Статистический анализ структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – федеральный бюджет.
Вопросы разработки, а также выполнения плана бюджета сегодня являются очень актуальными для большинства экономистов и политиков нашей страны.
Целью данной работы является выявление социально- экономической сущности бюджета как экономической категории, а также рассмотрение его основных составляющих частей- доходов и расходов.

Содержание

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы 5
2. Основные показатели статистики бюджета и бюджетной системы 11
3. Статистический анализ формирования и использования бюджета Российской Федерации 25
3.1 Анализ динамики и структуры доходной и расходной частей бюджета…………………………………………………………………….. 25
3.2 Сравнительный анализ динамики и структуры различных статей бюджета…………………...……………………………………………29
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

уир статистика.docx

— 248.14 Кб (Скачать)

      

Предположим, что между уровнем доходов  и расходов  существует некоторая  взаимосвязь, для проверки чего рассчитаем линейный коэффициент корреляции, позволяющий  оценить тесноту связи между  признаками через определение меры соответствия вариации результативного  признака от одного (при изучении парных зависимостей) фактора. [2. с. 361]

      Рассчитаем  линейный коэффициент корреляции по формуле:                                                                     (19)

                                                                  (20)

                                                                                        (21)

                                                                                                 (22)

                                                                             (23)                                                                               (24)

                                                                      (25)

   

                                                                          (26)

T набл= 2,386278891 

(tнабл) tкрит, значит   r –значительная

Проверим  предположение, что между уровнем  доходов и расходами государственного бюджета существует прямая взаимосвязь, для чего исследуем зависимость между ними методом парной регрессии на основе метода наименьших квадратов. Линейный коэффициент корреляции в промежутке от 0,5 до 0,7 , следовательно, по шкале Чеддока связь между доходами и расходами государственного бюджета заметная. 
 
 

     Динамика  основных статистических показателей  федерального бюджета на 2009-2010 гг. представлена в таблице 3.1. 

     Таблица 3.1

Динамика основных статистических показателей федерального бюджета Российской Федерации на 2009-2010 гг. 

Показатель 2009 г. 2010 г. 2010 г.  к 2009 г.
Абсолютный  прирост Темп прироста, %
1 2 3 4 5
объема валового внутреннего продукта, тыс. руб. 51 475 000 000 43 187 000 000 -8 288 000 000 -16,1
Уровня  инфляции, % 8,5 10 2,5 29,4
Прогнозируемый  общий объем доходов федерального бюджета, тыс. руб. 10 927 137 733 6 950 010 032,5 -397 712 700,5 -36,4
В том  числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, тыс. руб. 4 692 509 635 3 194 681 720 -1 497 827 915 -32
Общий объем расходов федерального бюджета в сумме, тыс. рублей 9 024 654 998,3 9 886 920 940,1 862 265 941,8 9,5
Объем нефтегазового трансферта, тыс. рублей 2 531 125 000 1 943 415 000 587 710 000 23,22
Нормативную величину резервного фонда, тыс. рублей 5 147 500 000 4 318 700 000 -828 800 000 -16,1
Верхний предел государственного внутреннего  долга российской федерации на 1 января 2010 года/1 января 2011 года, тыс. рублей 2 119 739 195,3 3 301 795 464 1 182 056 268,7 55,8
Верхний предел государственного внешнего долга  российской федерации на 1 января 2010 года, млрд. Евро 27,8 45,2 -17,4 -62,6
Профицит (+), дефицит (-) федерального бюджета, тыс. рублей 1 902 482 734,7 -2 936 910 907,6 -4 839 393 642,3 -254,4
 

     Анализируя  представленные данные, мы видим, что значение ВВП в 2010 г. снизилось на 16,1% по отношению к уровню 2009 г. Объем доходов также снижается на 36,8%, при этом снижение нефтегазовых доходов составило 32% за анализируемый период.

     В то же время общий объем расходов увеличился на 9,5%, а нормативная величина резервного фонда уменьшилась на 16,1%. Повысился и предел государственного внутреннего долга на 55,8%.

     В результате бюджет из профицитного перешел  в дефицитный, что можно связать с последствиями мирового финансового кризиса.

     

     Рис. 2 Доходы федерального бюджета

     

     Рис. 3 Доходы федерального бюджета( изменение в реальном выражении) 

     Рассмотрим  отношение показателей федерального бюджета к размеру ВВП в 2009-2010 гг. представлено в следующей таблице.

     Таблица 3.2

Отношение показателей федерального бюджета Российской Федерации к ВВП в 2009-2010 гг., %

Показатель 2009 г. 2010 г. Абсолютный  прирост
1 2 3 4
объема  валового внутреннего продукта, тыс. руб. 100 100 0
общий объем доходов  федерального бюджета, тыс. руб. 21,23 16,1 -5,13
В том  числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, тыс. руб. 9,12 7,4 -1,72
Общий объем расходов федерального бюджета в сумме, тыс. рублей 17,6 22,9 5,3
Объем нефтегазового трансферта, тыс. рублей 4,92 4,5 -0,42
Нормативную величину резервного фонда, тыс. рублей 10 10 0
Верхний предел государственного внутреннего  долга российской федерации на 1 января 2010 года, тыс. рублей 4,12 7,65 3,53
Профицит (+), дефицит (-) федерального бюджета, тыс. рублей 3,7 -6,8 -10,5
 

     Объем доходов в ВВП составляет 21,23% и 16,1%, в 2009 и 2010 гг. соответственно.

     Объем расходов бюджета в ВВП составляет 17,6% и 22,9%, в 2009 и 2010 гг. соответственно.

     Доля  резервного фонда в ВВП осталась прежней 10%.

     Далее рассмотрим структуру и динамику федерального бюджета в разрезе  разделов.

     Таблица 3.3

Состав  и динамика расходов федерального бюджета по разделам в 2009-2010 гг., тыс. рублей

Статья  расходов 2009 г. 2010 г. 2010 г.  к 2009 г.
Абсолютный  прирост Темп роста, %
1 2 3 4 5
Всего 9 931 400 000 9 886 900 000 -44 500 000 -0,45
В том числе:        
Общегосударственные вопросы 959 300 000 1 186 700 000 227 400 000 24
Национальная  оборона 1 211 900 000 1 253 200 000 41 300 000 3
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 006 300 000 1 062 400 000 56 100 000 6
Национальная  экономика 1 845 700 000 1 347 100 000 -498 600 000 -27
Жилищно-коммунальное хозяйство 142 900 000 137 700 000 -52 000 000 -4
Охрана  окружающей среды 13 300 000 12 200 000 -1 100 000 -8
Образование 413 100 000 398 700 000 -14 400 000 -3
Культура, кинематография, средства массовой информации 114 700 000 108 200 000 -6 500 000 -6
Здравоохранение, физическая культура и спорт 348 200 000 332 600 000 -15 600 000 -4
Социальная  политика 331 300 000 328 700 000 -2 600 000 -1
Межбюджетные  трансферты 3 544 600 000 3 719 300 000 174 000 000 5

     Анализируя  представленные данные, мы видим, что  не все статьи расходов возрастают со временем, какие-то являются более приоритетными и в условиях финансовой нестабильности им отдают предпочтения.

     Структура расходов федерального бюджета по разделам в 2009-2010 гг. представлена в таблице 3.4.

     Таблица 3.4

Структура расходов федерального бюджета по разделам в 2009-2010 гг., в %

Статья  расходов 2009 г. 2010 г. Абсолютный  прирост
1 2 3 4
Всего 100,0 100,0 -
В том числе: 0,0 0,0 0,0
Общегосударственные вопросы 10 12 2
Национальная  оборона 12 13 1
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 10 11 1
Национальная  экономика 19 14 -5
Жилищно-коммунальное хозяйство 1 1 0,0
Охрана  окружающей среды 0,1 0,1 0,0
Образование 4 4 0,0
Культура, кинематография, средства массовой информации 1 1 0,0
Здравоохранение, физическая культура и спорт 4 3 -1
Социальная  политика 3 3 0,0
Межбюджетные  трансферты 36 38 2

Информация о работе Статистический анализ структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ