Доходы и расходы Государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
• изучить особенности формирования государственного бюджета;
• дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию;
• охарактеризовать суть государственного дефицита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...……………………3 стр.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. …………………………………………………………………………....……5 стр.
1.1. Государственный бюджет: понятие, сущность, функции, структура………………………………...…………………….5 стр.
1.1.1. Принципы построения бюджетной системы…………..8 стр.
1.2. Доходы государственного бюджета………..…………..…..12 стр.
1.3. Расходы государственного бюджета……………………….20 стр.
1.4. Дефицит и профицит государственного бюджета……...…31 стр.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА…………..…....….35 стр.
2.1. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета РФ 2005-2010 гг…………………………………………………………..……..35 стр.
2.2. Основные планы федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов…………………………..………………...…….36 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..40 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………..42 стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..…………43 стр.

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...……………………3 стр.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. …………………………………………………………………………....……5 стр.

    1. Государственный бюджет: понятие, сущность, функции, структура………………………………...…………………….5 стр.
      1. Принципы построения бюджетной системы…………..8 стр.
    2. Доходы государственного бюджета………..…………..…..12 стр.
    3. Расходы государственного бюджета……………………….20 стр.
    4. Дефицит и профицит государственного бюджета……...…31 стр.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА…………..…....….35 стр.

2.1. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета РФ 2005-2010 гг…………………………………………………………..……..35 стр.

2.2. Основные планы федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов…………………………..………………...…….36 стр.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..40 стр.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...………..42 стр.

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..…………43 стр.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Государственный бюджет как явление в истории  человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документ, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

По материальному  содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое  значение бюджета многогранное, и  в частности, оно состоит в  том как законодательный орган  утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

Проблеме государственных  финансов и государственного бюджета  посвящено ряд работ таких  ученных – экономистов как  Меньшиков С.М., Ревинский И.А., Иванов А.С., Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н., Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. и др.

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую  суть таких понятий как государственный  бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный  долг.

Поставленная  цель требует решения ряда взаимосвязанных  заданий:

  • изучить особенности формирования государственного бюджета;
  • дать понятие доходов и расходов государства, изучить их структуру и классификацию;
  • охарактеризовать суть государственного дефицита.

 

Объектом данного исследования является федеральный бюджет Российской Федерации, предметом иследования являются расходы и доходы Государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

    1. Государственный бюджет: понятие, сущность, структура.

Государственный бюджет – роспись денежных доходов и расходов государства, которая представляет собой основной финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона.

Бюджет утверждается законодательными органами власти – парламентами, а в России – Федеральным собранием.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих  друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Эффективность бюджетной политики во многом определена структурой бюджетной системы. В  такой большой по территории стране как Россия, бюджетная система представляет собой сложную иерархию бюджетов различных территориально-административных образований. Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. В странах, имеющих федеративное устройство, существует трёхзвенная система. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система России представляет собой совокупность бюджетов трёх уровней – федерального, субъектов Федераций и административно-территориальных образований. Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

 

В таблице 1 приведена  структура государственного бюджета  Российской Федерации.

 

Таблица 1. 

Структура государственного бюджета

Доходы

Расходы

Налог с физических лиц (подоходный)

Социальные  расходы

Налог на прибыль  предприятий

Военные расходы

Налог с оборота (НДС-налог на добавленную стоимость)

Расходы на фундаментальную  науку и научные исследования

Акцизы

Расходы на финансирование экономики:

А) предоставление субсидий, дотаций,                                   займов;

Б) гос. инвестиции

В) федеральные  программы

Таможенные  пошлины

Содержание  гос. аппарата

Прочее

Обслуживание  гос. долга.


 

Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований


Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и                    консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Функции бюджета:

Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.

Согласно 1-ой функции делятся на:

1. Распределительная  (перераспределительная). Государство, концентрируя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественного производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика.

2. Контрольная  функция, бюджет объективно отражает  экономические процессы, происходящие  в экономики. Основой данной функции является движение бюджетных ресурсов.

Согласно 2-ой классификации функции подразделяются на:

1. Экономические  - финансирование убыточных, но  важных для народного хозяйства  отраслей экономики (например, общественный  транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры.

2. Социальная - поддержка социально незащищённых  групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования,  здравоохранения, культуры, спорта  и др. социальных программ.

3. Политическая - финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на гос. управление.

4. Функция межотраслевого  и межрегионального перераспределения ресурсов - поддержка депрессивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей народного хозяйства.

5. Финансирование  НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), фундаментальных и прикладных научных изысканий.

 

      1. Принципы построения бюджетной системы.

Бюджетным кодексом РФ [1, гл.5] законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • Единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • Самостоятельности бюджетов;
  • Полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • Сбалансированности бюджета;
  • Эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • Гласности;
  • Достоверности бюджета;
  • Адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право законодательных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс; 

- наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право органов  государственной власти  и органов  местного самоуправления самостоятельно  в соответствии с законодательством  определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов  (решений) о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость  компенсации за счет бюджетов  других уровней потерь в доходах  и дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов  (решений) о бюджете, за исключением  установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Информация о работе Доходы и расходы Государственного бюджета