Статистический анализ структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – федеральный бюджет.
Вопросы разработки, а также выполнения плана бюджета сегодня являются очень актуальными для большинства экономистов и политиков нашей страны.
Целью данной работы является выявление социально- экономической сущности бюджета как экономической категории, а также рассмотрение его основных составляющих частей- доходов и расходов.

Содержание

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 5
2. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы 11
3. Статистический анализ формирования и использования бюджета Российской Федерации 25
3.1 Анализ динамики и структуры доходной и расходной частей бюджета…………………………………………………………………….. 25
3.2 Сравнительный анализ динамики и структуры различных статей бюджета…………………...……………………………………………29
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

уир статистика.docx

— 248.14 Кб (Скачать)
 

       

     В структуре расходов наибольшую долю занимают межбюджетные трансферты – 36%, национальная экономика – 19%, национальной обороны – 12% и общегосударственные вопросы – 10%. Доля остальных меньше 10% (2009 год).

     Таблица 3.5

     Структура доходов федерального бюджета  2009-2012 гг

   
 
 
2009 2010 2011 2012
млрд.

руб

% к ВВП млрд.

руб

% к ВВП млрд.

руб

% к ВВП млрд.

руб

%к ВВП
Всего доходов     6561,3 17,1 6636,2 15,7 7346,9 15,7 8097,4 15,5
В том числе:  
 
             
Нефтегазовые  доходы 2545,8 6,6 2955,0 7,0 3245,2 6,9 3520,8 6,7
НДПИ(без ненефтегазовых доходов) 882,8 2,3 982,9 2,3 1088,0 2,3 1187,1 2,3
Таможенные  пошлины 1663,0 4,3 1972,1 4,7 2157,2 4,6 2333,7 4,4
Ненефтегазовые доходы 4015,5 10,4 3681,2 8,7 4101,7 8,8 4576,6 8,8
НДС 1943,7 5,1 2148,4 5,0 2430,4 5,2 2792,0 5,4
Налог на прибыль организаций 172,8 0,4 191,5 0,5 192,4 0,4 200,3 0,4
ЕСН 459,4 1,3 41,3 0,1 0   0  
Акцизы 105,8 0,3 145,1 0,3 182,7 0,4 233,9 0,4
НДПИ(без нефтегазовых доходов) 11,1 0,0 10,7 0,0 11,2 0,0 11,8 0,0
Таможенные  пошлины(без нефтегазовых доходов) 506,6 1,3 546,3 1,3 620,7 1,3 700,5 1,3
 

В численном  выражении доходы государственного бюджета растут, однако относительно ВВП, они падают. В структуре доходов в 2009 большую долю ненефтегазовые доходы (61,2%). Однако наблюдается тенденция увеличения доли нефтегазовых доходов.

         

Структура расходов федерального бюджета за 2005-2011 гг.

Статья расходов Удельный  вес в % к итогу      
d0 d1
Общегосударственные вопросы 0,3544 0,3449 0,95% 0,0090250000%
Национальная  оборона     0,00% 0,0000000000%
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 0,1653 0,133 3,23% 0,1043290000%
Национальная  экономика     0,00% 0,0000000000%
Жилищно-коммунальное хозяйство 0,1426 0,1324 1,02% 0,0104040000%
Охрана  окружающей среды     0,00% 0,0000000000%
Образование 0,1281 0,1071 2,10% 0,0441000000%
Культура, кинематография, средства массовой информации     0,00% 0,0000000000%
Здравоохранение, физическая культура и спорт 0,0708 0,0644 0,64% 0,0040960000%
Социальная  политика     0,00% 0,0000000000%
Межбюджетные  трансферты 0,1388 0,2183 -7,95% 0,6320250000%
ВСЕГО: 0,3544 0,3449 0,95% 0,0090250000%  
 
 

Sb=0.01769

Таким образом, в целом по всем структурным  пунктам удельный вес изменился  на 1,769 % 

Jразл=0,05355

Значит, что изменения структуры расходной  части бюджета незначительны.  

     Мы можем совокупно проанализировать некоторые из статей расходов федеральных бюджетов 2009 – 2010 годов.

       

     Стоит заметить, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 миллиарда, однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 миллиардов рублей. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 миллиардов рублей, за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

     Статья  «Национальная экономика» оказалась  в самом большом минусе — расходы  по ней снизились более чем  на 500 миллиардов. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

     Статья  «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении последних 3-х лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 миллиардов рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 миллиарда), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 миллиард), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы»3 (+113 миллиардов).

 

     Заключение 

     В процессе проведенной работы мы смогли убедиться, что доходные и расходные статьи бюджета располагаются в соответствии с бюджетной классификацией конкретного государства.

     Доходы  бюджета — это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для осуществления его функций.

     Бюджетные доходы — понятие более узкое, чем доходы государства, которые  помимо средств бюджета включают денежные средства всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов, а также  доходы всего государственного сектора.

     Главным источником доходов бюджета является национальный доход. В случае его  недостаточности для покрытия финансовых нужд государство привлекает национальное богатство. Основные методы привлечения  национального дохода в бюджет —  это специальные налоги и сборы, которые устанавливаются исполнительной, а утверждаются законодательной  властью.

     Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и  межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 миллиардов, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

 

     Список  литературы 
 

  1. Бюджетная система России: Учеб. пособ./ Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.- 550 с.
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб./ М.В.Романовский и др.; Под ред.М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - 2 -е изд., перераб., испр. - М.: Юрай - М, 2005.- 615 с.
  3. Денисов Е.Ф., Павлов Г.С., Тимошенко О.Ф. Финансовая и денежно- кредитная система. Федеральный и местный бюджеты. Учеб. пособ./ Под ред. В.А.Гневко, А.Ф. Бучинского. - СПб.: ИУЭ, 1998.- 127 с.
  4. интернет-ресурс: http//: www.minfin.ru
  5. Климова О.Б. , В.И. Лукина Статистика финансоы. Уч-мет. Комплекс/ Изд. ТГУ, 2007. – 90с.
  6. Федеральный закон от 02 декабря 2009 года № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
  7. Федеральный закон от 02 декабря 2009 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"»
  8. Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 29.06.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

Информация о работе Статистический анализ структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ