  и птица 223,2 115,5 120,4 132,1
колбасные изделия 182,0 138,2 104,3 120,2
рыбопродукты 210,3 117,1 126,5 128,7
молоко  и молочная продукция 174,3 126,3 112,4 115,5
Сыр 169.9 135,7 113,6 118,6
Яйца 174,9 79,8 128,1 128,2
сахар-песок 231,9 63,8 161,5 91,3
хлебобулочные изделия 109,5 118,1 102,7 108,8
Непродовольственные товары 117,8 133,4 115,4 111,8
в том  числе:  
одежда 168,9 141,4 116,5 112,6
обувь 192,4 120,2 121,5 114,4
моющие  средства 210,9 140,1 102,0 104,5
табачные  изделия 200,7 114,5 103,1 102,5
электротовары 188,6 125,4 111,7 108,7
стройматериалы 113,5 155,5 134,1 115,5
медикаменты 189,3 140,0 118,1 99,1
топливо 107,3 104,8 120,7 142,8
 

Как можно заключить  из анализа таблицы, до 2000 г. цены на продовольственные

товары росли  быстрее, чем на непродовольственные (за исключением 1998 г.), но

в 2001 г. индексы  цен непродовольственных товаров  незначительно превысили

индексы цен продовольственных  товаров.

Среди непродовольственных  товаров больше всего за последние  годы выросли цены

на мясо и птицу, колбасные изделия и рыбопродукты. Среди непродовольственных

товаров наибольший рост цен наблюдался на топливо и  стройматериалы.

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                  

Статистика цен  образует самостоятельный блок в  статистике рынка. Ее

показатели помогают исследовать действие рыночного  механизма и вместе с тем

органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности,

служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей.  Анализ цен -

важное условие  статистического обеспечения ценообразования  в маркетинге.

Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и

поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели

соответствует и  система показателей статистики цен.

Современная методология  регистрации цен соответствует  международной

статистической  практике и базируется  на использовании  выборочного метода.

Регистрируются  цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный

набор - потребительскую  корзину. Цены регистрируются в отобранных поселениях,

а в их пределах - по выборочной сети предприятий.

Раскрыта методология  изучения уровня и структуры цен. Наряду с расчетом

средних цен вводится показатель отношения цены к среднему доходу потребителя

как наиболее обобщающий и объективный показатель уровня цен, позволяющий к

тому же дифференцировать понятие «уровень цен» по социальным группам

населения.

Центральным моментом в анализе цен остается использование  индексного метода.

Проведено изучение различных концепций  индексов цен, раскрывают современную

методологию построения индексов цен, соответствующую международной  практике,

объясняют преимущества и недостатки индексов Пааше и  Ласпейреса, показывают

потенциальные возможности  других индексных систем.

Анализ динамики цен увязан с задачами оценки инфляционного  процесса, показаны

методы изучения инфляции.

В целях создания инструмента ценообразования и  регулирования цен предпринято

моделирование влияния  комплекса факторов на уровень и  динамику цен. На этой

основе разрабатываются  методы изучения тенденций и прогнозирования  цен.

Все вышеперечисленное  применено на практике при анализе  цен и инфляции в

Амурской области.

Информация о работе Статистика цен