Статистика цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг. Термин “статистика” употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Работа содержит 1 файл

статистика цен.docx

— 55.07 Кб (Скачать)

Приднестровский государственный  университет

 им. Т.Г.Шевченко

 

 

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Доклад

По дисциплине «Статистика»

На тему

«Статистика цен»

 

 

Выполнила:

Студентка экономического

Факультета, III курса, д/о

Специальность «Бухгалтерский

учет, анализ и аудит», группы 306

Громова Кристина

 

 

 

 

 

Тирасполь, 2013

Введение

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием  работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций  и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Термин “статистика” употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке  и анализу цифровых данных, характеризующих  население, экономику, культуру, образование  и другие явления в жизни общества.

Статистикой также  называют особую науку, т.е. отрасль  значений, изучающую явления в  жизни общества с их количественной стороны.

Между статистической наукой и практикой существует тесная связь и взаимосвязь. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения  статистической науки для решения  конкретных управленческих задач.

Во всем мире возрастает интерес к статистике. В статистических данных, отображающих развитие отдельных  сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ.

Одним из непременных  условий правильного восприятия и тем более практического  использования статистической информации, квалифицированных выводов и обоснованных прогнозов является знание статистической методологии изучения количественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

В настоящее время  перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования  системы показателей, приемов и  методов сбора, обработки, хранения и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности автоматизированных систем управления, создания автоматизированных банков данных, распределительных банков данных и т.д., которые в свою очередь могли бы способствовать созданию автоматизированной системы коммерческой информации.

 

 

 

 

 

Понятие и сущность цен 

Цена - многофункциональное  экономическое явление, ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также  политические последствия. Поэтому  во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей  и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на

деньги.

Цены, процессы их образования  и изменения представляют собой  предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть  в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной  статистики сформирована самостоятельная  служба статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются  в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

1  - индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

2 - маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность национальной валюты, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет  различные функции. Цена - это посредник  и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Цены  классифицируют по различным направлениям.

По  сферам товарного обслуживания:

  1. оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения. При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
  2. розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
  3. закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
  4. цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По  способу отражения транспортных расходов:

  1. цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;
  2. цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

По  формам продаж:

  1. контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
  2. биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;
  3. цены ярмарок и выставок (часто льготные);
  4. аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах.

По  стадиям продажи:

  1. цены предложения, по которым продавец желает продать товар;
  2. цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
  3. цены реализации, по которым товар или услуга реализуются.

По  степени регулирования:

  1. жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);
  2. регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);
  3. свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).

По  степени устойчивости во времени:

  1. твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
  2. подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
  3. скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
  4. с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

  1. расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
  2. справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
  3. цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

  1. трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
  2. мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

Базовый уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие скидки:

  1. скидки за оплату наличными;
  2. сезонные скидки за покупку вне сезона;
  3. дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
  4. постоянным клиентам за «верность»;
  5. сконто - за предварительную оплату;
  6. специальные скидки на пробные партии и заказы;
  7. скидки за возврат ранее купленной у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);
  8. скидки при продаже подержанных товаров;
  9. скидки за потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть);
  10. надбавка за индивидуальность заказа;
  11. надбавка за повышенное качество;
  12. надбавка за рассрочку платежа;
  13. надбавка за дополнительные услуги;
  14. наценки за упаковку, тару.

В условиях развитого  рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования  цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка  ценовой стратегии в первую очередь  зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие  факторы, как спрос, полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

Задачи статистики цен

Тип экономики накладывает  отпечаток на решаемые статистикой  цен общие и конкретные задачи. Они определяются характером ценообразования, ролью и функциями цены. Концепция  статистики цен в условиях плановой экономики и командно-административной системы исходила из необходимости  получения информации для плановых и управляющих государственных  органов. В задачи статистики цен  входили главным образом оценки изменения цен с позиции уровня жизни населения, выделение ценового фактора стоимостных показателей  товарооборота, продукции, национального  дохода, а также торговой скидки как фактора прибыли. Эти концептуальные задачи решались на практике с помощью  основной функциональной задачи: анализа  динамики цен, основанного на индексном  методе. Кроме того, статистика цен  занималась изучением структуры  плановых цен, обеспечением базы ценообразования  и контроля цен. Весьма ограниченно  изучались региональные различия цен, их колеблемость и сезонность, практически не рассматривались соотношения цен различных товаров.

Требования рынка  не только расширяют и углубляют  задачи статистики цен, вытекающие из плановой концепции, но и принципиально  меняют их. В основу современной  классификации концептуальных задач  статистики цен могут быть положены следующие критерии:

  • цели, достигаемые решением задачи;
  • субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация  включает три концептуальные задачи:

  1. характеристика состояния (конъюнктуры) рынка. Решая эту общую задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).
  2. характеристика цены как инструмента управления рынком. С этой позиции статистика изучает возможности и степень воздействия цен на производство (в том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос
  3. анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования цен. Решение этой задачи предполагает статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать и осуществить прогноз изменения цен.

Информация о работе Статистика цен