Статистика цен в России за 2008 год

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 22:14, реферат

Описание работы

Целю данной работы, является теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же проведение статистического анализа цен.
Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики.
Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы статистики цен 4
1.1 Понятие о сущности цен 4
1.2 Статистика анализа цен 5
2 Анализ цен в России за последний период 9
2.1 Индекс потребительских цен на продовольственные товары 10
2.2 Индекс потребительских цен на непродовольственные товары 12
3 Сравнительный анализ индекса потребительских цен в России и 16
зарубежных странах
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

реферат статистика 2.doc

— 476.50 Кб (Скачать)

     Государственное образовательное  учреждение

     высшего профессионального  образования

     « Воронежский государственный  технический университет  » 

     Инженерно-экономический  факультет

     Кафедра « Управление в социальной сфере  и медицине » 

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине

     « Статистика»

     на  тему: Статистика цен в России за 2008 год 
 

Выполнил «       »                       200   г.,                      студент группы ЭЗ-072,

                                                                                                            Подпись                             Пантюк А.Ю.

                                                                                     

Проверил «        »___________200   г.,__________                    к.э.н., доцент

                                                                           Подпись                        Ефанова Е.В. 
 
 
 
 
 

                                                                            Оценка________________

       
 

     2008

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                              3

1 Теоретические  основы статистики цен                                                          4

1.1 Понятие  о сущности цен                                                                               4

1.2 Статистика  анализа цен                                                                                5

2 Анализ  цен в России за последний  период                                                     9

2.1 Индекс  потребительских цен на продовольственные товары                    10

2.2 Индекс  потребительских цен на непродовольственные  товары                 12

3 Сравнительный  анализ индекса потребительских  цен в России и                16

зарубежных странах

Заключение                                                                                                            26

Список  литературы                                                                                             28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Целю  данной работы, является  теоретическое рассмотрение статистики цен, а так же проведение статистического анализа цен.

     Цены - сложная система, составной элемент  рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики.

     Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

     Важнейшими  остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

     В данной работе рассматриваются понятие и сущность цен и инфляции, задачи статистики цен, система показателей статистики цен, принципы и методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня и динамики инфляции. Для раскрытия теоретической части  работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы. 
 

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН 

     1.1 Понятие и сущность цен

     Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

     Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются  в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

     - индикатор, отражающий политику  и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и т. д.);

     - маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

     Рыночная  цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.

          Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

     Рассматривая  статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием. 

     1.2 Статистический анализ цен

     Целью статистического анализа цен являются измерение их уровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этих уровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводные индексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.

     Средняя цена - это средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров.

     Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление и анализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукцию, анализ динамики цен и тарифов на основе выборочных исследований сети базовых предприятий. В этих целях ежемесячно производится регистрация цен в один из согласованных с предприятием дней (примерно с 17-го по 27-е число каждого месяца). Регистрируются фактические цены на продукцию, которая произведена и отгружена в текущем месяце на внутренний рынок, за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизный сбор и другие спецналоги).

     В группу базовых предприятий, где  производится регистрация цен, включаются предприятия различных форм собственности, различных организационно-правовых форм, различные по величине (динамика цен на мелких предприятиях может существенно различаться). Как правило, для данной группы предприятий характерен выпуск наиболее типичной отраслевой товарной продукции.

     В целях обеспечения сопоставимости регистрируемых цен индексы цен, рассчитанные по отдельным товарам, представляющим отрасль, распространяются поэтапно на продукцию отрасли с учетом уровней агрегации товаров в отрасли. При этом используются такие приемы, как регистрация цены «старого» и «нового» товара одновременно по двум смежным месяцам, использование метода перехода с регистрации цен одного вида товара на регистрацию цен другого вида товара, изучение динамики цены за любой период текущего года и т.д.

     В качестве базисной цены для определения индексов цен в течение текущего года принимается цена за декабрь предыдущего года.

     Целью статистического анализа цен  являются измерение их уровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этих уровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводные индексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.

     Средняя цена - это средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров. Рассмотрим, как менялась средняя цена на некоторые продовольственные и непродовольственные товары в России за прошедшие годы. 
Таблица 1 – Средние потребительские цены (руб.) по Российской Федерации в 2001 - 2007год

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Говядина, кг 70.33 72.56 73,90 93.41 115.77 131.67 139.49
Куры, кг 56.92 58.38 69,32 69.94 81.35 78.37 88.20
Сосиски, кг 96.01 101.57 106,66 129.94 142.85 153.94 166.96
Колбаса , кг 71.50 76.61 80,78 98.91 109.50 120.31 132.82
Масло подсолнечное, кг 75.98 87.99 93,15 107.99 130.65 144.92 154.98
Сметана, кг 33.07 35.76 38.16 39.10 40.06 39.41 60.26
Творог  нежирный, кг 43.55 46.35 51.03 57.05 62.72 67.78 87.91
Соки  фруктовые, л 40.21 43.94 49,23 58.44 68.43 76.49 105.25
Яйца  куриные, 10 103.06 102.67 111.95 122.30 138.72 144.26 233.93

Продолжение таблицы 1

Сахар-песок, кг 35.39 38.68 38.63 41.33 45.21 49.08 56.55
Чай черный, кг 32.70 34.64 36.54 40.56 43.54 47.32 54.13
Соль  поваренная , кг 24.11 26.20 29.60 33.39 35.64 40.33 46.84
Мука  пшеничная, кг 42.91 46.75 50.93 53.74 56.86 62.54 70.19
Хлеб  ржаной, ржано-пшеничный, кг 155.92 167.83 173.18 183.01 193.61 204.25 224.65
Рис шлифованный, кг 8.70 9.14 12.07 14.46 14.89 16.55 20.24
Макаронные изделия, кг 11.84 18.80 22.83 20.46 20.64 23.91 25.73
Картофель, кг 7.46 7.04 8.72 10.60 10.38 11.42 15.43
Морковь, кг 5.99 9.75 7.02 7.84 10.21 9.48 16.32
Яблоки, кг 8.34 11.99 12,52 11.20 12.77 16.13 17.88
Апельсины, кг 7.18 10.77 10,11 10.14 12.34 13.39 16.43
Вино, л 30.45 32.23 35.89 37.86 39.67 40.36 46.20
Кофе  натуральный растворимый, кг 368.08 427.68 471.65 512.78 557.90 647.21 700.06
Мыло  хозяйственное, 200 г 248.75 287.15 302.25 331.46 364.99 397.68 442.82
Порошок стиральный, кг 293.63 335.36 356.19 386.68 417.68 447.86 484.07
Шампунь 5.32 5.57 5.75 6.07 6.41 6.82 8.01

Информация о работе Статистика цен в России за 2008 год