Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.
Введение.
Гл.I Роль и значение налогов в экономике
1.1 Генезис налогов
1.2 Экономическая сущность и значение налогов
Гл.II Анализ структуры налоговых доходов бюджета
2.1 Состав и структура доходов в бюджетной системе РФ
2.2 Анализ динамики и структуры налоговых доходов
Гл.III Оптимизационная структура налоговых доходов
3.1 Проблемы формирования налоговых доходов
3.2 Пути совершенствования налоговых доходов
Заключение
Тема: Анализ структуры налоговых доходов бюджета.
План:
Введение.
Гл.I Роль и значение налогов в экономике
1.1 Генезис налогов
1.2
Экономическая сущность и
Гл.II Анализ структуры налоговых доходов бюджета
2.1 Состав и структура доходов в бюджетной системе РФ
2.2 Анализ динамики и структуры налоговых доходов
Гл.III Оптимизационная структура налоговых доходов
3.1
Проблемы формирования
3.2
Пути совершенствования
Заключение
Введение.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.
Налоги
важнейшая форма аккумуляции
бюджетом денежных средств. Без налогов
нет бюджета; поддержание эластичности
налоговой системы –
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
Связь
бюджета и налогов имеет
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
-
отдельной группы налогов(
-
конкретного налога (например, налога
на прибыль организаций) в
-
отдельной группы налогов в
общей сумме налоговых
-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.
К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема дипломной работы является актуальной.
Целью
работы является анализ состава и
структуры налоговых доходов
бюджета, определение факторов, от влияния
которых зависит объем
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
-
изучение роли и значения
-
выявление структурных
- анализ структуры и динамики налоговых доходов;
-
анализ экономической природы
и причин налоговой
- определение перспектив совершенствования структуры налоговых доходов бюджетной системы.
Предметом дипломной работы выступают вопросы, связанные с поиском увеличения налоговых доходов государства в современных условиях.
Объектом в свою очередь является доходы федерального бюджета за период исследования 2001-20004 гг.
Работа
опирается на законодательную –
в первую очередь Бюджетный кодекс
РФ, Налоговый кодекс РФ, а также
труды отечественных
Гл.I Роль и значение налогов в экономике
Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа – государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества.
Ни одно государство какие бы то ни было времена не могло обходиться без изымания налогов с граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической структуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования.
Еще в XIII-XII в.в. до Рождества Христова имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому времени относятся первые известия о поголовном налоге в Китае и Персии. Во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.
Средства, полученные от уплаты налогов, расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим.1
В.Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями: 1. Первый период налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразрывностью и случайным характером.
Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, участие в походах, продовольствие, фураж, снаряжение для армии и др.
По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армий и дворцов, строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов, для денежного содержания государства.
В IV-III веках до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в этот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства.
Развитие государственных институтов Рима способствовало проведению кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился первый всеобщий денежный налог – трибут. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота при торговле рабами.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но функцию регулятора тех или иных экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме составляло более 200.
В Европе XVI-XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи носили характер разовых изъятий.
Второй период развития налогообложения (конец XVII – нач. XVIII в.) характеризуется тем, что налоги становятся основными источником доходной части бюджета государства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
Третий период развития налогообложения начал свою историю с XIXв. И отличался уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.
Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблему и методику налогообложения (Именно тогда).1
Финансовая система же Древней Руси начала складываться в конце IXв., в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.
После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства.
Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. К этому времени относится и внесение первой налоговой декларации – сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основе которых взимались прямые налоги1 .
Несмотря на политическое объединение русских земель, финансовая система в России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
Во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения в России была упорядочена.
Так, в 1655г. был создан специальный орган – счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета1
В связи с постоянными войнами, которые вела Россия в XVIIв., налоговое бремя было огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646г. в 4 раза акциза на соль привела к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.
Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога с бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т. д.
В период правления Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого».
Основной чертой налоговой системы XVII в. Можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42% государственных доходов).
Вплоть до середины XVIII в. русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765г. русский историк А.Я.Поленов в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России».
Вторым по значимости налогом выступал оброк – плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть социальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор за перевозку грузов по железной дороге и т. д.
Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917г.
Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, директором СНК от 14 августа 1918г. был введен единовременный чрезвычайный революционный налог, которым облагалась городская буржуазия и кулачество.1
Информация о работе Анализ структуры налоговых доходов бюджета