Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:07, курсовая работа
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов,
менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их
статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из
непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и
прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех
уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим
важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Теоретические основы статистики цен
1.1. Понятие и сущность цен и инфляции
1.2. Задачи статистики цен
1.3. Система показателей статистики цен
1.4. Принципы и методы регистрации цен
1.5. Методы расчета и анализа индексов цен .
1.6. Методы оценки уровня и динамики инфляции
2. Анализ цен и инфляции в Амурской области
2.1. Расчет и анализ индексов цен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
уровень инфляции, который проявляется в росте общего уровня цен. Рост уровня
цен неравнозначен понятию «инфляционный рост цен», так как может включать
изменение цен, обусловленное изменением качества продукции и услуг. Не
существует единого статистического показателя, способного отделить один из
другого, тем более что оценка изменения качества не возможна без привлечения
экспертных методов. Поэтому адекватная оценка инфляции возможна только с
использованием
развернутой системы
Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике
используются два показателя. Индекс потребительских цен (ИПЦ) позволяет
оценить уровень инфляции на потребительском рынке.
Дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП) оценивает степень инфляции по
всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает
не только изменение
цен товаров народного
используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и
импортируемых товаров и услуг. В большинстве стран ИПЦ публикуется
ежемесячно, в кризисных условиях - еженедельно. Периодичность расчета ДВВП
квартальная или годовая. Это связано с относительной сложностью его расчета.
В России ИПЦ исчисляется за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года
по модифицированной формуле Ласпейреса:
где p(t-1)q0 = p0q0 × p1/p0 × p2/p1 ×.× pt/p(t-1) .
Модификация состоит в том, что изменение цен исчисляется на основе
последовательных наблюдений цены, т. е. В каждый период времени базовые веса
умножаются на последнее значение индекса цен.
ДВВП в большинстве стран определяется по методу Пааше. Известная формула
может быть представлена в виде:
(11)
Отечественная практика расчета ДВВП имеет некоторые особенности: сначала с
помощью индексов цен или физического объема (в зависимости от имеющейся базы)
производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного
использования, в ценах предыдущего года. Затем по формуле Пааше
рассчитывается цепной ДВВП. Базисный ДВВП определяется путем перемножения
всех годовых ДВВП в промежутке от отчетного до - базисного года.
Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:
N=(It - It-1)
/ It
где It и It-1 – индексы цен смежных периодов.
Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за
данный период времени. Если N составляет 1 – 9 %, инфляция называется
«ползучей», 10 – 49 % - «галопирующей». В случае 50 % и более в месяц -
экономика «больна» гиперинфляцией.
Для измерения инфляции используется индекс покупательной способности денежной
единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:
IП.С.= 1 / Ip
Одной из составляющих инфляции является денежная масса, не обеспеченная
соответствующим количеством товаров и услуг. Величина денежной массы зависит
от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Теоретически
относительный рост денежной массы при замедлении оборота денег может не
привести к инфляции, например, если повышены процентные ставки на депозиты.
Но, как правило, не обеспеченный товарами выпуск денег побуждает покупателей
к быстрой их реализации, что увеличивает скорость оборота денег и усиливает
разбег инфляции. Величина товарной массы, второй составляющей инфляции,
зависит от ее физического объема и цен товаров. Поскольку товарная и денежная
масса стремятся к рыночному равновесию, то рост средних цен товарной массы
определяется размером изменения ее физического объема, массы денег в
обращении и скорости их обращения
Таким образом, общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной
массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту
товарной массы (в постоянных ценах).
Денежная масса рассчитывается государственной статистикой как оборот и
остатки наличных и безналичных денежных средств, сумма всех доходов с учетом
размера накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как товарооборот и
продажа услуг, денежные расходы населения на покупку товаров и услуг или ВВП.
Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается с помощью ряда
показателей:
- соотношения денежной и товарной массы в статистике и динамике;
- соотношения темпов роста денежной эмиссии и цен;
- соотношения темпов роста доходов и цен.
Изменение номинальных доходов (p1q1-p0q0) складывается из изменения
реальных (пересчитанных в сопоставимые цены) доходов (p0q1-p0q0)
и роста доходов за счет изменения цен (p1q1-p0q1). Сопоставление этих
показателей покажет размер потерь (прироста) реальных доходов, или насколько
рост доходов населения возмещал его потери от обесценения денег. Аналогично
осуществляется анализ реальных потерь денежных накоплений населения.
В качестве информационной базы для анализа инфляции используются различные
источники. Цены на
товары и услуги-представители
методом выборочного наблюдения; структура потребительских расходов
определяется статистикой семейных бюджетов в ходе регулярных обследований;
система статистической отчетности получает данные о товарообороте; сведения о
денежной массе статистические органы получают от банков; баланс денежных
доходов и расходов населения позволяет определять затраты на приобретение
товаров и услуг.
.
2. АНАЛИЗ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Р а с ч е т и а н а л и з и н д е к с о в ц е н
Для применения на практике представленной в первой части информации
рассмотрим цены в Амурской области за период с 1998 по 2002 годы.
Большой интерес для статистического анализа представляют данные о средних
ценах в Амурской области. В табл. 2 представлены данные о средних ценах на
некоторые продовольственные и непродовольственные товары.
Таблица 2. – Средние цены на некоторые продовольственные и
непродовольственные товары.
1995 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
Продовольственные товары: | |||||
мясо и птица | 36,03 | 39,67 | 43,24 | 49,27 | 74,95 |
колбасные изделия | 44,20 | 53,22 | 72,14 | 74,01 | 93,29 |
рыбопродукты | 23,90 | 25,00 | 32,76 | 42,86 | 46,18 |
молоко и молочная продукция | 9,28 | 10,93 | 17,61 | 17,48 | 12,62 |
сыр | 51,89 | 53,84 | 77,12 | 90,10 | 113,79 |
яйца | 16,45 | 17,12 | 13,59 | 17,41 | 22,42 |
сахар-песок | 15,45 | 17,04 | 10,70 | 17,39 | 15,89 |
хлебобулочные изделия | 3,99 | 4,87 | 9,38 | 9,61 | 10,57 |
Непродовольственные товары: | |||||
костюм мужской | 817,34 | 833,50 | 1461,03 | 1530,73 | 1730,88 |
ботинки кожаные | 663,76 | 735,59 | 806,58 | 1095,02 | 1238,89 |
моющие
средства
(за кг.) |
25,82 | 35,09 | 49,61 | 50,82 | 53,61 |
табачные изделия | 4,60 | 5,99 | 6,73 | 7,02 | 7,22 |
электропылесос | 935,37 | 1170,00 | 2086,65 | 1982,26 | 2113,00 |
пиломатериалы (за м3) | 540,46 | 600,00 | 115,00 | 1445,00 | 1900,00 |
Эритромецин (за 10 таблеток) | 9,34 | 10,43 | 16,77 | 22,35 | 21,83 |
бензин | 3,06 | 3,23 | 7,85 | 9,53 | 9,77 |
Кроме потребительских цен, для статистического анализа важны цены
производителей промышленной продукции (табл. 3).
Таблица 3. – Средние цены производителей на основные виды промышленной
продукции.
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
Электроэнергия,
тыс. кВт час. |
457,61 | 463,62 | 449,06 | 649,31 |
Уголь бурый, т. | 200,00 | 200,00 | 200,00 | 291,70 |
Древесина деловая, м3. | 612,34 | 644,22 | 736,80 | 861,57 |
Железобетонные конструкции, м3 | 1525,85 | 1665,57 | 1787,64 | 2092,62 |
Кирпич, тыс. усл. кирп. | 1131,25 | 1261,24 | 1998,00 | 2066,53 |
Макаронные изделия, т. | 9532,25 | 9958,00 | 9958,00 | 9812,87 |
Спирт этиловый, дкл. | 102,36 | 118,15 | 175,00 | 182,45 |
Мясо, т. | 37225,58 | 38004,43 | 39003,43 | 43716,49 |
Молочная продукция, т. | 19258,63 | 20379,11 | 16653,89 | 18529,77 |
Мука, т. | 5124,25 | 5399,95 | 4819,51 | 5648,79 |
Комбикорма, т. | 2032,78 | 2065,00 | 4500,00 | 3800,00 |